Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой. Методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Свиридова Надежда Ивановна

В данном пособии предложены артикуляционные сказки с применением биоэнергопластики. Игровая форма проведения артикуляционных упражнений способствует более успешной работе по подготовке органов артикуляции к постановке звуков. Пособие предназначено для логопедов-практиков, воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_pro_bio.docx54.32 КБ

Предварительный просмотр:

Свиридова Н.И. Артикуляционные сказки с биоэнергопластикой. Методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

    В данном пособии предложены артикуляционные сказки с применением биоэнергопластики. Игровая форма проведения артикуляционных упражнений способствует более успешной работе по подготовке органов артикуляции к постановке звуков. Пособие предназначено для логопедов-практиков, воспитателей и родителей.

Введение.

Одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование у детей правильной речи. Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, внятности, отчетливости является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми.

К сожалению, в настоящее время показатели речевого развития детей, в том числе и звукопроизношения, ухудшаются. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является проведение артикуляционной гимнастики.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика -это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. [2]. Артикуляционная гимнастика направлена на развитие основных движений органов артикуляции. Однако, ежедневное выполнение гимнастики приводит к утомлению детей. Использование биоэнергопластики позволяет поддерживать интерес и повысить эффективность выполняемых упражнений.

В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко [3]. Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты. Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

Биоэнергопластика -это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.[3].

Сказки используются после того, как отработаны все упражнения по отдельности. В каждой сказке представлен комплекс упражнений для подготовки к постановке определенной группы звуков. Для проведения занятий необходимо изготовить перчаточных кукол. Перчаточная кукла выступает в роли символа языка. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик, уши и т.д. Во время проведения упражнений куклы надеваются на руки ребенка. Сказочным персонажам необходимо дать имена. Сказочные события помогут ребенку преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение.

Варианты сказок могут быть различными, педагоги и могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

- персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;

- движения языка должны соответствовать определённому артикуляционному упражнению;

- выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребёнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;

- прежде чем предложить ребёнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Материалы пособия могут быть использованы для составления картотеки. В приложении представлено описание артикуляционных упражнений.

Желаем Вам успехов!

«Наши гости Боб и Буба»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Жили-были на свете Боб и Буба, брат и сестра.

Движение рук: Кисти рук со слегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга

Жили они в небольшом уютном домике.

Движение рук: Пальцы рук сложить домиком

Проснулись однажды Боб и Буба, выглянули в окошко,

 Артикуляционное упражнение «Трубочка».

Движение руки: Согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.

Посмотрели вверх- светит ли солнце, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам и поняли- на улице стоит ясная погода.

 «Язычок на прогулке»

Движение руки: кисть руки поднять вверх, опустить вниз, повернуть вправо, влево.

Умылись Буба и Боб, почистили зубы.

 «Чистим зубки»

Движение руки: кисть руки опустить вниз, движения кистью вправо-влево.

Пора завтракать. Испекла Буба блины.

 «Блинчики»

Движения рук: хлопки руками, положение рук- горизонтально над столом.

Боб налил в чашки горячий ароматный чай.

 «Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика.

Боб и Буба наелись блинов, напились чаю, сказали друг другу-«спасибо» и улыбнулись.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

После завтрака они вышли на улицу и стали качаться на качелях.

 «Качели»

Движение рук: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

«Зарядка»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Вот и утро, все проснулись,

И друг другу улыбнулись.

 «Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

Здравствуй, небо голубое, здравствуй, солнце золотое!

«Жираф»

Движение рук: поднять кисть руки вверх

Здравствуй, травушка-муравушка!

«Лопатка»

Движение рук: Рот открыт, тянуться языком к подбородку. Кисть руки опустить вниз.

Читстят зубки дети, чтоб они блестели.

У Боба и у Бубы чтобы не болели.

«Чистим зубки»

Движение руки: кисть руки опустить вниз, движения кистью вправо-влево.

Боб с Бубой на площадке,

Занимаются зарядкой.

«Часики»

Движение рук: На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

Хотя это нелегко,

Потянулись высоко.

«Жираф»

Движение рук: Рот широко открыть и не закрывать, тянуться высунутым языком к носу.

Движение рук: ладонь горизонтально над столом, поднять кисть вверх. Удерживать.

Эх, раз, еще раз, мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим, быть здоровыми хотим.

«Качели»

Движение рук: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Боб с Бубой устали и спокойно полежали.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

Сделали зарядку- все теперь в порядке!

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

«Завтрак»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Однажды утром Боб и Буба сели завтракать. Они достали чашечки,

«Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика

чугунную сковородку,

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении.

и чайник с блестящим носиком.

«Трубочка»,

Движение руки: Согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.

Посуда сразу же пошла в дело. Друзья решили приготовить завтрак. Чайник поставили на плиту, сделали бутерброды.

«Блинчики»

Движения рук: хлопки руками, положение рук- горизонтально над столом.

На сковороде приготовили яичницу.

 «Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении.

Дети были довольны завтраком.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

 «Боб и Буба дома»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Утро наступило, открывай окошко

«Бегемотик»

Движение рук: Пальцы сомкнуты. Разомкнуть и сомкнуть пальцы

Солнце улыбнулось,

 «Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

И проснулась кошка.

«Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

«Тик-так», часики идут.

«тик-так», работать зовут.

«Часики»

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

Боба взял лопатку,

Поскорее вскопал грядку.

«Лопатка»

Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

«Забор»

пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз.

Ловко взялся он за дело,

И работа закипела.

Молоток стучит:»Тук-тук,

Я для Боба лучший друг»

«Дятел»

Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг  в форме «ковшика». Поднимать и опускать кончики пальцев в такт артикуляционным  движениям.

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

«Забор»

пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз.

Стала кисточка плясать-

Наш заборчик не узнать.

«Маляр»

Двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью»

Закончил Боб уборку и пошел на горку.

С горки покатался и проголодался.

«Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

Буба блинчики пекла,

Буба кушать позвала.

«Блинчики»

Движения рук: хлопки руками, положение рук- горизонтально над столом.

Боб блинчики жует,

 Ароматный чай он пьет.

«Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика.

Вот и ночь пришла, темноту привела.Боб и Буба, надо спать,

Пора домик закрывать!

Пальцы рук сложить «домиком»

 «Зимняя прогулка»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Однажды в зимний день Боб и Буба выглянули в окно

«Трубочка», «Окошко»

Согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.

Все кругом было укрыто белым снегом, дул ветер.

«Остудим блинчик».

Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

Боб и Буба посмотрели вверх на солнышко, потом вниз на снежок и решили слепить снеговика

«Качели».

Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз

Сначала Боб скатал один снежный  ком, потом другой, и еще один- самый большой ком.

«Сладкое варенье»

Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево-вверх –вправо -вниз.

У Боба и Бубы замерзли руки. Они поднесли их ко рту и стали согревать.

«Согреем ручки»

Ладони соединить в виде большого ковша, вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот со звуком х-х-х, как бы согревая руки.

Потом Боб достал из кармана две пуговицы и вставил снеговику один, затем второй глаз.

«Лошадка»

4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим. (2 щелчка)

Из морковки получился длинный нос.

«Иголочка»Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец.

Боб и Буба посмотрели на снеговика и улыбнулись.

«Улыбка»

Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

«Путешествие в зоопарк»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Боба с Бубой знают дети,

Мы друзей улыбкой встретим

 «Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

В зоопарк пойдем теперь,

Открываем шире дверь.

 «Бегемотик»

Движение рук: Пальцы сомкнуты. Разомкнуть и сомкнуть пальцы

Нас встречает добрый слон,

Длинный хобот тянет он.

 «Хобот»

Движение рук: согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки.

В домике, не зная страха,

Приползла к нам черепаха.

 «Катушка»

Движение рук: ладонь вниз, кисть сжать в кулак.

Жираф вытянул вверх шею,

Очень он гордится ею.

 «Жираф»

Движение рук: Рот широко открыть и не закрывать, тянуться высунутым языком к носу.

Движение рук: ладонь горизонтально над столом, поднять кисть вверх. Удерживать.

Вот лошадки прискакали-

Стук копыт мы услыхали.

Зебры- резвые лошадки-

Бойко скачут по площадке.

 «Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим.

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой.

 «Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

Спину выгнула дугой…

Буба, Боб, скорей домой!

Спрятать язык, закрыть рот.

Движение рук: Пальцы рук сложить домиком

«Боб в зоопарке»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Боб подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли.

«Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим.

Лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Боб стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга. В зоопарке у Боба появились новые знакомые. Самым большим был бегемот Боня. Он широко открывал рот и ждал какого- нибудь лакомства.

«Бегемотик»

Движение рук: Пальцы сомкнуты. Разомкнуть и сомкнуть пальцы

Самой доброй и безобидной была змея. Она только на первый взгляд казалась страшной, особенно когда высовывала длинный и узкий язык.

«Иголочка»

Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец.

Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы

«Трубочка»

Движение рук: Согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.

«Качели»

Движение рук: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Надуть щеки. Соединить кончики пальце рук в форме шара.

Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спинку.

«Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

Для своих новых друзей Боб приносил лакомства.

«Вкусное варенье»

Движение рук: Сгибать пальцы в кулак и разгибать до исходного положения.

Звери были очень рады.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

«Весенняя прогулка»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко.

«Сладкое варенье»

Движение рук: Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево- вверх –вправо -вниз.

От его лучиков звонко закапала капель

«Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим

Боб и Буба  оделись и отправились в лес. Они шел не спеша по тропинке и слышали, как весело стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков

«Дятел»

Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг  в форме «ковшика». Под счет от 1 до 10 поднимать и опускать кончики пальцев в такт артикуляционным  движениям.

Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка Боба и Бубу на чудесную полянку.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

Сели дети на пенек и огляделись.

«Грибок»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг, и удерживать в форме «ковшика».

«Сладкое варенье»

Движение рук: Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево- вверх –вправо -вниз.

На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их, то в  одну сторону, то в другую

«Часики»

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

Дети  долго любовались цветами. Скоро тучи закрыли солнышко и покапал дождик.

«Дятел»

Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг  в форме «ковшика». Под счет от 1 до 10 поднимать и опускать кончики пальцев в такт артикуляционным  движениям.

Боб и Буба взяли зонтики и поспешили домой.

«Грибок»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг, и удерживать в форме «ковшика».

«Боб-огородник»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Решил Боб огород завести. Взял лопату и стал копать грядки.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

Копает Боб землю, да песни распевает, а мимо белка скачет, где – то грибок засушенный нашла. Удивилась белка, похвалила Боба и совет дала: только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было.

«Грибок»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг, и удерживать в форме «ковшика»

Только белка ушла – медведь идет, банку с вареньем несет. Он сразу понял, чем Боб занимается, частенько к людям в огород заглядывает.

- Молодец. Когда поспеет урожай, я приду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый.

«Сладкое варенье»

Движение рук: Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево- вверх –вправо -вниз.

А перед самым вечером волк идет чашку несет.

- Ой, Боб, какой ты молодец! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка. Засмеялся Боб, но чашку взял.

«Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика

До самой ночи капался заяц, а на утро еще и мостик сделал. Чтобы удобнее было воду для поливки носить.

«Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

Все лето Боб работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал. А когда осень наступила, все увидели, что урожай на славу уродился- морковки и капусты получилась целая горка.

«Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить.

«Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим.

Звери были очень рады и улыбнулись.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

«Уборка»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Боб в домике живет, рано утром он встает. Окна открывает, солнышко встречает.

«Бегемотик»

Движение рук: Пальцы сомкнуты. Разомкнуть и сомкнуть пальцы

Очень любит чистоту, мусор он везде найдет, аккуратно подметет

«Чистим зубки»

Движение руки: кисть руки поднять вверх, движения кистью вправо-влево.

И помыть потолок Боб очень ловко смог

«Маляр»

Движение рук: Двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью.

Время даром не теряет, чисто двери вытирает

«Сладкое варенье»

Движение рук: Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево- вверх –вправо -вниз.

Двери шире открывает,- воздух свежий он впускает.

«Бегемотик»

Движение рук: Пальцы сомкнуты. Разомкнуть и сомкнуть пальцы

А теперь он все убрал, в гости на лошадке поскакал.

«Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим.

«Труд и отдых»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Утро начинается, дети улыбаются.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх

Боб двери открывает, воздух свежий он впускает.

«Бегемотик»

Движение рук: Пальцы сомкнуты. Разомкнуть и сомкнуть пальцы

Боб стал маляром, аккуратно красит дом.

«Маляр»

Движение рук: Двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью.

Буба время не теряет, в доме моет убирает.

«Чистим зубки»

Движение руки: кисть руки поднять вверх, движения кистью вправо-влево.

Ароматный чай попьют и потом гулять пойдут.

«Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика.

Боба взял лопатку ровную и гладкую.

И такой лопаткой и копать приятно.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

На качелях покачались.

Вверх взлетали, вниз спускались.

«Качели»

Движение рук: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Лошадку оседлали, в лес поскакали.

«Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим.

В лесу гуляли, грибы собирали.

«Грибок»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг, и удерживать в форме «ковшика»

Грибы набрали, домой поскакали.

«Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим.

Очень устали, легли, отдыхали.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

«Боб, Буба и котенок»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Однажды после утренней зарядки Боб и Буба присели отдохнуть

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

Ярко светило солнышко, дул ветерок, Боб и Буба задремали. Вдруг они услышали, как кто – то мяукает.

«Остудим блинчик»

Движение рук: Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка  расслабленна, направлена вверх.

Боб наклонился и увидел маленького пушистого котенка.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

Боб погладил его, но котенку это не понравилось.

«Расческа»

Движение рук: провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение, затем снова выполнить аналогичное упражнение.

Котенок выгнул спинку.

«Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

Тогда Буба решила его покормить. Она налил котенку теплого молока в миску.

«Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика.

Котенок стал лакать.

«Вкусное варенье»

Движение рук: Сгибать пальцы в кулак и разгибать  до исходного положения.

Когда молока не осталось, он облизнулся.

«Сладкое варенье»

Движение рук: Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево- вверх –вправо -вниз.

Боб  решил снова погладить котенка.

«Расческа»

Движение рук: провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение, затем снова выполнить аналогичное упражнение.

Но на  этот раз котенок не сердился, выгнул спинку от удовольствия и замурлыкал. С тех пор котенок стал жить вместе с язычком.

«Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

«Боб и Буба-грибники»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Наступила осень – пора сбора грибов. Боб и Буба взяли большую корзинку и отправился в лес.

«Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика

 По дороге в лес он увидел ручеек. Боб подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке.

«Остудим блинчик»

Движение рук: Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка  расслабленна, направлена вверх.

Чтобы не промочить ноги, Боб и Буба перешли через мостик.

«Горка»

Движение рук: Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами.

Боб и Буба  долго ходили по лесу и, наконец, нашли полянку.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

Увидели на ней много – много грибов.

«Грибок»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг, и удерживать в форме «ковшика»

Боб и Буба перебегали от одного гриба к другому.

«Часики»

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

Набрав полную корзину грибов, Боб и Буба  вернулись домой

«Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика

«Боб, Буба и гусеница»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Однажды Боб и Буба увидели гусеницу и решили за ней понаблюдать.

«Иголочка»

Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец.

Гусеница была обжорой и все время хотела кушать. Она ела все, что попадало в поле её зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды…

«Сладкое варенье»

Движение рук: Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево- вверх –вправо -вниз.

А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

И вот однажды она проснулась, посмотрела на себя в зеркальце и сказала: ой, какой у меня бледный вид! И гусеница решила позаниматься, чтобы у неё стал вид более здоровый

Чередование «Лопатка»-«Иголка»

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении

«Иголочка»

Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец

Но она быстро проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела.

«Сладкое варенье»

Движение рук: Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево- вверх –вправо -вниз.

Но вскоре опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки.

«Чистим зубки»

Движение руки: кисть руки опустить вниз, движения кистью вправо-влево.

И веточка, на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала вверх – вниз.

«Качели»

Движение рук: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что Боб и Буба улыбнулись.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

«В цирке»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Лошадка, Слоненок и Уж выступали в цирке. На одно из своих представлений они и пригласили своих друзей Боба и Бубу. Зрелище было незабываемое!

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

Сначала на арену вышли барабанщики. Они звонко выбивали деревянными палочками дробь.

«Дятел»

Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг в форме «ковшика». Под счет от 1 до 10 поднимать и опускать кончики пальцев в такт артикуляционным  движениям.

Потом воздушные гимнасты проделывали под куполом цирка головокружительные сальто, перелетая с одной трапеции на другую

«Качели»

Движение рук: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

За гимнастами появилась Лошадка. Она проскакала по арене.

«Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим

Слоненок держал мяч своим хоботом.

«Хобот»

Движение рук: согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки.

Больше всего детям  понравилось выступление факира. Он показывал разные фокусы, а в конце достал дудочку и стал исполнять на ней мелодию.

«Трубочка»,

Движение руки: Согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.

На арену выполз Уж. Он стал раскачиваться в такт мелодии.

«Часики»

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

Бобу и Бубе очень понравилось представление. Они хлопали в ладоши и улыбались.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

«Осенняя прогулка»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Боб и Буба вышли на прогулку. Дул осенний ветерок.

«Остудим блинчик»

Движение рук: Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка  расслабленна, направлена вверх.

Ветерок поднимал и опускал листочки.

«Качели»

Движение рук: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Качал их вправо и влево.

«Часики»

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

А вот и солнышко протянуло ему свой лучик.

«Иголочка»

Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец.

Вдруг по листочку закапал дождик

«Лошадка»

Движение рук: 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим.

Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек.

«Сладкое варенье»

Движение рук: Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево- вверх –вправо -вниз.

«Как красиво!»-подумали Боб и Буба и улыбнулись.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

«Новый велосипед»

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положения и движения руки.

Бобу на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса,

«Сладкое варенье»

Движение рук: Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево- вверх –вправо -вниз.

блестящая рама

«Забор»

пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз.

Боб стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой,

«Часики»

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

то сверху, то снизу

«Качели»

Движение рук: движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

После этого язычок решил покататься. Дорога была длинной и широкой.

Чередование «Иголка»-«Лопатка»

«Иголочка»

Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении.

Боб проезжал мимо глубокого пруда,

«Чашечка».

Движение рук: кисть руки в форме ковшика

мимо стройных берез

«Грибок»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг, и удерживать в форме «ковшика».

дорога поворачивала то вправо, то влево

«Часики»

На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо.

Язычок быстро крутил педали.

«Сладкое варенье» Движение рук: Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево- вверх –вправо -вниз.

Скоро наступил вечер. Бобу было пора домой, он очень устал и  уснул.

«Лопатка»

Движение рук: Кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении.

Во сне он улыбался, ему снился велосипед.

«Улыбка»

Движение рук: Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

Приложение. Описание артикуляционных упражнений.

«Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить  «И». Удерживать так под счет от 5 до 10

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

«Лопатка»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

«Горка» («Кошка сердится»)

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд.

«Чашечка»

Сделав «Лопатку», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.

«Парус»

Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

«Жираф»

Рот открыть, язык высунуть и поднять вверх, удерживать в таком положении под счет от 1 до 10.

«Бегемотик»

Открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, язык спокойно лежит во рту. Кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1до 10.

«Улыбка» («Лягушка»)

Улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10.

«Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10

«Катушка»

Улыбнуться. Открыть рот. Упереть кончик языка в основания нижних зубов и «выкатить» широкий язык вперед изо рта. Затем убрать язык вглубь рта.

«Блинчики («Накажем язычок»)

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Почистим верхние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за верхними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед-назад и произносить при этом «бл,бл,бл». Выполнять под счет от 1 до 10.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

«Грибок»

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

«Гармошка»

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого и правого углов рта.

«Дятел» («Барабанщик»)

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Расческа»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1 до 10. Закрыть рот, повторить упражнение 5-6 раз.

«Сладкое варенье»

Улыбнуться. Открыть рот, высунуть язык и расположить кончик языка в левом углу рта. Под счет от 1 до 6 облизать языком по кругу сначала верхнюю. Затем нижнюю губу. Выполнять круговые движения 4 раза. Повторить упражнение  5-6 раз.

«Язычок на прогулке»

На счет «один»улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта и поднять вверх. На счет «два»опустить язык вниз, на счет «три» повернуть к левому углу рта, На счет «четыре» повернуть к правому углу рта. Выполнять перекрестные движения языком 4 раза подряд. Повторить 5-6 раз.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. Тра-ля-ля для язычка. –Дмитров: ИД «Карапуз», 2006.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.-СПб.: Детство-Пресс,2001.

3. Бушлякова Р.Г.Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение/ под общ.ред.Л.С.Вакуленко.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

4. Зайцева И.Ю.Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников. – Режим доступа: http://festival. lseptember.ru/articles/103050

5. Карельская Е.Г. «Растим говорунов».- М.: «Дрофа», 2007.

6. Краузе Е. Н.Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.

7. Крупенчук А.И, Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.

8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.

9.Поваляева М.А.Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке.. –Ростов н/Дону:Феникс,2003.

10. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методически е рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста.- СПб.:КАРО,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Все о звуке [К].Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей Часть II

Недостатки произношения звука [К], приемы постановки.  Автоматизация в картинках. В последнее время все чаще встречаются случаи нарушения произношения звука [К],  в каждом новом на...

Все о звуке [К]. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей (в двух частях)

Недостатки произношения звука [К], приемы постановки.  Автоматизация в картинках. В последнее время все чаще встречаются случаи нарушения произношения звука [К],  в каждом новом на...

Собственная методическая разработка "Планирование работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации". Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

В пособии представлен примерный план коррекционной работы по предупреждению оптической дисграфии у леворуких детей и детей с трудностями латерализации,посещающих подготовительную к школе  группу ...

Пособие для логопедов, воспитателей, родителей "Артикуляционная гимнастика"

Цель, описание, стихотворное, наглядное и фотосопровожнеие основных артикуляционных упражнений...

Авторское дидактическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР «ЗВУКОБУК»

Паспорт пособияТема Авторское дидактическое пособие для логопедов и воспитателей по развитию фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста  «ЗВУКОБУК» АвторыУчител...

«Артикуляционные перчатки для биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»

laquo;Артикуляционные перчатки для биоэнергопластикив работе  учителя-логопеда»...