Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"
консультация (старшая группа)

Илюшина Оксана Михайловна

Благодаря фонематическому слуху ребенок может распознавать и различать звуки.Игры для развития фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskiy_sluhigry.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Фонематический слух - основа правильной речи»

Фонематический слух это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих  фонематической функции.

Фонематический слух и речевой слух - это по сути одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит.

Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак,  лук-люк,  ложки-рожки). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания.

 Если у ребенка  недостаточно развит фонематический слух начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные (твёрдые - мягкие, глухие - звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там ждут трудности малыша.

При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма).

Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате негативное отношение к процессу обучения.

Поэтому,  очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить - сформирован ли у вашего ребенка фонематический слух, в норме ли его произношение.

Проверить фонематический слух вы можете и сами: попросите ребенка повторить слоги попарно: СА - ЗА, ГА - КА, БА - ПА, ДА - ТА  и т. д.

Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА - ПА - БА; ДА - ТА - ДА и т.д.

Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых), например: миШка - миСка, коЗа - коСа,крыШа- крыСа, Рак - Лак и т. д.

 В конце можно дать такое задание: я буду называть  разные звуки если услышишь звук (например С) поймай его, хлопни в ладоши:  п – т – с – ш -  ц – х – д – з – н – с – л – м – з – ц – ш - с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Наиболее часто дети  путают звуки  похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению).

Как правило, это свистящие и шипящие звуки: с - ш, з - ж, сь - щ, ц - ч, с - ц, з - с;

соноры: р - л;

твёрдые и мягкие: б - бь, з - зь, с - сь, и т. д. ;

звонкие и глухие: д - т, г – к, б – п  и т. д.  

Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.  

Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно (без сюсюканья) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки  понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребёнка развивают его фонематический слух.  

Те родители, которые считают, что он маленький, не  умеет разговаривать, значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха.

Фонематический слух дает возможность  научиться правильно произносить звуки. Ребенок с нормально развитым фонематическим слухом (при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой- то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, все время сравнивая его с образцом (который он слышит от окружающих). По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то, что сами произносят или то, что произносят другие люди очень приблизительно.

Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребенка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.

Часто вместе с понятием «фонематический слух» специалисты употребляют и понятия «фонематическое восприятие» и «фонематический анализ и синтез».  

Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков из которых состоит какое - то конкретное слово (например, возьмем слово «кот»- оно состоит из звуков: «к», «о», «т»). Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, ж-ш, с-ш, и т. д.).

Фонематический анализ и синтез  - умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко - слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста - «паса», марка- «мара», куртка- курка»; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-«пасАта»; в перестановках звуков: утка-«тука» в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата - лотапа.

Фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать, если вы хотите, чтобы ребенку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и  не стеснялся лишний раз высказать свое мнение.

Для развития фонематического слуха, предлагаются детям 5-6 лет игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

«Выдели слово»

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай, не торопись»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стоЛ»;

- вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыР»; (Воробей, грач…)

- подбери слово, чтобы первый звук был бы «к», а последний «а»;

- предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «а»; что начинается на «с», в середине слова звук «т» и.т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

«Шутки – минутки»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя звуки в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Хвост с узорами,

сапоги со шТорами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин Том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в Бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет Мёд.

КОт плывет по океану,

КИт из блюдца ест сметану.

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный Лук

С длинными усами.

Божья короБка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Игра «Правильно-неправильно»

 Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши: Вагон - ваКон - Фагон - вагон - ФаКон – вагоМ» и т.д.

В начале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска и т.д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,

Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:

- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:

- Фью, фью, фью!

Я с утра росинки... (пью!)

Чистоговорки

 Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Игра «Звук заблудился»

         Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и - айда!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук»

Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к...от (крот),

Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла...пу (лампу).

На арену вышли ...игры (тигры),

Мы от страха все притихли.

 

Развитие речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции. Стройте этот фундамент вместе со своим ребёнком, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

 Работа воспитателя и работа логопеда компенсирующего детского сада различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она т...

Консультация для воспитателей. Условия формирования правильной речи у дошкольников.

Описание условий для овладения детьми правильной речью....

Консультация для родителей: "Развитие грамматически правильной речи при формировании временных представлений"

В материале приводятся методы и приемы формирования представлений о времени у детей с тяжелыми нарушениями речи для практического использования родителями в повседневной жизни....

Консультация для воспитателей "Формирование грамматически правильной речи"

В консультации говориться о работе  воспитателя по формированию грамматически правильной речи детей...

Консультация: "Фонематический слух - это основа правильной речи".

Практический материал по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Консультация "Специфика работы по развитию правильной речи и формированию фонематического восприятия у старшего дошкольного возраста"

Специфика работы по развитию правильной речи и  формированию фонематического восприятия у старшего дошкольного возраста....