ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""
материал по логопедии (подготовительная группа)

Несмеянова Ольга Александровна

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ГМО20.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»

ГМО: Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня.  

В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в социуме. В результате такого подхода коррекционная работа в логопедии поднялась на качественно новый уровень. Актуальной остается проблема выявления нарушений и коррекции речевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Общаясь с окружающими, дети с ТНР имеют множество проблем, которые мешают воспринимать правильно окружающий мир. Эти проблемы заключаются:

  1. В отсутствии умения общаться со сверстниками и взрослыми, т.к. их не понимают.
  2. Развитие чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
  3. Страха речи, который со временем может привести к снижению самооценки.
  4. В отказе от общения, уходу в себя и другим негативным переживаниям, травмирующих психику ребенка.

Как наиболее эффективный метод работы с детьми с ТНР я рассматриваю театральную деятельность. Это распространенный вид детского творчества, он близок и понятен любому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан с игрой - ведущим видом деятельности у старших дошкольников. Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

В начале учебного года было проведено обследование речи учащихся по следующим параметрам: звукопроизношение, звуковой анализ и синтез слов, слоговая структура слова, словарь, грамматический строй речи, графомоторные навыки, связная речь. (презентация)

Проведя анализ результатов речевого обследования, мною были выбраны следующие элементы театральной деятельности для работы с учащимися:

  • театральная игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • основы театральной культуры;
  • работа над спектаклем.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:

  • ориентировка в пространстве;
  • развитие речи, построение диалога;
  • развитие отдельных групп мышц;
  • развитие психических процессов;
  • воспитание нравственно-эстетических качеств.

Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи:

  • развитие координации движений;
  • развитие мышечной памяти и пластики;
  • развитие воображения;
  • развитие музыкальной реакции и чувства ритма.

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

  • развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонации;
  • развитие связной речи, творческой фантазии;
  • учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
  • пополнять словарный запас;

Основы театральной культуры – знакомство учащихся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства; культура зрителя).

Задачи:

  • познакомить детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.

Задачи:

  • учить сочинять этюды по детским произведениям;
  • развитие навыка действовать с воображаемым предметом;
  • учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
  • пополнять словарный запас.

Элементы театральной деятельности позволили сделать индивидуальные занятия более интересными, познавательными.

Акцентируя внимание учеников на то, что они актёры, и как должен красиво и правильно говорить актёр со сцены, ребята стараются запоминать новые слова, спрашивают значения этих слов, а затем их употребляют в своей речи Повторная диагностика, проведённая в конце учебного года, подтвердила эффективность применения театральной деятельности в логопедической работе.

Использование элементов театральной деятельности в работе учителя – логопеда позволяет сделать следующие выводы:

  • речь учащихся стала более эмоциональна,
  • в результате использования на занятиях элементов театральной деятельности учащиеся стали более уверены в общении с окружающими, ориентируются в окружающей обстановке,
  • автоматизация звуков проходит успешно,
  • обогатился словарь учащихся,
  • совершенствуется лексико-грамматическая сторона речи.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами опытом работы театрализованной деятельности и тем, как я активно применяю ее в своей работе. Буду рада, если материал вам пригодится в вашей работе. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Описание материала:  из опыта работы учителя-логопеда по использованию театрализованных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

Презентация «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя – логопеда (опыт работы)»

laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»...

"Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда в дошкольном учреждении"

Консультация для педагогов ДОУ на тему:"Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда "...

Презентация «Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»

Цель коррекционной работы учителя-логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  я использую речевые игры и у...

Театрализованная деятельность. Из опыта работы учителя- логопеда с детьми с ОВЗ

    У детей с речевыми нарушениями    часто отмечается недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему ...