"Развивающая среда-как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

"Развивающая среда-как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 176»

Консультация для воспитателей

«Развивающая среда – как средство

коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

  Организация предметно-развивающей среды требует особого внимания воспитателя и учителя-логопеда, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка. Создание обогащенной предметной среды, которая способствует развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности,  особенно актуальна в работе с детьми с нарушением речи.

    В соответствии с основными задачами и принципами построения предметно-развивающей среды для детей с ОНР в групповой комнате должна быть рационально расставлена мебель, выделены разнообразные микросреды и уголки, с использованием подвижных ширм-перегородок. Это позволит каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния, развития речевого общения.

    Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и - в большей степени - от условий, в которых оно протекает. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда является первым социальным условием становления речи.

Второе условие для речевой практики - общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

Третье условие - создание коррекционно-развивающей среды, включая специальную программу и методику, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, а также технические средства, новые информационные технологии.

      Для обогащения словаря детей необходим разнообразный иллюстративно-графический материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. При проведении занятий с детьми используются предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен для детей с нарушением речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойства предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует давать предметы для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка сформировалось представление о них, и только затем использовать картины, муляжи, модели и схемы.

        Для организации различных форм речевой деятельности применяются кукольный, пальчиковый, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений.

       Учитывая особенности речевого развития детей с ОНР, повышенное внимание  надо уделять обогащению речевой микросреды, используя  дидактические игры и упражнения для развития речи. Так, дети, не мешая друг другу, одновременно могут рассматривать и классифицировать карточки с изображением животных (домашних и диких животных Севера, жарких стран и др.), птиц, растений (сада, луга, поля, леса, огорода), решать кроссворды, рассматривать альбомы. Для развития графических навыков используются коробочки с манкой, песком. Библиотечка с набором художественной литературы по изучаемым темам, серия игр развивающего характера, разнообразные игры по освоению элементов грамоты, развитию звукопроизношения помогают ребятам познавать окружающий мир и совершенствуют их речь, делая ее более содержательной и выразительной. Весь игровой материал должен быть эстетически оформлен. Такие игры позволяют не только решать проблемы развития речи, но и развивать внимание и память. Для развития слухового анализатора применяются слуховые коробочки, с помощью которых дети определяют на слух, что в них находится: горох, пшено и др.

      Необходимо уделять внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей - согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий. Для этого используются различные упражнения, связанные с лексическими темами; задания на отвинчивание и завинчивание пробок разной конфигурации; штриховка контуров, расположенных на клетках тетради; применяются пособия для обучения завязыванию и развязыванию шнурков, застежки сверху вниз, слева направо, вкладыши.

      Для повышения познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие развитию их интеллекта, знакомству с языком музыки, движений, с художественным словом. В группе может быть организована художественно-творческая микросреда с различным материалом: пособиями с использованием фланелеграфа, масками сказочных героев, музыкально-дидактическими играми, музыкальными инструментами, в том числе фольклорными.

Предметы ряженья: шляпы, кулоны, бусы, короны, платочки с кружевами и др.,

побуждают ребят к включению в игру, речевому общению, творческой деятельности. Действуя с различными предметами, дети охотно общаются друг с другом и со взрослыми, у них легче формируется монологическая и диалогическая речь. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, преодолеть страх и негативные переживания.

      Учитывая недоразвитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР, особенно важно соблюдать принцип обеспечения индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия воспитанников. Каждый ребенок во время работы с материалами должен иметь свое личное пространство, в котором он может работать сидя или лежа на коврике, за индивидуальным столом.

      Эффективное упражнение для развития речевого общения детей - работа перед зеркалом с переодеванием и общением с самим собой. Это может быть особенно интересно для детей с нарушением психоэмоциональной сферы. Предлагаются задания типа "Посмотри на свою улыбку в зеркале", "Расскажи стихотворение", "Расскажи о себе", "Спой песню". Такие упражнения позволяют ребенку видеть и осознавать собственные речевые и мимические действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.

    Принцип коррекционно-развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребёнка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.     

Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:

- чувство психологической защищённости;

- средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования);

- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»

- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

     А значит: предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Развивающая среда - как средство коррекции речевых нарушений

Консультации для воспитателей о создании окружающей предметно-пространственной среды...

«Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребён...

Консультация для педагогов "Консультация «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Консультация  «Развивающая среда – как средство  коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»...

Консультация для воспитателей «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Педагоги познакомятся с материалом по организации предметно-пространственной среды в ДОУ....

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование  логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....