Сторителлинг как способ развития речевого творчества
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Сторителлинг как способ развития речевого творчества»

Составитель:

Учитель-логопед

Петрова Е.Н.

2021 г.

Говори не так, как тебе удобно говорить,

а так, как слушателю удобно воспринимать.

Скилеф (Феликс Кирсанов)

Мастер - класс

«Сторителинг как способ развития речевого творчества».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».

Задачи:

  • Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.
  • Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «сторителлинг» в работе с детьми по развитию связной речи.

Актуальность:

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?

Содержание:

Теоретическая часть.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй». Однако, в русском языке этому термину имеется синоним - «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.  Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг - это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.

Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?

Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности.

Цели: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

- развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение, уверенность в выступлениях на публике;

- способствовать раскрытию талантов и самовыражения;

- наглядно мотивировать поступки героев;

- формировать умственное восприятие и переработку информации, желание общаться.

Какие возможности (вытекают из задач) дает сторителлинг?

Метод сторителлинга позволяет:

- разнообразить образовательную деятельность с детьми;

- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

- обогатить устную речь дошкольников;

- облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Какие виды сторителлинга можно использовать для развития речи дошкольников?

Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

- Классический сторителлинг, где реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию, как пример использование настольного театра, ковролин. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда педагог берет на себя ведущую роль рассказчика.

- Цифровой сторителлинг  - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика), как пример озвучивание мультфильмов. Применим для среднего и старшего дошкольного возраста.

- Активный сторителлинг, здесь педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.

Какова структура сторителлинга?

В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:

Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его, зацепить внимание и удерживать его. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

Когда-то давным-давно….

Садитесь поближе, я вам расскажу…

Однажды…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Жили-были….

Это произошло темной и дождливой ночью…

Развитие события - здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, требует каких-то решений.

Кульминация - именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

Заключение - как в басне – мораль, должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением.  

На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила разработать свои «Кубики сказок». Игра состоит из 9 кубиков, с изображением сказочных героев, сказочных испытаний и волшебных предметов.

Практическая часть.

Как у каждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «СКАЗОЧНИКОВ».

В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении сказки необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

Однажды, много лет назад…

Когда-то давным-давно…

2. Определяется место, где будут разворачиваться события. Случилось это в одном городке…

3. Герои – одушевленные и неодушевленные объекты. Жил-был….

4. Характеристика героя. Описание жизни героя.

5. Случай. Что произошло с героем?

6. Кого он встретил или что нашел? Составляется монолог от имени каждого героя.

7. Друг героя. Составляется монолог от имени каждого героя.

8. Волшебство.

9. Вывод. Развязка истории. Выводятся жизненные правила.

10. Название сказки. Сказка о глупом….

 

Сочинение сказки педагогами.

«Кубики сказок» - настоящий праздник воображения! Ведь сочинять сказки не только полезно, но и очень увлекательно!

Также, данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга.

Сторителлинг» можно применять при автоматизации звуков.  Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля.  Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков.

«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

В заключении хочу подвести итог: рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми, повышает настроение, потому что сочинять истории - это не только полезно, но ещё и очень увлекательно!

 

Научиться говорить можно только говоря.

Скилеф (Феликс Кирсанов)  

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с.
  2. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. - 2008. - №8. - С. 23-35.
  3. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
  4. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ ""Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель мастер-класса - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использованеия техники "сторителлинг"...

Родительское собрание "Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста"

Конспект родительского собрания "Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста"...

Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовате...

Развитие и способы поддержки речевого творчества детей дошкольного возраста

Данная статья будет интересна педагогам, заинтересованным в речевом развитии детей дошкольного возраста через применение творческих приёмов работы...

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста».

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.Задачи: 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных...

«Сторителлинг как способ развития речевого творчества»

Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности.Цели: захватить внимание детей с начала повествования и у...