Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Германенко Анастасия Дмитриевна

Конспект подгруппового занятия " Помоги Буратино и его друзьям" на развитие интонационной стороны речи. Данный конспект предназначен для детей 6-7 лет с ОНРIII-IV уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.

Учитель-логопед МБДОУ №13 детский сад «Сонышко»: Сезина Анастасия Дмитриевна.

Тема занятия: «Помогаем Буратино».

Цель: совершенствовать интонационную сторону речи.

Задачи:

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: фонетическое.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Предполагаемый результат: дети будут уметь изменять тембр голоса, различать и воспроизводить однокомпонентные ритмические структуры.

Ресурсы: компьютер, зеркала, презентация, аудиозапись песни «Буратино», предметные картинки (солнышко), черно-белые картинки с изображением Буратино, цветные карандаши.

Ход занятия

Задачи

Содержание

Организация

Результат

Время

1. Вводный этап

1.

Формирование форсированного выдоха.

- Здравствуйте, ребята! Для начала мы немного отдохнем, подышим, встаньте в круг.

-Давайте с вами надуем воображаемый воздушный шар. Смотрите на меня, повторяйте за мной.

Логопед показывает детям, как правильно выполнять упражнение.

НАДУВАЕМ ВОЗДУШНЫЙ ШАР  

И.п.: ноги вместе, руки свободно.  Набрать ртом воздух и (сделать глубокий вдох), короткими выдохами "выдуваем", "как будто надуваем шар" (5раз) - и длинный выдох (сдули шар).  

Дети входят в кабинет, здороваются с логопедом, становятся в круг, повторяют за логопедом упражнение (2 раза)

2 минуты.

2.

Обеспечить мотивацию к принятию детьми цели учебно-познавательной деятельности, создать проблемную ситуацию.

-Сегодня у нас будет необычное занятие. Послушайте музыку. Вы знаете, из какого она мультфильма?

- Верно. А правильно этот мультфильм называется «Золотой ключик или приключения Буратино».

- А теперь посмотрите, кто изображен на картинке? - Так вот, Буратино прислал нам письмо. Я его прочитаю, а вы внимательно послушайте.

- Ребята, мы поможем Буратине?

Логопед приветствует детей,

включает музыку.

Логопед включает презентацию,

предлагает послушать письмо.

Письмо 1. Буратино: «Здравствуйте, ребята. Злая колдунья, которую подкупил Карабас Барабас заколдовала голоса Мальвины, Пьеро и Артемона. Голоса у них стали одинаковые. Они не смогут показывать спектакли».

Дети садятся на места, слушают музыку.

- Буратино.

Дети смотрят на монитор.

- Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон.

Дети слушают письмо.

Желание детей помочь Буратине.

- Да.

1 минута.

2. Основной этап

1.

Выполнять артикуляционную гимнастику.

- Хорошо. Но сначала нам нужно потренировать наш ротик, сделать гимнастику для язычка, чтобы все задания нам давались легко и просто.

«Наказать непослушный язычок»

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…".

«Заборчик»

Описание. Улыбнуться, показать сомкнутые зубы.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,        

И работа закипела.

«Чистим зубки»

 Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

Открывай рот, детвора,

Чистить зубы нам пора!

«Качели»

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны)

На качелях я качаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

«Кошка сердится».

Рот открыт. Кончик языка  упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Выгни язычок, как спинку

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Логопед предлагает детям  взять зеркала.

Демонстрирует выполнение упражнений.

Дети берут зеркала и выполняют упражнения.

5 минут.

2.

Уметь воспроизводить тембр голоса.

- Молодцы. Теперь мы готовы помочь Буратино и его друзьям. Посмотрите на картинку. Кому мы вначале поможем? Он тоже прислал нам письмо. Давайте прочитаем.

- Артемон, мы покажем тебе, как с помощью голоса передавать различные чувства.

- Ребята, рассмотрите внимательно картинки. Кто тут нарисован?

- Хорошо. Послушайте и определите, чей голос звучит. Покажите подходящую картинку.

- Молодцы. Продолжим помогать Артемону. Сейчас я буду произносить разные сочетания звуков, а вы должны подобрать подходящий смайлик.

- А теперь повторите звукосочетания за мной.

- Молодцы, ребята, с первым заданием мы справились, помогли Артемону, научили его с помощью голоса передавать различные эмоции.

Логопед предлагает послушать письмо.

Письмо 2. Артемон: «Ребята, ребята, срочно помогите я разучился с помощью голоса передавать различные чувства. Я не могу показать грусть или радость, удивление. Что же мне делать? Помогите. Покажите, как вы это делаете».

Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем предлагает детям рассмотреть картинки с изображением различных человечков – символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую (лицо человечка должно выражать соответствующее чувство), повторить междометие.

1. Ах! – радость восхищение.

2. Ой! – испуг, страх.

3. Ух! – недовольство.

4. О! – удивление.

5. Эх, – грусть, сожаление.

Дети слушают, что читает логопед.

- Артемону.

Дети внимательно слушают логопеда и выбирают подходящий символ.

Дети повторяют междометия.

5 минут.

3.

Работа над ритмом.

- А теперь мы с вами должны помочь следующему герою.

Кто это?

- Верно. Мальвина очень ждет нашей помощи.

- А вы умеете различать ритм?

(Ритм- это то, что повторяется)

- Хорошо. Тогда внимательно послушайте, какой ритм я отстучу и ответьте, сколько раз я отстучала.                

  //// //                       // ///

///          /// / / //

- А теперь отстучите также,  как и я.

Логопед предлагает послушать письмо.

Письмо 4. Мальвина: «Ребята, я совсем не слышу музыку и не чувствую ритм. Как же спектакль будет без музыки. Помогите мне. Научите меня различать его».

Логопед отстукивает ритм.

Логопед предлагает детям встать возле парты и отстукивать ритмы.

Дети смотрят на картинку.

- Мальвина.

- Да.

Ответы детей.

Дети отстукивают ритм.

2 минуты.

4.

Развитие общей моторики.

- А теперь мы немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Буратино шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок.

Вот и целый кузовок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения (2 раза).

Дети встают в кружок.

Дети выполняют движения и проговаривают слова.

2 минуты.

5.

Умение четко произносить гласные звуки.

-Ребят у нас остался еще 1 герой.

- Посмотрите, кто это?

 - Прочитаем письмо?

- Пьеро, конечно, мы тебе поможем. Правда, ребята?

- Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю голосом.

А сама-то величава,

Выплывает, словно пава.

- Правильно. А теперь хором произнесем этот звук, четко его проговаривая.

- Кто-нибудь знает, что такое пава?

- Это значит, плавно, величественно.

Логопед предлагает подойти к столу и послушать запись.

Письмо 4. Пьеро: «Ребята, никто не понимает, что я говорю. Я невнятно произношу гласные. Научите меня их говорить четко».

Логопед читает стих, выделяя голосом звук [а].

Дети смотрят на картинку.

- Пьеро.

Дети слушают письмо.

- Да.

Дети внимательно слушают логопеда и называют нужный звук.

Дети произносят звук.

Ответы детей.

- Нет / ответы детей.

- Да.

3 минуты.

6.

Голосовая гимнастика.

- Ребята, пока мы спасали Буратино и его друзей, то тоже многому научились. Давайте покажем, чему именно. Нам нужно будет сейчас пройти голосом по воображаемой лесенке. Вначале у нас будет голос очень низкий, потом всё выше и выше, а в конце – очень высокий.

- А теперь самостоятельно.

Логопед демонстрирует выполнение задания, используя в качестве помощи – движение руки.

Дети повторяют за логопедом.

Дети выполняют задание.

2 минуты.

7.

Развитие мелкой моторики рук.

- Вот мы и помогли всем персонажам. Но чтобы колдовские чары перестали действовать, нам нужно раскрасить Буратино.

Логопед предлагает детям занять свои рабочие места и раскрасить картинки.

Логопед при необходимости оказывает ребятам помощь.

Демонстрация раскрашенных рисунков.

Дети занимают свои места и раскрашивают картинки.

3 минуты.

3. Заключительный (рефлексивно-оценочный)

1.

Оценка своей работы

- Ребята, сегодня мы спасли Буратино и его друзей. Что вам понравилось в нашем занятии? Что было трудно? Что легко?

- Я дарю вам солнышко за отличную работу.

Логопед дарит картинки с изображением солнышка, призы-поощрения.

Логопед прощается с детьми.

Ответы детей.

Дети благодарят логопеда.

2.

Домашнее задание.

Работа над ритмом.

Отстучать ритм за родителем.

///      / //       /// /        ///// /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

    Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы г...

План логопедических занятий по развитию моторной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Данный материал поможет правильно и поэтапно провести индивидуальное занятие по постановке свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией....

«Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-инто...

"УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ" СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР и РАС (часть I)

Практический материал для работы с неговорящими детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, и, вмес...

Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи. Звук [Р]

В данном материале представлен опыт работы по формированию звукопроизношения у старших дошкольников с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, направленных  на мотивацию ребёнка и совершен...