Индивидуальное логопедическое занятие
план-конспект занятия по логопедии

Брагинская Кира Владиславовна

Данное занятие ориентировано на детей 5-6 летнего возраста. Поможет автоматизировать звук Р в игровых упражнениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_logopedich_zanyat.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Подготовила: учитель-логопед

Брагинская К.В.

Тема: Автоматизация звука Р в словах и предложениях.

Цели: 1) развитие артикуляционной моторики;

           2) развитие речевого дыхания;

           3) уточнение артикуляции звука Р и его характеристика;

           4) упражнять в умении выделять звук Р из ряда звуков, слогов и слов;

           5) автоматизация звука в словах, предложениях и чистоговорках;

           6) закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

           7) развитие слухового внимания и памяти;

           8) уточнение, расширение и активизация словаря;

           9) закреплять навыки словообразования (существительные с

               уменьшительно-ласкательным значением);

           10) закреплять умение правильно употреблять в речи существительные  

               в форме родительного падежа множественного числа;

           11) отработать навыки согласования местоимений с

                 существительными;

            12) уточнить и расширить представление о предложении и

                  согласовании слов в предложении;

             13) закрепление пространственных представлений.

Оборудование: коробка с сюрпризом, игрушка Тигренок, мяч, разноцветные камешки, игра «Зоопарк», игра «Веселые клеточки», «письмо» от Незнайки («Исправь предложения!», игра «Путаница», игра «Кто запутался в паутине?», игра «Футбол», картинки к упражнениям артикуляционной гимнастики, пособие «Аквариумы», фигурки морских обитателей; кубик с точками, маленький Тигренок, карточка со словами на звук Р; карточка с незаконченными чистоговорками, карточка с загадками о зоопарке и аквариуме, игрушечная машинка.

Ход занятия:

  1. Орг.момент. Приветствие гостей.

Установка на занятие:

Слушаем…внимательно,

Работаем…старательно,

Отвечаем…громко!

  1. Разминка. Игра «Допрыгай до меня!»

Ну-ка думай

И давай

На вопрос ты отвечай!

Ребенок отвечает на вопросы и за каждый правильный ответ делает прыжок навстречу логопеду.

Вопросы:

  1. Какое сейчас время года? Назови зимние месяцы!
  2. Назвать 3 слова-наоборот

Широкий-

Высокий-

Длинный –

  1. Назови лишнее слово: коньки-лыжи-мяч-санки
  2. Придумай 3 рифмы:

Мак- (бак, так, лак)

Бочка (дочка, точка, кочка)

Каток (лоток, поток, моток)

  1. Реши логическую задачу:

Кого в реке больше: щук или рыб?

- Молодец! Ты верно ответила на все вопросы. И сегодня около меня оказалась коробочка. Давай возьмем ее и посмотрим, кто там спрятался.

3. Введение в тему занятия.

Ребенок достает из коробочки Тигренка. Логопед читает стихотворение:

Я – тигр, тигр, тигр,

Любимец малышей.

Люблю играть я в игры,

Пойдём играть скорей!

- Как ты думаешь, Тигренок умеет разговаривать? А как он голос подает? (он рычит).

- Наш Тигренок уже научился рычать, как настоящий взрослый Тигр. Он пришел к нам на занятии, чтобы посмотреть, как ты умеешь «рычать» и как красиво произносишь звук Р в словах и предложениях.

4. – А чтобы наш язычок был готов к работе, нужно выполнить зарядку.

Выполняется артикуляционная гимнастика в картинках с чтением логопедом стихотворения к каждому упражнению.

Используются приемы биоэнергопластики.

5. Звук Р – непростой звук! Для его произношения нужна сильная воздушная струя. Повторяем: вдох – носом, выдох – ртом.

Давай Тигренку забьем гол. Игра «Футбол»

6. – Тигренку очень понравилось, как мы сделали гимнастику и поиграли в футбол.

- Теперь язычок готов и «порычать».

Изолированное произношение звука Р ребенком перед зеркалом.

Характеристика звука: согласный, звонкий, твердый.

7. «Песенки Тигренка»

- Споем Тигренку песенки!

1) ра-ра-ра

    Ры-ры-ры

    Ро-ро-ро

    Ру-ру-ру

  2) Игра «Будь внимательна, смотри, без ошибок повтори!»

       Ра-ру-ры

       Ро-ру-ра…

  3) со сменой ударного слога;

8. – Молодец! Что мы с тобой сейчас произносили? (слоги). Слоговая разминка закончена, переходим к словам.

Игра «Проложи дорожку к Тигренку!»

- Что-то наш Тигренок далеко от нас ушел и не хочет приближаться. Нужно к нему подойти.

- Придумай слова со звуком Р и за каждое слово будешь брать камешек, по камешкам мы и дойдем до Тигренка.

9. – Ура! Тигренок с нами!

И он нам предлагает прогуляться…А куда – сейчас узнаем, отгадав его загадку.

Зачитывается загадка:

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,
Люди в парке отдыхают,

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери,

Как мы этот парк зовем?

И смотреть зверей идем? (зоопарк)

- Молодец! Да, мы отправляемся в зоопарк.

А на чем мы поедем? Давай на машине! Поехали: Р-Р-Р…..

Игра «Зоопарк»: выбрать только тех животных, в названиях которых есть звук Р и поселить их в зоопарк.

10. – Гуляя по территории зоопарка, люди могут увидеть не только животных в клетках, но и много другого интересного. Отгадай загадку. Зачитывается загадка:

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

 И с рыбкой золотой (аквариум)

- Молодец! Тигренок нас приглашает в павильон с аквариумами.

Игра «Где звук живет?»: ребенок повторяет за логопедом слова, определяет место звука в слове и «запускает» рыбок в аквариум.

11. Динамические игры.

    - Тигренок очень любит играть в мячик и тебе предлагает подвигаться.

1) игра «Большой – маленький»

      Роза –

      Ракушка –

      Нора –

      Помидор –

      Рома –

2) игра «Один – много»

       Забор – много заборов

       Ромашка – много ромашек

       Куртка – много курток

       Карась- много карасей

        Ручка – много ручек

3) игра «Жадина»

         Карандаш – мой карандаш

         Радуга – моя радуга

         Коробка – моя коробка

                         Перо – мое перо

                          Огурцы – мои огурцы

12. – Тигренок предлагает тебе поиграть в игру «Внимательные ушки»: я произнесу 5 слов, ты должна повторить только слова со звуком Р

Ракета, ложка, ручка, диван, рынок

Радуга, магазин, белка, ворона, помидор

13. – Давай с тобой вспомним слова, в которых 2 звука Р ( прорубь, квартира, мрамор, дроворуб, аэродром).

- Повтори слово столько раз, сколько точек выпадет на кубике (столько раз, сколько я хлопну).

14. – Тигренок приготовил для тебя чистоговорки.

Но сегодня он предлагает тебе самой придумать чистоговорку. И скажет нам только начало.

Ра-ра-ра – (на дубе толстая кора, начинается игра, на рукаве дыра, Роме спать пора)

Ры-ры-ры (летают комары, на ниточках шары)

Ран-ран-ран (у Ромы барабан, рогатый баран)

Рась-рась ( у меня карась)

- Молодец! Ты хороший поэт!

15. Физминутка.

Игры на развитие внимания: «Руки вверх, пожалуйста! …», «Не пропусти транспорт!», «Карлики-великаны»).

16. Игра «Путаница» («Подружи слова»)

17. – Тигренок получил письмо. А от кого, мы сейчас узнаем. Зачитывает загадку:

У кого чудная шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто лгунишка и зазнайка?
Знают все, малыш …
(Незнайка)

Игра «Что перепутал Незнайка»

- Послушай, какие предложения сочинил Незнайка. Исправь их и скажи правильно!

Дровами рубят топор.

Сахар грызет Иру.

Дорога едет по грузовику.

Градусник несет врача.

Забор красит Рому.

В розах растут сады.

Мусор убирает Рому.

Арбуз угостил Артема.

Куры кормят Марусю.

Рыба поймала рыбака.

В помидорах и огурцах растут огороды.

18. Игра «Веселые клеточки»

- Тигренок тебе предлагает поиграть в игру. Возьмем младшего брата нашего Тигренка. И он будет ходить по клеточкам, с каждым словом-названием картинки придумай интересные предложения.

19. Игра «Кто запутался в паутине?»

- Давай поможем Тигру составить слова из разбросанных букв.

В названии какого насекомого есть звук Р?

20. Итог занятия.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...