Рекомендации по дифференциации звуков С-Ш
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Фиалова Татьяна Васильевна

Рекомендации для учителей-логопедов по дифференциации звуков С-Ш. Данный материал можно использовать и для различения других звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над дифференциацией звуков речи у детей с речевыми нарушениями речи через движение и речь.

«Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь, нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребёнка слухоречевых дифференцировок».

М.Е. Хватцев

Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С), что свидетельствует о разграничении ребёнком этих двух фонем. В этом случае ребёнку трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова.  

Содержание работы по преодолению фонематических нарушений предполагает:

  1. последовательную дифференциацию смешиваемых звуков, сначала в изолированном произношении с использованием картинок, зеркала и звуков;
  2. затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

     Чтобы облегчить задачу для правильного произношения смешиваемых звуков, я предлагаю подключать все имеющиеся сохранные анализаторы: зрение, слух совместно с движением руки в игре «Поймай звук».http://humanbrain.ru/luria/luria-3_03_b10.gifhttp://humanbrain.ru/luria/luria-3_03_b10.gif

Открытая ладонь показывается при произношении слогов, слов со звуком «С», кулак – при произношении слогов, слов со звуком «Ш».        

Цель игры: развитие фонематического слуха; дифференциация звуков «С» - «Ш» в слогах, словах; расширение и обогащение словарного запаса детей.

Правила игры:  взрослый договаривается с ребенком, каким звуком обозначить открытую ладонь (например, звуком «С»), каким – кулак (соответственно, звуком «»Ш»). Повторяя за логопедом звук, слог или слово с заданным заранее звуком, ребёнок сжимает или разжимает руку.  На 1 этапе перед зеркалом «ловим» звуки С или Ш (из звуков: М, С, Ш, Р, Л, З, Щ, Ж, С и т.д.), показывая при этом соответствующий знак (ладонь или кулак).

      На 2 этапе «ловим» звуки в слогах, затем в словах и т.д. За одно занятие даётся 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизируемого звука.

        Работа продолжается и при произношении предложений, тогда ребёнок «действует» без Вашей подсказки.                                                              

       Исходя из опыта работы, к моменту автоматизации звуков в тексте ребёнок с заданием справляется самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к использованию презентации «Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах и предложениях»

Данная презентация предназначена для медиа поддержки коррекционных логопедических занятий с детьми старше-подготовительного возраста, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Презентация может...

Рекомендации для родителей по теме: «Дифференциация звуков [З-С] «Моя семья » (старшая группа)

Для повышения эффективности коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы    привлекаем  родителей к активному сотрудничеству,предлагая закрепить...

Рекомендации по дифференциации звуков [С] - [Ш].

Для дифференциации звуков (которые ребенок научился правильно произносить), необходима их автоматизация (введение в речь, повторение)....

Методическая разработка. Рекомендации для родителей по теме " День защитника Отечества. Дифференциация звуков «Б» и «П»

Рекомендации для родителей по теме " День защитника Отечества.  Дифференциация звуков «Б» и «П»...

Рекомендации для родителей "Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Ш-С""

Материал адресован родителям. Представлены готовые карточки для домашнего задания по дифференциации звуков "Ш-С"....

Рекомендации для родителей «Карточки для домашнего задания «Дифференциация звуков Р – Л»»

Материал облегчит родителям выполнение с детьми домашнего задании по дифференциации звуков "Р-Л"....

Консультация "Рекомендации по дифференциации звуков в речи"

Рекомендации родителям по дифференциации звуков в речи детей старшего дошкольного возраста....