Методическая разработка Конспект НОД ( логопедического занятия) "Прочитай пословицу, что недаром молвится"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Нужная Анна Николаевна

Методическая разработка логопедического занятия - викторины по творчеству Н.Н. Носова для детей подготовительной к школе группы . 

Цель:           Закреплять знания о книге, рифме; формировать умение подбирать рифму, используя рифмующиеся слова;  формировать умение детей придумывать конец к началу рассказа Н.Н. Носова «Но горке»; воспитывать положительное отношение к книге, интерес к чтению

 

·    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД28.58 КБ
PDF icon приложение к конспекту НОД1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД (логопедического занятия) с детьми подготовительной к школе группы «Викторина ««Прочитай пословицу, что недаром молвится»»

учитель-логопед А. Н. Нужная

Задачи:

Образовательные: 

  • Углублять и расширять знания детей о творчестве Н.Н. Носова.
  • Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке».
  • Закреплять знания о книге, рифме; формировать умение подбирать рифму, используя рифмующиеся слова;

Развивающие: 

  • расширить и активизировать словарь по теме;
  • упражнять в образовании множественного числа родительного падежа имен существительных
  • развивать умение координировать речь с движениями.
  • формировать умение детей придумывать конец к началу рассказа Н.Н. Носова «Но горке»
  • развивать  дикцию, умение четко и быстро проговаривать знакомые скороговорки
  • развивать воображение, фантазию, выдумку;
  • развивать логическое мышление,  слуховое внимание

Воспитательные 

  • воспитывать положительное отношение к книге, интерес к чтению;
  • формировать навыки коллективной работы, работы в группе, позитивной коммуникации;

Здоровье сберегающие технологии: Пальчиковая игра «Книжек много есть на свете».

Предварительная работа: Посещение библиотеки. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений Н. Н. Носова, заучивание скороговорок.

Оборудование:

  • Разрезные иллюстрации к произведениям Н. Н. Носова «Фантазеры», «Затейники»;
  • Таблички с названием команд;
  • комплект разноцветных букв на магните;
  • Зашифрованная поговорка для магнитной доски в виде разноцветных прямоугольников;
  • Мяч;
  • 2 бутылочки для засыпки цветного песка, стаканчики с песком разного цвета, воронка, кубик  с наклеенными  скороговорками на каждой стороне;
  • Ноутбук с презентацией, телевизор.

Организационный момент

Дети заходят в кабинет и останавливаются у фланелеграфа. Слайд 2

Логопед: Сегодня  мы поиграем в викторину, которая называется «Прочитай пословицу, что недаром молвится». Мы разделимся на 2 команды с помощью двух иллюстраций к рассказам Н. Носова. Возьмите, пожалуйста, по одной части разрезной картинки - иллюстрации, и постарайтесь её восстановить на фланелеграфе.

Каждый участник по очереди берёт по одной части разрезных картинок из «Волшебного мешочка». Дети прикрепляют картинки на противоположные края фланелеграфа.

Логопед: Ребята, вспомните, как называются эти рассказы? Кто их назовет, тот и будет капитаном своей команды («Фантазеры» и «Затейники»).

Команды выстраиваются у своих капитанов перед фланеленграфом. Капитанам команд выдаются настольные знаки с названием команды.

Разминка (слайд 3)

Логопед: Предлагаю перед началом игры провести разминку для всех игроков. Кто правильно отвечает, тот занимает свое место за столом.

Игра с мячом «Один - много»

Игра с мячом «Один — много».  С каждой командой

Одна книга – много … (книг).                              Одна обложка – много … (обложек).

Одна страница – много … (страниц).             Одна буква – много … (букв).

Одна строчка – много … (строчек).               Одна иллюстрация – много … (иллюстраций).

Один писатель – много … (писателей).          Один поэт – много … (поэтов).

Один художник – много … (художников).        Один рассказ – много … (рассказов).

Одна сказка – много …(сказок).             Одно стихотворение – много … (стихотворений).

Разминка для капитанов

Логопед: А впереди у нас разминка для капитанов под названием «Добавь словечко (рифму)» каждому из капитанов  предстоит ощутить себя в роли помощника поэта. Для этого добавляйте слова в рифму и по смыслу. Логопед по очереди обращается к каждому капитану

Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы),
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет переплёт.

Логопед: Молодцы, капитаны! Можете занять свои места в команде. Дети садятся

Логопед: Напоминаю, наша викторина называется «Прочитай пословицу, что недаром молвится». Она состоит из двух раундов. В каждом раунде по два задания. За каждое выполненное задание команда получает балл в виде буквы. С помощью этих букв мы сможем причитать зашифрованную пословицу. Очередность в выполнении заданий устанавливается с помощью жеребьёвки.

Первый раунд (слайд 4)

На экране появляется надпись 1 раунд «Веселые рифмы», звучит гонг

Логопед: Писатели пишут и сочиняют рассказы, повести, сказки. Поэты пишут и сочиняют стихи. Для того, чтобы сочинять стихи поэты используют рифму. А что такое рифма? (Рифма – это когда слова в конце стихотворных строчек заканчиваются одинаково)

Логопед: Рифму можно услышать в стихах, потешках, песенках, считалках. А где ещё можно услышать рифму? (В скороговорках, пальчиковых играх)

Задание первое 1 раунда «Песочные часы скороговорок» (слайд 4)

Логопед: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно!

Логопед: Мы знаем много скороговорок. Предлагаю каждой команде поучаствовать в создании песочных часов скороговорок и потренировать язычок. У каждой команды свои песочные часы скороговорок, в которые я буду засыпать цветной песок. Игроки сами выбирают цвет песка, затем бросают кубик скороговорок. Пока игрок проговаривает правильно и внятно выпавшую на кубике скороговорку, я буду засыпать ваш песок в часы. Победит та команда, в часах которой будет меньше всего песка.

Дети по очереди бросают кубик, на сторонах которого наклеены скороговорки:

1.Котик ниток клубок укатил в уголок.

2.От топота копыт пыль по полю летит.

3.Паук под потолком, а кот под колпаком.

4. Тополи мы топали, до тополя дотопали.

До тополя дотопали, а ноги то оттопали.

5.Дед Дадон в дуду дудел, Димку он дудой задел.

6. Дятел на дубу сидит

Дятел дерево долбит.

Раз долбит, два долбит

Клювом в небо угодит

Перед заданием дети выбирают цвет песка в стаканчике. Каждая команда заполняет свою бутылочку – часы. Сравниваем часы - у какой команды песка осталось больше, те и победили. По результатам выполнения задания определяется команда-победитель, раздаются баллы-буквы.

Пальчиковая игра «Книжек много есть на свете» (сидя за столом) (слайд 5)

Логопед: Ребята, вспомните, где еще можно услышать рифму? (В пальчиковых играх)

Рифма и ритм используют в пальчиковых играх. Вспомните одну из них о книгах

«Книжек много есть на свете,           стучать кулачком о кулачок

Читать их очень любят дети.

Если книги мы прочтём,                  соединить ладошки и открыть, как книгу

То узнаем обо всём.

Про моря и океаны,         одновременно двумя руками брать фасоль и выкладывать

Удивительные страны.       на каждое перечисление прочитанного.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем».

Физминутка Игра «Топни – хлопни» (Слайд 6)

Логопед: А сейчас я вам предлагаю немного передохнуть и поиграть. Поговорим о том, как можно и как нельзя читать книги. Если вы согласны с высказыванием, хлопните в ладоши, если нет – топните.

Книгу можно…читать, листать, рассматривать, разрисовывать, издавать, писать, рвать, купить, подарить, подклеить, загибать страницы, есть, мыть, мять.

2 раунд «Эрудиты»(Слайд 7)

Логопед: А сейчас нас ждет 1 задание 2 раунда.

Командам предстоит из предложенных вариантов выбрать один правильный ответ.

логопед:

Каждый участник команды выбирает кнопочку, называет её цвет и отвечает на вопрос

По итогам выполнения команде выдаются баллы – буквы.

  1. Стихи пишет … (писатель, художник, поэт, музыкант)
  2. Из сказок можно узнать о…(волшебных событиях, новостях спорта, рекламе, рецепте приготовления торта)
  3. Листы книги называют…(файлы, страницы, обложки, картинки)
  4. Для чтения книг человек не использует…(глаза, руки, мозг, ноги)
  5. У каждой загадки есть…(счастливый конец, отгадка, подкладка, закладка)
  6. Чтобы книга была привлекательной, в нее помещают…(картинки, конфеты, монеты, лотерейные билеты)
  7. Николай Носов – это…(футболист, президент, писатель, композитор)
  8. В рассказе «Огурцы» главный герой отправился собирать…(розы, огурцы, мусор, вещи в дорогу)
  9. Какой персонаж пришел в гости к Барбосу в сказке Н.Носова…(Бобик, кот Матроскин, Незнайка, Карлсон)

2 раунд «Эрудиты» Писатель Н. Н. Носов (Слайд 17)

Логопед: Ребята, эта часть викторины посвящена детскому писателю Н.Н.Носову.

Логопед: Николай Николаевич был замечательным детским писателем.  Он написал более 40 детских рассказов. (Слайд 18)

Расскажите,  какие они? (смешные, весёлые, добрые, интересные, забавные, поучительные).

2 задание 2раунда «Юные писатели» (слайд 19)

Логопед: В следующем задании викторины мы попробуем стать писателями и придумать новый конец к рассказу Н.Носова «На горке»

Логопед: А сейчас закройте глаза, и представьте, что вы оказались во дворе, среди этих ребят. Звучит аудиозапись рассказа Н. Н. Носова «На горке»

Дети слушают фрагмент рассказа. Команды совещаются и придумывают свое продолжение. Капитан (или другой ребёнок) рассказывает его .

Далее детям предлагается прослушать рассказ Н. Носова до конца.

Логопед: Расскажите, ребята,  легко ли быть  писателем и придумывать разные истории? (ответы детей)

Логопед: Все команды молодцы, справились с заданием и получили баллы-буквы. А нам пора подводить итог нашей викторины и расшифровывать поговорку.

Итог (слайд 20)

Дети прикрепляют буквы зашифрованной поговорки, соотнося их по цвету. На экране появляется поговорка. Логопед и дети читают её.

Логопед: По итогам нашей викторины все участники команд победители, ведь кто много читает, тот много знает!  

К

Т

О

М

Н

О

Г

О

Ч

И

Т

А

Е

Т,

Т

О

Т

М

Н

О

Г

О

З

Н

А

Е

Т


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия "Спасение принцессы "Розочки"

В данной методической разработке содержится конспект занятия с использованием песка "Спасение принцессы Розочки". Данное занятие предназначено для детей речевой группы 6-7 лет....

Методическая разработка Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»

Методическая разработкаКонспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»...

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия "Цветик-семицветик. Автоматизация звука Ш"

Материал представляет собой разработку подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нарушением зрения по автоматизации в речи звука Ш. Занятие выстроено в форм...