Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Планирование   образовательной деятельности   в рамках образовательной области  «Речевое развитие»  на логопедическом пункте   для детей старшего дошкольного возраста  (от 5 до 7 лет)  с нарушениями речи   на 2020-2021 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 70»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413121, Саратовская область,  г. Энгельс  ул. Ломоносова, дом 23, тел: (8453)745535

Рассмотрено и принято                                                                                      «Утверждаю»                                                                                                                           на педагогическом совете                                                                       Заведующий МДОУ                                                                                           МДОУ «Детский сад № 70»                                                                     «Детский сад № 70»                                                                                        Протокол № ___________                                                        __________   Н.С. Дмитриева                                                                  От _____________ 2020 г.                                                        Приказ № ____от ____ 2020 г.

Планирование                                                                                                             образовательной деятельности                                                                                                    в рамках образовательной области                                                                               «Речевое развитие»                                                                                                                                                                                                                                         на логопедическом пункте                                                                                                    для детей старшего дошкольного возраста                                                                            (от 5 до 7 лет)  с нарушениями речи                                                                                                                 на 2020-2021 учебный год

Составил: учитель-логопед

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

г. Энгельс

2020 год

Содержание

  1. Целевой раздел…………………………………………………………  3
  1. Пояснительная записка…………………………………………….  3
  2. Цель, задачи, принципы «Планирования»………………………..  4
  3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников логопункта дошкольного образовательного учреждения, характеристика речевых нарушений……………….  5
  4. Планируемые результаты…………………………………………..  9
  1. Содержательный раздел……………………………………………….. 11                  2.1.  Организация образовательной деятельности…………………… 11    2.2  Система взаимодействия педагогов дошкольного    образовательного  учреждения………………………………………... 21                             2.3 Система работы с родителями (законными представителями)…. 30
  2. Организационный раздел……………………………………………… 35 3.1 Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда……………………………… 35  
  1.  Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда………. 37
  2.  Особенности развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета…………………………………………. 38                  

      4. Приложения…………………………………………………………….. 40

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

     Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция.

     В основу настоящего  «Планирования» положен соответствующий раздел образовательной области «Речевое развитие» примерной адаптированной основной  образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. Содержание данной программы способствует развитию коммуникативных способностей ребенка.

     Настоящее «Планирование» носит коррекционно – развивающий характер,  предназначено для обучения и воспитания детей  5 – 7 лет с нарушениями речи в условиях логопедического пункта ДОУ.

«Планирование»  разработано в соответствии:

  • с документами ООН:
  • «Конвенцией о правах ребенка»;
  • с законами РФ:
  • Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";
  • с документами Министерства образования и науки РФ:
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Примерной адаптированной основной образовательной программой        

             для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева,    

             Т.В. Волосовец, О. П., Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред.  

              проф. Л. В. Лопатиной, (2014);

  • Программами  дошкольных образовательных учреждений     компенсирующего вида для детей с нарушением речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., (2010);

  • Программой обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. Подготовительная к школе  группа / Каше Г.А., Филичева Т.Б., (1978);
  • Распоряжением об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность от 06.08.2020 г;
  •  «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»;
  • с документами Федеральных служб:
  • постановлением Главного санитарного врача РФ от   г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • с локальными документами:
  • уставом Муниципального дошкольного образовательного  учреждения  «Детский сад № 70» Энгельсского муниципального района Саратовской области;
  • ООП МДОУ «Детский сад № 70» ЭМР СО;
  • Положением о логопедическом пункте МДОУ «Детский сад № 70» ЭМР СО.
  • с иными разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

       Данное «Планирование» направлено на создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с нарушениями речи. Оно помогает сочетать коррекционную и общеразвивающую программу с целью построения комплексной коррекционно – развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач ООП детского сада. В содержании «Планирования» учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста.

1.2. Цель, задачи, принципы «Планирования»

     В соответствии с ФГОС ДО   цель   речевого   развития   дошкольников - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте;
  • развитие речевого творчества.

     Достижение поставленной цели и решение задач осуществляются с учетом следующих принципов, изложенных в ФГОС ДО:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского

развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество организации с семьями;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей. 

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников логопункта дошкольного образовательного учреждения, характеристика речевых нарушений

   Характеристика речи детей 5 – 6 лет

     К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500 – 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор).

 У детей пяти – шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

   На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности

произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; [р] заменяется [л] или [й]; [л] заменяется [л’]. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.

Характеристика речи детей 6 – 7 лет

  К шести – семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000 – 3500.

Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл. В отдельных случаях в словаре детей встречаются просторечные слова и обороты.   

     К шести годам дети овладевают основными закономерностями изменениями слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам.   

    В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у ребенка с быстрым темпом речи наблюдается нечеткость, небрежность произношения, смешение звуков. В подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии речи.

    Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. В логопункт зачисляются дети со следующими речевыми нарушениями:

- фонетическое недоразвитие речи (ФНР);

- фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).    

     Допускается пребывание детей с ОНР (Ш - IV ур.), а также с дефектами, обусловленными нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрией).

     При выявлении у воспитанников сложной речевой патологии (ОНР, дизартрия, ринолалия, заикание) учитель – логопед рекомендует родителям посетить психиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, сурдолога, территориальную ПМПК.

      Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.  

      Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляторной моторики.

  Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи  (ФФНР)– это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

     Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико–фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

      Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

- заменой звуков более простыми по артикуляции;

- трудностями различения звуков;

- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.  

    Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечет за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.    

    Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т.п.

   Общее недоразвитие речи  у  детей   с нормальным   слухом  и  первично

сохранным интеллектом – сложное речевое расстройство, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

        Третий уровень речевого развития (ОНР III уровня) характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико–грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из–под, из–за, между и т.д.; в согласовании различных частей речи; построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются существенные признаки, причинно – следственные отношения.

   Дети    с   ОНР    отличаются    от    своих    нормально    развивающихся

сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно – логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

      Дети, отнесенные к четвертому уровню речевого развития (ОНР IV уровня), не имеют грубых нарушений звукопроизношения, но у них наблюдается недостаточно четкая дифференциация звуков. Нарушения звукослоговой структуры слов проявляются у детей в различных вариантах искажения звуконаполняемости, поскольку детям трудно удерживать в памяти грамматический образ слова. У них отмечаются персеверации, перестановки звуков и слогов, сокращение согласных при стечении, замены слогов, реже — опускание слогов.

     Среди нарушений фонетико-фонематического характера, наряду с неполной сформированностью звукослоговой структуры слова, у детей отмечаются недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, что свидетельствует о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и является важным показателем незавершенного процесса фонемообразования.

      Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

     Отличительной особенностью детей четвертого уровня речевого развития являются недостатки связной речи: нарушения логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повторы отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин.

       Стертая форма дизартрии – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствие органического поражения головного мозга.

       Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей – дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
     Указанные речевые нарушения детей старшего дошкольного возраста спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

1.4 Планируемые результаты

 

     Результаты освоения «Планирования» образовательной деятельности учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм её реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры освоения «Планирования» детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Ребенок:

обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);

правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;

составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;

умеет составлять творческие рассказы;

осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным

переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции

фонематического синтеза;

владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий);

правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

      При реализации «Планирования» проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Диагностика речевого развития ребенка проводится 3 раза в год для отслеживания динамики развития и уточнения направлений коррекционно-развивающей работы:

- начальная (1-15 сентября);

- промежуточная (15 -31 декабря);

- итоговая (15-31 мая).

       Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

  •  Поваляева М.А. Справочник логопеда.
  • Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
  • Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи.
  • Володина В.С. Альбом по развитию речи.
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
  • Нищева Н.В. Речевая карта ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет.
  • Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка 4 – 7 лет.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

   Диагностическая карта речевого развития дошкольников, занимающихся в условиях логопункта ДОУ,  методика изучения уровня речевого развития и система его оценки представлены в Приложении 1.

  1. Содержательный раздел

2.1.  Организация образовательной деятельности

    Задачами дошкольного образовательного учреждения по оказанию логопедической помощи являются :

- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;

- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;

- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.

    Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопедическом пункте дошкольного учреждения конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, ОНР III-IV уровней.

      С 1 по 15 сентября проводится логопедическое  обследование детей,  заполнение речевых карт, составление индивидуальных планов коррекционной  работы. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики, рекомендаций ПМПК, ППк.

      В логопедический пункт дошкольного учреждения зачисляется  25 детей. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года.  Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. 

      В июне при переходе детского сада на летний режим для детей проводятся индивидуальная коррекционно–развивающая деятельность и игры по закреплению речевых навыков на свежем воздухе.

      Форма организации обучения – индивидуальная, подгрупповая. Количество и периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк (не менее 2 раз в неделю). Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-4 воспитанника.

    В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность.

    Продолжительность логопедических  занятий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими  требованиями составляет: для детей от 5-ти до 6-ти лет - не более 25 минут, для детей  от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут.

     Логопедические занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от образовательной деятельности, так и во время ее проведения. Учитель–логопед имеет право брать для коррекционной работы воспитанников с любых занятий (НОД), проводимых педагогами в группе.

   Примерная продолжительность коррекционной работы с обучающимися в условиях логопедического пункта:

- для детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) продолжительность  логопедической работы -  до 6 месяцев;

- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) продолжительность  логопедической работы -  до 1 года;

-  для    детей  с   общим    недоразвитием речи   (ОНР Ш - IV уров.) продолжительность   логопедической работы – от 1 до 2 лет.

     Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

     Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством речи.

     Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы, умения выполнять упражнения в заданном темпе, адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

     Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений и др. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях, и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

     Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению учителя-логопеда.

     Так как на занятия в логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико – фонематическое недоразвитие речи и (допускается) общее недоразвитие речи) важно, чтобы коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- коррекция звукопроизношения

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи

- развитие фонематического восприятия;                       - совершенствование слоговой структуры слов;                                                                                             - коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

- пополнение словаря;                                                        - совершенствование грамматического строя;                      - совершенствование связной речи;                      - развитие фонематического восприятия;                              - совершенствование слоговой структуры слов;                                                                                         - коррекция звукопроизношения

   

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФН, ФФНР, ОНР III-IV уровней                                                  у детей старшего дошкольного возраста

            1. Логопедическое обследование:

- стартовое (1-ая и 2-ая недели сентября);

- итоговое – оценка результатов коррекционно-речевой работы за учебный год (3-я и 4-ая недели мая)

2. Развитие общих речевых навыков:

- формирование сильного длительного выдоха;                                                                                         - работа по воспитанию просодических компонентов речи;                                                       - работа над темпом, ритмом и интонацией.                                          

3. Коррекция звукопроизношения:

- выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

- уточнение произношения и постановка звуков в последовательности, обусловленной отсутствием или наличием патологической симптоматики в артикуляционной области и от степени ее выраженности, не придерживаясь традиционного порядка, рекомендующего постановку со свистящих звуков. То есть уточнение или постановка в первую очередь тех звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. Это могут быть шипящие  звуки или звуки [Л], [Р], артикуляционные же уклады свистящих звуков для детей с дизартрией часто являются более сложными;

- автоматизация поставленных звуков в традиционной для логопедии последовательности: слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи. В начале автоматизация проходит с опорой на слуховой образец (повторение за учителем - логопедом), затем с опорой только на наглядность (картинки, схемы, символы и т. д.);

- дифференциация  поставленных звуков в случаях дефектов звукопроизношения в виде замен или смешения звуков.

4. Коррекция звуко-слоговой структуры слов (на материале правильно произносимых звуков):

- работа над односложными словами со стечением согласных в начале или в конце слов (стол, мост);

- работа над двусложными и трехсложными словами без стечения согласных (мука, домик, малина, василек);

- работа над двусложными словами со стечением согласных в начале слов (книга, цветок), в середине слов (окно, палка, капкан), в конце слов (радость);

- работа над трехсложными словами со стечением согласных в начале слов (сметана), в середине (пылинка), в конце слов (машинист);

- работа над двух-, трех-, четырех-, пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, сковорода, электричество и т. д.).

5. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематических представлений, первоначальных навыков звукового анализа и синтеза). На индивидуальных занятиях и через консультативно-методическую работу с воспитателями согласно принципа природосообразности, то есть следования естественным закономерностям овладения языком и речью, и, в отличие от групп компенсирующей направленности, с разными сроками прохождения отдельных этапов с разными детьми. В отличие от групп компенсирующей направленности, в которых развитие фонематических процессов осуществляется через изучение в определенной последовательности всех звуков русского языка, в условиях дошкольного логопедического пункта целесообразнее проводить эту работу только с частью звуков. Прежде  всего, это все гласные звуки,  нескольких же согласных (от 5 до 10) достаточно, чтобы у ребенка сформировался навык звукового анализа и синтеза. Знакомство  же со всеми звуками проводят воспитатели, согласно требованиям общеобразовательной программы.  

Примерный порядок работы учителя-логопеда по развитию фонематических процессов в условиях логопедического пункта:

* работа над понятием ряда (первый, в начале, последний, в конце, в середине; порядковые числительные: второй, третий, ...);

* развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков (звуки окружающего мира, звучащие игрушки, музыкальные инструменты и т. п.) и звукоподражаний;

*развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза:

- запоминание и воспроизведение серий из двух, а затем из трех слогов;

- выделение речевых звуков из ряда других изолированных звуков;

- определение наличия звука в слове;

- введение понятия «гласные звуки», выделение гласных звуков из начала слов;

 - подбор слов на гласные звуки;

- звуковой анализ и синтез звукосочетаний типа АУ, ИА, АИУ;

- выделение гласных звуков из конца слов (пальто, кенгуру, стихи, столы, пчела);

- выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, сок, мышь, кот, кит);

- введение понятия «согласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;

- звуковой анализ и синтез обратных слогов (ам, ум, им);

- выделение согласных твердых и согласных мягких звуков из конца слов (угол, уголь);

- звуковой анализ и синтез прямых слогов (ма, му, мы, ми, мо);

- выделение согласных твердых и согласных мягких звуков из начала слов (мак, миска);

- определение позиции согласных твердых и согласных мягких звуков в словах;

- подбор картинок и слов с заданным звуком;

- полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с гласными: А, У, О, И, Ы, составление схем слов типа «ивы, осы, мак, мир»;

- полный звуковой анализ и синтез слов типа «стол, шкаф, волк»;       

- полный звуковой анализ и синтез двусложных слов без стечения согласных (мука, мухи, киты, паук).

- деление слов на слоги;

- введение понятия «предложение», составление предложений по схемам, подбор схем к предложениям.

6. Грамматический строй речи (на индивидуальных занятиях в процессе  нормализации звуковой стороны речи  и через выполнение заданий с воспитателями и родителями):

- преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число именительного падежа (стол — столы, лев -  львы);

- преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число родительного падежа (стол — столов, лев — львов);

- согласование числительных с существительными по родам (один петух, одна книга, одно яблоко, два петуха, две книги, два яблока, пять петухов, пять книг, пять яблок);

- согласование прилагательных с существительными по родам и числам (синий мяч, синяя ваза, синее ведро, синие носки);

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кукла — куколка, стул-стульчик);

- образование названий детенышей животных и птиц в единственном числе (лиса — лисенок, гусь - гусенок);

- образование названий детенышей животных и птиц во множественном числе (лиса — лисята, гусь — гусята);

- согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (мальчик идет, мальчики идут);

- образование относительных прилагательных от существительных (сок из апельсина — апельсиновый, стул из дерева — деревянный, шапка из меха — меховая).

- уточнение значений простых и сложных предлогов;

- подбор синонимов (слов-братьев);

- подбор антонимов (скажи наоборот);

- образование новых слов путем сложения (снегопад, листопад, водопровод, пылесос);

- образование притяжательных прилагательных от существительных (очки бабушки - бабушкины, уши зайца — заячьи, хвост лисы — лисий).

   Каждая грамматическая категория планируется  в зависимости от сроков усвоения детьми на период от 1 до 3 недель. Воспитатели группы  включают игры по ее усвоению в различные занятия и режимные моменты. Родителям детей всей группы даются рекомендации по закреплению данной категории в играх со своим ребенком. Таким образом, каждый родитель может проверить, правильно ли его ребенок пользуется этой категорией и помочь ему в случае ошибок. Планирование  грамматических категорий по лексическим темам, как это делается в группах компенсирующей  направленности, в условиях дошкольного логопедического пункта менее эффективно.

7. Развитие связной речи  (в процессе нормализации звуковой стороны речи).

Выполнение упражнений и заданий на:

* составление предложений;

* распространение предложений;

* составление рассказов по картине, серии картин; пересказ.

       Коррекция фонетического и фонематического развития проходит параллельно. 

      Индивидуальные перспективные планы (индивидуальные программы) коррекционно-речевой работы составляются и заносятся в речевые  карты детей при их зачислении в логопедический пункт.

    Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III-IV уровней в условиях логопункта представлено в Приложении 2.

    При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков.

  1. Развитие ручной моторики

Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.

  1. Развитие дыхания.

Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе; развитие высоты, силы, тембра голоса.

  1. Развитие артикуляторной моторики

Цель: выработка точных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. Развитие слухового восприятия и внимания.

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц.

  1. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

Цель: развитие умения выделять звук на фоне слога и слова.

  1. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
  1. Постановка звука

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука.

Направления работы:

  • Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа звука.

  • Развитие фонематического анализа.

Цель: выделение звука на фоне слова, уточнение слухопроизносительного образа звука.

  • Развитие речевой и артикуляторной моторики.

Цель: уточнение артикуляции конкретного звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

  • Работа по непосредственной постановке звука

Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

2)  Автоматизация звука

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Направления работы:

  • Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь;
  • Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза);
  • Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи).

  1.  Дифференциация звуков речи (проводится, если ребёнок заменяет или       смешивает звуки в речи).

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование элементарного фонематического анализа и синтеза.

Подэтапы работы:

  • Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых      

          звуков  (автоматизация в слогах, словах, фразах).

Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

  • Этап слуховой и произносительной дифференциации      

          смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

      III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков (работа осуществляется воспитателем).

Цель: сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

  1. Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные,  на специально подобранном материале, звуки в естественных речевых условиях.

  1. Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи.

2.2  Система взаимодействия педагогов  дошкольного  образовательного  учреждения

     Содержание «Планирования» включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с нарушением речи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально–личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому.

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Физическая культура

Развивать координированность и точность действий.

Формировать правильную осанку при посадке за столом.

Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании

- пальчиковая гимнастика;

- биоэнергопластика;

- речь с движениями;

- физкультминутки;

- беседа.

Познавательное развитие

Учить сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку.

Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.

Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами.

Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику.

- составление описательных рассказов;

- автоматизация поставленных звуков в словах;

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия;

- игры с мозаикой, пазлами и мелкими предметами;

- пальчиковая гимнастика.

Социально – коммуникативное развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

Совершенствовать умение оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Прививать желание поддерживать порядок на своем рабочем месте.

Учить соблюдать технику безопасности.

Совершенствовать навыки игры в настольно – печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение декламировать стихотворения, разыгрывать сценки.

- игровые ситуации;

- мини инсценировки;

- беседа;

- поручения;

- игры с мелкими предметами;

- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов), стихах, рассказах, спонтанной речи;

- настольно – печатные дидактические игры;

- театрализованные игры.

Художественно – эстетическое развитие

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.

Учить выразительно читать стихотворения, участвовать в инсценировках.

Развивать умение слышать ритмический рисунок.

Развивать графомоторные навыки.

- автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, стихотворных текстах, рассказах;

- дидактические игры и упражнения.

Речевое развитие

Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Развитие речевого творчества.

Развитие звуковой и интонационной стороны речи, фонематического слуха.

Знакомство с книжной культурой.

Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылке обучения грамоте.

- автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах;

- речевые игры и упражнения.

      В работе по образовательным областям  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре), учитель - логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи  и этапа коррекционной работы.

     Работа по речевому развитию детей проводится не только учителем – логопедом, но и воспитателями:  в регламентированной деятельности (во время НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте), а также и в нерегламентированной деятельности (режимные моменты: в утренние и вечерние часы, на прогулках).

Учитель – логопед

- индивидуальные, подгрупповые  занятия по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, совершенствованию грамматического строя речи,   развитию связной речи;

- наблюдение за детьми с целью профилактики речевых нарушений.

    Консультативно-методическая работа с педагогическим персоналом ДОУ и родителями планируется учителем-логопедом в начале каждого учебного года.

Воспитатель

- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи, подготовке к обучению грамоте с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы;

- игры и упражнения на восприятие цвета и формы;

- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);

- обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.

Содержание коррекционно – развивающей работы воспитателя с детьми в ходе режимных моментов

Формы коррекционной работы

   

Содержание коррекционной работы

Утренняя коррекционная гимнастика

Коррекция дыхания.

Развитие слухового внимания, мелкой моторики рук, двигательной активности, ориентировки в пространстве.

Коррекционная бодрящая гимнастика

Развитие общей и мелкой моторики.

Коррекция дыхания.

Формирование умения ориентироваться в пространстве.

Дидактическая игра

Закрепление навыков и умений детей, полученных на коррекционных занятиях.

Сюжетно – ролевая игра

Формирование умения поддерживать игровую деятельность.

Формирование умения организовывать игровую деятельность.

Обогащение лексики.

Формирование связной речи.

Развитие коммуникативной стороны речи.

Индивидуальная коррекционная работа по заданию   учителя - логопеда

Развитие познавательной деятельности.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

Формирование фонематического восприятия.

Выполнение упражнений по преодолению фонетических нарушений.

Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Коррекция и развитие психических процессов.

Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.

Досуги, праздники, театрализованная деятельность

Формирование адекватных эмоционально – волевых реакций.

Выравнивание эмоционально – волевой сферы.

Работа над интонационной выразительностью речи.

Развитие мелкой и общей моторики.

Прогулка (подвижные игры)

Коррекция психических процессов.

Развитие познавательной и двигательной активности, коммуникативной стороны речи.

Ориентировка в пространстве.

Коррекция эмоционально – волевой сферы.

Культурно – гигиенические навыки

Развитие мелкой моторики.

Развитие навыков самообслуживания.

Развитие внимания, мышления.

Трудовая деятельность

Развитие мелкой моторики, коммуникативной стороны речи.

Обогащение и активизация словарного запаса.

Выравнивание психических процессов: анализа, синтеза, внимания, мышления, памяти.

        

       Воспитатели групп контролируют речь детей во время своих занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте и во время режимных моментов, способствуют автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза,  расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь. Выполняя эти должностные обязанности в процессе реализации общеобразовательной программы, они ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда  и т. д.

Музыкальный руководитель

- музыкально – ритмические игры, логоритмика;

- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

- игры – драматизации.

     Музыкальный руководитель  развивает чувство ритма и темпа, акустические и тембральные свойства голоса, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и  исполнении песен.

Инструктор по физкультуре

- игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

- подвижные спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление правильного произношения звуков;

- игры на развитие пространственной ориентировки.

      Инструктор по физкультуре развивает общую моторику и координацию движений,  развивает умения по мышечной релаксации, диафрагмально-реберному и речевому дыханию.

     

Педагог – психолог

- игры и упражнения на развитие всех психических и речевых процессов.

      Педагог-психолог   корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, снимает тревожность детей при негативном настрое на логопедические занятия, активизирует отработанную лексику, развивает зрительно-моторную координацию, создает среду психологической поддержки детям с нарушениями речи.  

План работы учителя-логопеда с педагогами дошкольного образовательного учреждения

Период

Содержание работы

Цель

Участники

Сентябрь

Ознакомление с результатами обследования

Познакомить с уровнем развития речи воспитанников группы, зачисленных на логопункт и ходом дальнейшей логопедической работы

Логопед Воспитатели

Консультация: «Систематический контроль за речью детей»

Отразить важность  контроля за речью детей в течение дня и в режимных моментах

Логопед Воспитатели

Октябрь

Консультация: «Подготовка к обучению грамоте»

Разъяснить разницу между звуком и буквой, способом и местом образования звуков

Логопед Воспитатели

Взаимосвязь логопедической и психо-коррекционной работы с детьми в условиях ДОУ

Отразить важность комплексного воздействия в процессе коррекционного обучения

Логопед                 Психолог

Ноябрь

Логоритмика в системе коррекции речи детей

Отразить важность развития речевых навыков совместно с моторикой, координацией и дыханием с музыкальным сопровождением

Логопед                    Музыкальный руководитель

Декабрь

Фоноритмика в системе коррекции речи детей

Подобрать игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи, совместно с моторикой, координацией и дыханием на занятиях физкультурой

Логопед                                                       Инструктор по физической культуре

Январь

Консультация: «Логопедические игры»

Использование логопедических игр в течение дня и в режимных моментах

Логопед Воспитатели

Февраль

Консультация: «Играем пальчиками-развиваем речь»

Разъяснить взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития детей

Логопед Воспитатели

Март

Психогимнастика, как средство снятия психологического напряжения  и сохранения эмоционального благополучия ребенка

Отразить значимость проведения психогимнастики  на занятиях музыкой и физической культурой

Логопед                                                       Инструктор по физической культуре   Музыкальный руководитель        

Апрель

Готов ли ребенок к школе

Совместно выявить уровень готовности ребенка к обучению в школе

Логопед                                         Воспитатели подготовительных групп

Май

Подведение итогов коррекционной работы

Ознакомить педагогов ДОУ с результатами коррекционно-логопедической работы за учебный год

Логопед                   Воспитатели            Специалисты

2.3 Система работы с родителями (законными представителями)

   Основные цели и задачи

     Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка с речевыми нарушениями является развитие конструктивного развития с семьей. Работе с родителями (законными представителями) детей с речевыми нарушениями уделяется достаточно большое внимание. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с речевыми нарушениями как активных членов общества.

   Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с речевыми нарушениями, в программе определена цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с речевыми нарушениями в общество.

     Для решения данной цели в «Планировании» поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.                             2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.                                                                                                                               3. Сформировать адекватную самооценку.

      Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с речевыми нарушениями.

     Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству:

1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период.                                                                                       2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества.                                                   3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Принципы работы с родителями детей с речевыми нарушениями

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.                                                                                                                    3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем – логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, родителями.                                                                                            4. Принцип доступности.

Концепция взаимодействия учителя - логопеда и семьи

1. Семья – центр жизни ребенка.                                                                                                      2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.                                                                                                                              3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.                                                                                             4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.                                                                                                                                                         5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье

1. Коллективные формы взаимодействия.

1.1. Общие родительские собрания.                                                                            Проводятся администрацией ДОУ 2 раза в год, в начале и в конце учебного года.                                                                                                                                                       Задачи:                                                                                                                                         - информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;                                                                                           - решение организационных вопросов;                                                                                        - информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

1.2. Групповые родительские собрания. 

Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.                                                                                                                       Задачи:                                                                                                                                              - обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;                                           - сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;                                               - решение текущих организационных вопросов.

1.3. “День открытых дверей”. 

Проводится администрацией ДОУ.                                                                                                  Задача:                                                                                                                                          - знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.                                   Задачи:                                                                                                                                           - знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с речевыми нарушениями;                    - ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

1.5. Проведение детских праздников и развлечений. 

Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты и воспитатели  ДОУ с привлечением родителей.                                                          Задача:                                                                                                                                       - поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2. Индивидуальные формы работы.

2.1. Беседы и консультации специалистов. 

Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.                                                                                                                                                    Задача:                                                                                                                                                                                      - оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

2.2. Родительский час. Проводится учителем – логопедом  один раз в неделю.           Задача:                                                                                                                                                                     - информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком.

2.3. Анкетирование и опросы. 

Проводятся по планам администрации, учителя – логопеда и по мере необходимости.                                                                                                                                            Задачи:                                                                                                                                                                         - сбор необходимой информации о ребенке и его семье;                                                                    - определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;                           - определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;                                                                                                                                  - определение оценки родителями работы ДОУ.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. 

    Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)

Задача: информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских работ. 

Проводятся по плану воспитательно - образовательной работы.                                           Задачи:                                                                                                                                                                              - ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;                                 -привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3. 3. Открытые занятия учителя – логопеда

Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся два - три раза в год.                                                                           Задачи:                                                                                                                                             - создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;             - наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Ожидаемый результат

- появление интереса родителей к работе ДОУ;                                                                                      - повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;                                                                                                                                        - увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам;                                                                                                        - возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ;                                                     - рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом.

План работы учителя-логопеда с родителями                                           (законными представителями)

Период

Содержание работы

Цель

Сентябрь

Совместное заполнение речевых карт (анамнез)

Выявить предполагаемые причины речевого нарушения и состояние здоровья воспитанников

Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»

Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-логопедической работы на текущий учебный год

Индивидуальные консультации для родителей: «Ознакомление с результатами обследования»

Познакомить родителей с уровнем развития речи их детей и ходом дальнейшей логопедической работы

Октябрь

Консультация: «Систематический контроль           за речью детей»

Отразить важность контроля за речью детей в семье

Ноябрь

Консультация: «Если есть, что спросить?»

Выявить круг вопросов, важных для родителей

Декабрь

Промежуточные итоги  обучения

Познакомить родителей с промежуточными результатами обучения

Январь

Консультация: «Этот долгий процесс автоматизации»

Познакомить родителей с этапами автоматизации, длительностью процесса, его важностью и необходимостью

Февраль

Консультация: «Что такое фонематический слух и как его развивать»

Познакомить родителей со значимостью формирования фонематического слуха для дальнейшего обучения в школе

Март

Консультация: «Логопедические игры»

Познакомить родителей с логопедическими играми

Апрель

Консультация: «Готов ли ребенок к школе?»

Познакомить родителей  с требованиями начальной школы к речевому развитию детей

Май

Подведение итогов коррекционной работы

Познакомить родителей с результатами обучения, дать рекомендации по сохранению состояния  речи  на летний период.

  1. Организационный раздел

3.1 Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб.: Детство – ПРЕСС, 2005.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., Издательский  центр «Академия», 1998.

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. М., ТЦ Сфера, 2008.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

5. Волкова Г.В. Методика обследования речи детей с нарушением речи. СП., 2003.

6. Гербова В.В. Занятия по развитии речи детей, М.Просвещение.

7. Гомзяк О.С. Говори правильно. М., «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

8. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб.: «СОЮЗ», 2000.

9. Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов и воспитателей детсадов. /Под ред. В.И.Селиверстова. М.: Просвещение, 1981.

10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., Просвещение, 2008.

11. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. М.: Сфера, 2004.

12. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушением речи. М.: Сфера, 2004.

13. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. —СПб., 2005.

14. Лылова Л.С. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми дошкольного возраста. Воронеж: «ИП Лакоценина Н.А.», 2012.

15. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987.

16. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников /Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966.

17. Нищева Н.В. Система коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

18. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. /Под ред. Л.В.Шапковой. СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002.

19..Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.

20. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозаика – Синтез, 2006.

21. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: ТЦ Сфера, 2004.

22. Ткаченко Т.А. Формирование лексико – грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. М.:  издательство «Гном и Д», 2001.

23. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.

24. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно - методические рекомендации. — М., 2009.

25. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. — М., Просвещение, 2008.

26. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., Просвещение, 1980.

27. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988.

3.2 Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда                       

День недели

Время

Вид работы

Понедельник

8:00 - 10:00

Индивидуальная коррекционная работа

 10:00 - 10:30

Подгрупповая коррекционная работа

 10:30 - 11:00

Индивидуальная  коррекционная работа

 11:30 - 12:00

Работа с документацией

Вторник

14:00 -14:30

Работа по взаимодействию с  педагогами  ДОУ

14:30 – 15:00

Работа с документацией

15.00 - 17:30

Индивидуальная, подгрупповая коррекционная работа

 17.30 - 18.00

Работа с родителями

Среда

8:00 - 11:30

Индивидуальная, подгрупповая коррекционная работа

11:30 - 12:00

Работа с документацией

Четверг

8:00 - 10:00

Индивидуальная коррекционная работа

10:00 - 10:30

Подгрупповая коррекционная работа

10:30 - 11:30

Индивидуальная  коррекционная работа

11.30 - 12.00

Работа с документацией

Пятница

8:00 - 11:30

Индивидуальная, подгрупповая коррекционная работа

11:30 - 12:00

Работа с документацией

3.3 Особенности развивающей предметно-пространственной     среды логопедического кабинета

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с планированием должны обеспечивать:

  • Принципы создания коррекционно-развивающей среды.
  • Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).
  • Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением, возможностями.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т.е. эстетическая организация среды.
  • Принцип свободы достижения ребенком своего права.
  • Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития ребенка».

    В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей их развития.

Основные зоны кабинета учителя-логопеда

  • Учебная зона для проведения подгрупповых коррекционных, где имеются столы, стулья, магнито-маркерная доска.
  • Звуко-коррекционная зона или зона для индивидуальной работы. В ней находятся зеркало с подсветкой, стол, стулья.
  • Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:

- материалы по обследованию речи детей;

- методическая литература по коррекции речи детей;

- учебно-методическая литература по обучению грамоте детей;

- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного прцесса.

  • Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, канцелярскими принадлежностями.
  • Консультативная зона включает  в себя стенды с материалами для родителей воспитанников. Стенды для консультаций родителей находятся в приемных групп.
  • Зона хранения наглядно-дидактических пособий и документации:

- дидактический материал для логопедического обследования;

- дыхательные тренажеры;

- дидактический материал для развития тонкой моторики;

- фотографии и картинки-символы для обучения артикуляционной гимнастике;

- картинки, профили для постановки звуков;

- картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;

- настольно-печатные  и дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;

- дидактический материал для развития фонематического слуха;

- материал по формированию навыков звукового анализа и синтеза;

- картотека материалов по всем лексическим темам;

- дидактический материал по формированию грамматического строя речи;

- картотека материалов по развитию связной речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе

Данный материал предназначен для учителей-логопедов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности учителя-логопеда

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию смысловой стороны речи у детей...

Учебно-тематическое планирование индивидуальной организационной коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

Этот материал подробно раскрываеи всё этапы логопедической работы, напрвления работы и расчет времени на каждого ребенка отдельно и всех (25) детей в целом, что помогает детально планировать свою лого...

Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»

В процессе занятия дети закрепили представление о перелетных птицах, отгадывали загадки, выполняли занимательные упражнения. Вместе со сказочными героями "Лисой" и "Журавлем" отпра...

«Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО»

ull;1.1. Пояснительная записка•1.1.1. Цели и задачи образовательной деятельности учителя -логопеда•1.1.2. Принципы и подходы к формированию к планированию ОД•1.1.3. Возрастные особенн...

Презентация «Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО»

ull;1.1. Пояснительная записка•1.1.1. Цели и задачи образовательной деятельности учителя -логопеда•1.1.2. Принципы и подходы к формированию к планированию ОД•1.1.3. Возрастные особенн...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы ОНР 3

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи составлен с использованием материалов логопедических аль...