Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Полет в космос»
план-конспект занятия по логопедии

Хайрова Юлия Александровна

Логопедическое занятие с детьми  старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_polet_v_kosmos.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие с детьми

старшего дошкольного возраста с ОНР

по теме «Полет в космос»

Конспект составила учитель-логопед

МАОУ СОШ № 10

Хайрова Ю.А.

Цель: развитие лексико-грамматической строя речи и связной речи детей с ОНР по теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить знания детей о космосе; активизировать словарный запас детей по теме (названия планет, метеорит, комета, звезда, космонавт, ракета, луноход, космический корабль); учить детей выделять лишний предмет, объясняя свое решение развернутым ответом (потому что); закреплять умение составлять слово из букв, делить слово на слоги, определять первый и последний звук в слове, место звука в слове (начало, середина, конец); согласовывать числительные с существительным, прилагательное с существительным в числе и падеже;  автоматизировать звук [р] в речи дошкольников.

Коррекционно-развивающие: развивать умение отвечать на вопросы полным ответом; развивать мелкую моторику рук детей, внимание, память, логическое мышление, ориентир на листе бумаги;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.

Материал: Два комплекта цветных букв (В, О, С, Т, О, К); массажные мячи и картинка с изображением солнечной системы (8 планет), дидактическая игра «Помоги инопланетянам добраться до своей планеты», плоскостное изображение планет с цифрами от 1 до 6, картинки с космическими предметами, мяч, листы с изображением ракет и образцом штриховки.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, я рада приветствовать вас этот теплый весенний день. И хочу поздравить с наступающим праздником. А вы знаете какой праздник будет отмечать наша страна 12 апреля?

Дети: День космонавтики.

Логопед: Почему именно 12 апреля?

Дети: 12 апреля был совершен первый полёт человека в космос.

Логопед: Назовите имя первого космонавта.

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин... (показ портрета)

Правильно, это Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961г. он впервые полетел в космос.

А вы знаете как называлась космическая ракета, на которой Юрий Алексеевич совершил полет? (Ответы детей).

В космической ракете,

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог!

Поет об этом песни

Весенняя капель.

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель. (В Степанов).

Ребята, разделитесь на парочки. Возьмите по конверту и выложите из букв название ракеты «ВОСТОК». (Дети в парах выкладывают слово из букв) Сколько слогов в слове ВОСТОК? Принимается только полный ответ.

Дети: В слове ВО-СТОК - 2 слога.

Логопед: Молодцы, назовите первый звук в слове ВОСТОК.

Дети: В слове ВОСТОК первый звук [В].

Логопед: Хорошо, назовите последний звук в слове ВОСТОК.

Дети: Последний звук в слове ВОСТОК - [К].

Логопед: Ребята, а вы хотели бы сегодня стать космонавтами и отправиться в путешествие в космос? (Ответы детей).

Логопед: А знаете ли вы какими должны быть космонавты? Мы сейчас проверим, я буду называть различные качества, а вы, если считаете, что космонавт должен быть таким – подпрыгиваете и хлопаете, а если считаете, что это качество космонавту не подходит – приседаете.

Космонавты должны быть сильными, вредными, смелыми, ленивыми, отважными, умными, слабыми, трусливыми, закалёнными, медлительными, выносливыми, осторожными, внимательными и т.д.

Логопед: Молодцы! Давайте, сегодня попробуем стать космонавтами. Для этого нам необходимо пройти тренировку. Чтобы говорить четко и внятно космонавтам помогают упражнения для языка и чистоговорки. Слово чистоговорка произошло от двух слов ЧИСТО ГОВОРИТЬ, поэтому не забывайте следить за своим язычком и проговаривать все звуки правильно. Повторяйте за мной:

КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета

НА – НА – НА - круглая луна

ДА – ДА – ДА - яркая звезда

НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты

ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо

МЕТА – МЕТА – МЕТА - длиннохвостая комета

АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр

Логопед: Ребята, пальцы рук космонавты тренируют с помощью специальных тренажеров, а нам в этом помогут колючие массажные мячи. Давайте разомнем пальчики и вспомним названия планет. Пальчиковая гимнастика «Астрономическая считалка».

На Луне жил звездочет. (Перекладывание мяча из правой руки в левую, сжимая его в кулаке)

Он планетам вел учет: (Круговые движения, мяч между ладошек)

Раз – Меркурий, (Держать мяч двумя пальчиками: большой – указательный)

Два – Венера, (большой – средний)

Три – Земля, (большой – безымянный)

Четыре – Марс, (большой – мизинец)

Пять – Юпитер, (То же самое другой рукой)

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Логопед: Тренировки пройдены успешно! Можно отправляться в безвоздушное пространство, а на чем мы полетим?

Дети: На космической ракете.

Логопед: Тогда надеваем скафандр и заводим мотор!

- К запуску космического корабля приготовиться! Дети: Есть! (руки вперед, кисти в кулак, большие пальцы вверх) - Включить контакты. Дети: Есть! (соединить большие пальцы рук) - Завести мотор! Дети: Есть! (кулаки вращать вокруг друг друга, сделать вдох носом и на выдохе тянуть: РРРРРРРР)

Логопед: Обратный отсчет! (Вместе с детьми) 5,4,3,2,1… ПУСК!!!! (сомкнуть руки и поднять вверх).

(Включается музыка: Зодиак «Космическая», играет фоном до конца занятия).

Логопед: Ребята, вот мы с вами и космосе. Если мы посмотрим в иллюминатор, что увидим в космосе? (Ответы детей). Я предлагаю вам выйти в космическое пространство. (Раскладывает на полу планеты с цифрами от 1 до 6 и картинки на столе). Давайте посчитаем космические предметы. Выбирайте картинки.

Дети: (Перепрыгивают с планеты на планету, на которых прикреплены цифры в разброс от 1 до 6 и считают космические предметы в порядке возрастания или убывания: 1 метеорит, 2 метеорита…. 6 метеоритов).

Слова: ракета, комета, звезда, летающая тарелка, луноход, планета и т.д.

Логопед: Нам пора возвращаться на борт космического корабля. Ребята, вы знаете, учеными еще не доказано существование жизни на других планетах. Но я предлагаю вам немного пофантазировать и поиграть игру, а называется она «Помоги инопланетянам добраться до своих планет». Для этого нужно взять летающую тарелку, назвать картинку, которая изображена на обороте тарелки и определить, где в этом слове живет звук (Р): в начале, в середине или в конце слова. Затем отправить инопланетянина на свою планету. Правила игры понятны? (Дети выполняют задание, определяют место звука в слове и отправляют инопланетянина в космическом корабле на планету с соответствующей схемой).

Логопед: Вы отлично справились с этим заданием. Инопланетные существа благодарят вас за помощь!

Логопед: Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. (Дети встают в круг.)

Игра с «мячом-метеоритом». Я буду называть один предмет и бросать метеорит (мяч), а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит (мяч) назад. (Пример: Яркая звезда – яркие звезды).

Слова: яркая звезда, храбрый космонавт, космический спутник, длиннохвостая комета, разноцветная планета, быстрая ракета, огромный метеорит, летающая тарелка.

Логопед: Входим в зону турбулентности. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего. Я буду называть вам предметы, а вы выделяете лишний предмет и объясняете почему он лишний. (Пример: Лишнее СОЛНЦЕ, потому что это звезда, а все остальное - это планеты.

Игра «Четвертый лишний»

- Марс, Венера, Юпитер, Солнце;

- луноход, ракета, вертолет, спутник;

- метеорит, камень, комета, звезда;

- комета, ракета, спутник, луноход.

Логопед: Молодцы, ребята, сбросили все лишнее.

Сейчас наш космический корабль приближается к планете Земля, полет завершается пора приземляться. Для этого космонавты должны хорошо ориентироваться в пространстве. Вот вам последнее задание, надеюсь вы с ним справитесь.

(Предлагает детям выбрать листы с изображением ракет в разных углах).

Игра «Найди и заштрихуй».

Логопед: Найдите и заштрихуйте ракету, которая находится в верхнем правом углу. Найдите и заштрихуйте космическую ракету в нижнем левом углу и т.д.

(Дети находят ракету по ориентирам и соответствующим цветным карандашом штрихуют ее.)

Логопед: Эти работы вы можете доделать в группе, а нам осталось заглушить мотор космического корабля. (Дети громко произносят звук РРРР, затем тише, уменьшая громкость и замедляя темп). -Разомкнуть контакты! Дети: Есть! (Размыкают контакты)

Логопед: Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие по космосу? Как вы думаете профессия космонавта трудная или любой человек может стать космонавтом?

(Ответы детей).

Логопед: Конечно, человек должен иметь крепкое здоровье и пройти большую подготовку. А у нас с вами сегодня все получилось? Все ли задания нам удалось выполнить без ошибок? Давайте вместе вспомним в каких заданиях были допущены ошибки и над чем нам необходимо еще поработать. (Дети анализируют свою деятельность на занятии).

Логопед: Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Нам пора прощаться. До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»

Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....

Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Мы готовы к школе».

Формирование готовности к школе - одна из главных задач в работе педагогов дошкольного учреждения....

Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Насекомые».

Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование граммат...

Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Лето красное».

Активизация и актуализация словаря по теме «Лето красное». Закрепление представлений о лете и его приметах. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового...

Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Космос"

Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста(Обучение грамоте. Знакомство с буквой Э э)Тема: КосмосЦель занятия: Закрепление знаний о космосе. Знакомство с новой буквой Э.Коррекционно ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР по теме «Весна»

В современных реалиях нарушение речи у детей дошкольного возраста довольно частое явление. Используя в своей работе различные современные образовательные технологии, я отмечаю эффект от занятий....