«Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
консультация (старшая группа) на тему

Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.

В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razviv_sreda_gruppy_onr.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающая среда – как средство
коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.

В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

В древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении.

«Чрезвычайно важно, чтобы ещё до начала размышления, прежде чем вообще дать ход нашему мышлению, мы пережили состояние удивления. А мышление, которое приходит в движение, минуя состояние удивления – это, в сущности, говоря - просто игра ума».

Итак, первоосновой мышления должно быть удивление. И это должно лечь в основу принципа организации развивающей среды.

Развивающая средаэто не обработка или отшлифовывание знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует её личностноориентированный способ взаимодействии – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных.

Это фактор и усиление внимания к проблеме организации развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос – как же продуктивнее оборудовать предметно – развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей.

Приоритетным направлением в течение уже нескольких лет в нашем ДОУ «Медвежонок» является поиск своей модели развивающей предметнопространственной среды.

Философией модели развивающей среды служит для всех нас утверждение: каждый ребёнок должен находится в среде богатой стимулами, побуждающей к действию ребёнка.

Мы пытаемся изменить вариант предметно - средовой модели, чтобы образовательное содержание, которое непосредственно проецируется на предметную среду, помогало ребёнку с общим недоразвитием речи не только восполнить образовательный вакуум, но и «оживило» бы процесс «вычерпывания» ребёнком развивающего содержания.

В истории дошкольной педагогики известно несколько вариантов предметно - средовой модели (М. Монтессори); комплекснотематической модели (О. Декроли, С. Френс) и учебной модели.

Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижёром, развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

Мы пробуем создать в группах предметнопространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.

Принцип коррекционно - развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребёнка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.

Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:

  • Развитие познавательной активности детей с ОНР.
  • Развитие общеинтелектуальных умений.

Задача развивающего обучения - это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.

Таким образом , мы поставили цель построения модели коррекционно-развивающего педагогического процесса в нашем ДОУ.

Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР мы создали в группах развивающую предметную среду, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения стала ЛОГОсреда в речевых группах.

При построении ЛОГОсреды мы исходим из того что:

  • Логосреда должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Здесь важно следовать принципу «развивающей» интриги.

Предметно игровая среда должна отвечать следующим параметрам:

  • Проблемная насыщенность (у нас ЛОГОсреда)
  • Создание условий для самореализации
  • Многофункциональность и вариативность модели среды
  • Необыденность, приближение к домашней обстановке
  • Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми
  • Психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности)

Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:

- чувство психологической защищённости

- средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования)

- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»

- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

А значит: предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию.

В поисках модели развивающей среды мы обратились к рекомендациям В. Ф. Базарного «Укрепление здоровья детей и подростков за счёт интеграции процессов обучения, направленного формирования функций зрения», который доказал, что повышение эффективности развития детей обеспечивается использованием ЭКОЛОГИЧЕСКИХ букварей в воспитательном процессе. Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, мы определили для себя задачу через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания. На первом этапе это служило своеобразным введением детей в мир букв, занимательной грамматики.

Однако, используя его здоровье, развивающую технологию обучения, нам хотелось большего обращения к детской активности. Экологический букварь даёт возможность обработки на нём 4 сезонов, а задуманная нами работа в ЛОГОсреде позволяет «спроектировать» любую рабочую лексическую тему.

Цель такой оформляемой зоны – создать содержательно-смысловое «поле», благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи. Важным моментом при этом мы считаем, что «проживая» определённую лексическую тему, педагогу удаётся создать творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.

Девизом ЛОГОсреды мы считаем высказывание В. А. Сухомлинского: «Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт»

Организация и работы в этой зоне стимулирует развитие ребёнка, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует его речевую активность. ЛОГОсреда – это ключ к освоению рабочей лексической темы.

Особый развивающий смысл ЛОГОсреды в том, что здесь создаются благоприятные условия для роста резервов развития ребёнка, для речевой практики. Процессы развития, «запущенные» в блоке обучения, здесь как бы имеют своё продолжение, но специально в ЛОГОсреде преследуются развивающие цели. Эффективность работы в этой зоне достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью коррекционноразвивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу.

В старшей речевой группе «Любознайки» через ЛОГОсреду «Волшебный лес» проходят все лексические темы:

  1. Осенний период - ЛОГОсреда «Осень в волшебном лесу»:

Лексические темы в сентябре: « Как мы лето провожали», «Ранняя осень», «Деревья в лесу»

Лексические темы в октябре: «Овощи», «Фрукты», «Поздняя осень»

В этот период мы происходит активизация импрессивного словаря детей словами: август, сентябрь, ранняя осень, «золотая» осень, дождь, тучи, пасмурно, «поздняя осень» и т. п.

Для активизации словаря проводятся:

I. Грамматические упражнения такие как:

  1. Образование родственных слов: грибгрибница, грибник - грибной (дождь)
  2. образование относительных прилагательных от названий деревьев: осина – осиновый, берёза – берёзовый.
  3. образование существительных, обозначающих овощи и фрукты с помощью уменьшительноласкательных суффиксов
  4. упражнение в практическом употреблении предлогов: под кустом, на ветке и т. д.

II. Упражнения на развитие связной речи:

  1. Договаривание развёрнутых простых упражнений за воспитателем: Наш лес с приходом осени. изменился. Листья на деревьях пожелтели.
  2. Придумывание совместного рассказа, «Какие чудеса можно увидеть в осеннем лесу»
  3. Составление описательных рассказов по схеме об овощах и фруктах.
  4. Беседа с воспитателем на тему: «Как вы с родителями ходили за грибами и ягодами в лес летом» или «Как изменился лес в октябре»

III. Глобальное чтение: осина, берёза, рябина, лес, осень, грибы, цветы, туча, дождь, кап-кап, октябрь, эхо.

IV. Развитие фонематического восприятия: выделение из слов для глобального чтения гласных звуков: А (кап-кап), О (осень), У (туча), И (гриб), Ы (цветы), Э (эхо)

Важно отметить, что в это время происходит развитие высших психических функций:

  1. Различение листьев разных деревьев по цвету, форме. Для этого можно провести игру «Узнай дерево по листьям», зрительное восприятие основных цветов и их оттенков - на натуральных овощах и фруктах, их муляжах.
  2. Формирование функции сравнения и соотнесения – раскладывание фруктов по размеру, по форме.
  3. Счёт фруктов и овощей.
  4. Отгадывание загадок.

Следует отметить, что каждым сезонным изменением и изменением лексической темы меняется и ЛОГОсреда:

Ноябрь ЛОГОсреда «ЧУКОККАЛА». Лексические темы «Посуда», «Одежда», «Обувь».

Зимний период ЛОГОсреда «Зима в волшебном лесу». Лексические темы:

Декабрь: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Новый год»

Январь: «Зимние забавы детей», «Дикие животные, их детёныши»

Февраль: «Дикие животные Севера, среда обитания», «Птицы в зимнем лесу» (зимующие птицы), «Дикие птицы» (среда обитания, водоплавающие, перелётные, морские птицы, птицы гор, хищные птица), «Защитники Отечества. Мужские профессии».

В наших группах наряду с прохождением лексических тем постоянно проводятся выставки и мини-музеи на подиуме.

Например:

Сентябрь: «Дары леса» (ягоды, грибы, цветы), «Подарки Лесовичка» (выставка поделок из природного материала)

Октябрь: «Хибинская ярмарка»- мини-музей, Фоторепортаж «Как мы ходили в поход в лес»

Ноябрь: выставка «Модельное агентство», «Посуда бабушки Федоры» (старинная деревянная и металлическая посуда), «Рекламная акция» (выставка современные столовые и чайные сервизы)

Декабрь: «Мой самый верный дружок» (выставка собак), «Деревня в Хибинах», «На скотном дворе», «Игрушки своими руками» (поделки детей на новогоднюю ёлку), «Пришла зима в Хибины»

Январь: «Самая смешная фотография про новогодний праздник», «Кто живёт на льдине»

Февраль: «Звери Севера», «Птицы в зимнем лесу», минимузей «Птицы», выставка – музей на подиуме «Русские войны», активное участие в этих выставках принимают не только воспитатели и дети, но и также родители.

Мы глубоко убеждены, что большая часть Лексико-грамматического материала, изучаемого детьми на логопедических занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря логосреде в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребёнка, т. к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цельдостигнутой.

ЛОГОсреда стала системой воспитательно-образовательной и коррекционной развивающей работой в нашем детском саду. А опыт включения коррекционно развивающих заданий с детьми, имеющими ОНР, в специально оформленной среде свидетельствует о значительном повышении её эффективности.

Составил учитель-логопед, Ю. И. Лыжина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Развивающая среда - как средство коррекции речевых нарушений

Консультации для воспитателей о создании окружающей предметно-пространственной среды...

Консультация для педагогов "Консультация «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Консультация  «Развивающая среда – как средство  коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»...

Консультация для воспитателей «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Педагоги познакомятся с материалом по организации предметно-пространственной среды в ДОУ....

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

"Развивающая среда-как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР"

quot;Развивающая среда-как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР...

Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование  логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....