Практикум для педагогов ДОУ
материал по логопедии

Харченко Светлана Николаевна

"Применение речевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov_dou.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1,д.10

Практикум для педагогов ДОУ

«Применение речевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

учитель-логопед

 Харченко С.Н.

г. Ростов, май 2021 г.

Практикум для педагогов ДОУ

Цель: оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Организационная часть

Учитель - логопед встречает педагогов в зале.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Теоритическая часть

В работе с детьми, речевым играм отводится очень большая роль. Эти игры проводятся в течение всего дня. Они направлены на развитие всех сторон речи. Речевые игры в зависимости от цели воздействия и этапа работы делятся на 5 разделов.

I. Подготовительные игры.

Они служат для развития слуха, органов речи и дыхания. Они готовят ребенка к восприятию звуков и правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

Поэтому на первом месте стоят игры по развитию речевого слуха. Подбор игр осуществляется в строгой последовательности. Сначала игры для развития слухового внимания. То есть умения различать неречевые звуки - стуки, шуршание, звон. Затем определение направления звука.

Пример«Где звенит?»«Где постучали?»«Жмурки с колокольчиком»«Кто что услышал?»«Скажи, что ты слышишь?».

Затем идут игры для развития речевого слуха, т. е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Следующим этапом будут игры для развития фонематического слуха, т. е. умению слышать и различать речевые звуки. Для правильного произношения звуков требуется четкая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. К подготовительным играм относятся также игры на развитие голоса и дыхания.

II. Игры на формирование правильного звукопроизношения.

Цель их по мере исправления звуков – закреплять правильное звукопроизношение. Это могут быть игры - звукоподражания, предложения, небольшие стихи. Эти игры часто сочетаются с развитием движений, т. е. во время произнесения слов совершаются определенные движения – по смыслу, сочетаются также с развитием слухового внимания, когда на определенные слова дети должны отреагировать каким-либо движением. И, конечно, правильно произносить закрепляемые звуки во время игры.

III. Дидактические настольные игры.

Эти игры предназначены для закрепления звуков в словах, предложениях, в связном тексте, для совершенствования словаря, фразовой речи. Могут выступать и как основное занятие и как начало или конец занятия.

IV. Потешки, считалки, загадки.

Потешки, считалки, загадки предназначены для закрепления правильного звукопроизношения. Они развивают слуховую память, выразительность речи.

V. Игры - диалоги.

Играя в такие игры, у детей вырабатывается выразительность речи, мимика, жест, движения, имитирующие персонажей, закрепляются поставленные звуки.

Практическая часть

С некоторыми речевыми играми я бы хотела Вас познакомить. Но для начала, нам нужно подготовить речевой аппарат.

Задание № 1.

Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старик со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку
(открываем широко рот).

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости 
(втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
Утром проснулись - в улыбочке губы (снова широкая улыбка).
Чистили  все они свои зубы.

И вправо, и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения языком).
Полощем свой ротик чистой водою!
(втягиваем и надуваем щёки).
Чашечки ставим, чтоб чаю налили
 (широкий язык загибаем кверху чашечкой).
На чай мы подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испечём и на блюдца положим (широкий язык лежит на нижней губе).
Блин пожуём, завернём и прикусим
(покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем).
Блинчик с вареньем  - малиновым, вкусным
(облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен.
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем!
(кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного много!
Дед  для внучат приспособил качели
(широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы).
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже
(щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки.

Что же мы видим?  

Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла!
(широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).
Вот и сказке конец,
А кто слушал «Молодец!»

Задание № 2.

Скороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Я скороговорки использую при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

  • Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
    В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка 
    (раздраженно).
  • На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
  • Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
  • Но щенок породы колли убежал от Поли в поле (беспокойно).
  • Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 
    (спокойно)

Задание № 3.

«Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка»  предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Физкультурная минутка

«Приставки»

С при- приставкой присесть,

С под- приставкой подпрыгнуть,

С под- приставкой подмигнуть,        

С по- приставкой посмеяться,

С вы- вытягиваем руки,

С о- опустим их опять.

Вот и всё, настало время нам зарядку завершать!

Задание № 4. 

«Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

  • Счастье передвигается кучами - «Беда не ходит одна».
  • Уйти от целой стиральной машины - «Остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений и песен:

  • Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок:

  • Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
  • Утки - индюшки «Гуси - лебеди».
  • Бледненький кустик «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
  • Квадратик - «Колобок».

Задание № 5.

 «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3 и более слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Можно составить предложение любого содержания, но так чтобы все слова начинались на одну букву (допускаются слова, как с мягким, так и с твёрдым звуком).

Например: на звук [П] и [ПЬ]

Петя подарил Павлику пирамидку.

Задание № 6. 

«Фонематический слух»

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … 
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке 
    … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки,
    Унесли у Пети 
    … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель,
    У него в руках … (
    портфель)

Заключительная часть

- На этом наш практикум заканчивается. Я бы хотела, чтобы Вы выразили одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

Спасибо за внимание, за активное участие в практикуме!

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...