Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи ( старшая группа ). Тема. Притяжательные прилагательные. «Дикие животные весной»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

         Представлен подробный план-конспект по формированию умения образовывать притяжательные прилагательные   в рамках изучения  лексической темы  "Дикие животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prityazhatelnye_pril_dik_zhivotnye.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по формированию лексико-грамматического строя  речи

Старшая группа

Тема.  Притяжательные  прилагательные

«Дикие животные  весной»

Цель:  развитие функции словообразования  на  основе упражнений в образовании и употреблении  притяжательных  прилагательных.

Задачи:

  1. Активизировать словарь по  теме:  закрепить обобщающее понятие «дикие животные»,  закрепить названия детенышей животных; закрепить представления о диких животных весной.
  2. Формировать  умение  образовывать  притяжательные  прилагательные и использовать  их в речи.
  3. Развивать зрительное и слуховое восприятие,  мышление,  мелкую моторику ,  координацию речи с движением.
  4. Воспитывать эмоционально-положительное  отношение к живой природе.

Ход.

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас отправиться в лес.  Весной в лесу очень хорошо:  зеленеют деревья,  поют птицы!

Упр. «Волшебный лес» - координация речи с движениями, развитие воображения,  слухового внимания и памяти.

Мы идем в волшебный  лес!  

Полон этот лес чудес!

Сколько здесь живет зверей ,

Назовем же их скорей!

Это заяц,  это волк,                                        Дети изображают животных

Серый волк – зубами щелк,

Вот лиса, а вот  медведь!

Мишка хочет зареветь!

Вот какой чудесный лес!

Полон этот лес чудес!

 - Какие животные живут в лесу? (ответы  детей)

 

  1. Введение в тему

    - Правильно. Я приглашаю вас в лес, в гости к диким животным. Я вижу ЧЬИ-то следы! Пойдем по ним и узнаем,  чьи это следы

  1. Новый материал.
  1. Упр. «Чьи следы» - упражнение в образовании притяжательных прилагательных

 На полу разложены следы диких животных,  дети идут по этим следам и  с помощью логопеда определяют кто оставил эти следы.

Логопед:  Кто оставил эти следы?  (Волк.)

Значит,  это ВОЛЧЬИ следы.

Скажем все вместе: ВОЛЧЬИ следы.

( аналогично: заяц, медведь, белка, лиса)

 

  1. Ой,  посмотрите,  вот за той елкой я вижу чьи-то уши, там - чья-то нора ,  а здесь - чей-то хвост !  Пойдем ближе и узнаем, ЧЕЙ это хвост,  ЧЬЯ это  нора,  ЧЬИ  уши.

Упр.  «Угадай, чьи уши» - упражнение в образовании притяжательных прилагательных, активизация словаря признаков

         Картинка с изображением кустов и деревьев, из-за которых выглядывают уши животных.

   А) Посмотрите,  какие это уши?

          - короткие, острые, рыжие

-Угадайте, кто прячется за кустом? Лиса

-Чьи это уши? Лисьи. ( В случае затруднения логопед дает образец ответа)

    Б) А  какие это уши?

-длинные,  серые

-Угадайте, кто прячется за кустом? ( Заяц)

-Чьи это уши? Заячьи. ( В случае затруднения логопед дает образец ответа)

       В) Это  какие уши?

 - короткие, острые, серые

-Угадайте, кто прячется за кустом? (Волк)

-Чьи это уши? Волчьи ( В случае затруднения логопед дает образец ответа)

     Г) Посмотрите,  какие это уши?

           - круглые, лохматые,   коричневые

-Угадайте, кто прячется за кустом? (Медведь)

-Чьи это уши? Медвежьи ( В случае затруднения логопед дает образец ответа)

       Д) А  какие это уши?

-маленькие, острые, рыжие, с кисточкой

-Угадайте, кто прячется за кустом?  (Белка).

-Чьи это уши? Беличьи. ( В случае затруднения логопед дает образец ответа)

2)  Пальчиковая  гимнастика «Есть у каждого свой дом» - развитие мелкой моторики,  слухового восприятия, закрепление названия жилища диких животных

 У лисы в лесу глухом         Дети загибают пальцы на руках — по

Есть нора —                        одному пальцу на каждое двустишие.

надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,           хлопают в ладоши

Всем тепло, уютно в нем.         

                  (В. Пальчинскайте)

3) Упр. « Чей дом?» - закрепление названия жилища диких зверей, упражнение в употреблении притяжательных прилагательных.

 Объемное панно «Лес» , фигурки

 - Как называется дом лисы? белки? медведя?

 - Посмотрите,  вот чаща леса (панно.) Поместите животных в их домики.

Чье это дупло? (Это беличье дупло)

Чья это нора?(Лисья нора)

Чья берлога?( Медвежья берлога)

 - Как  называется дом волка? (логово)

 - Чье это логово? ( показывает на картинке) (Волчье)

 Дети называют и помещают животное в их «домик»

  1. ФИЗминутка.

 А) Кинезиологическое упражнение «Ежик».

     - пальцы одной руки сжаты в кулак – «Ежик спрятал иголки»,

         пальцы другой руки растопырены – «Ежик показывает иголки»

Под счет  одновременно менять положение пальцев.

 Б) «Звериная семейка» Координация речи с движением, развитие воображения,  слухового восприятия.

    Волки вышли из-за елки.                         

    На охоту вышли волки.                        крадемся                       

    Волк, волчица и волчонок

    Папа, мама и ребенок.                          Хлопки

      Три колючих колобка

      Притаились у пенька.                         присесть                                           

      Еж, ежиха и ежонок    -

      Папа, мама и ребенок                         Хлопки                             

  Три  пушистых рыжих шкурки              «виляем хвостиком»

  Дружно вышли на прогулку

  Лис, лисица и лисенок-

  Папа , мама и ребенок.                            Хлопки

 -Чья семейка вышла на охоту? (волчья) Чья семейка притаилась у пенька? Чья семейка вышла на прогулку? (лисья)

  1. Закрепление

Упр. «Что перепутал художник» (по индивидуальным картинкам) – закрепление притяжательных прилагательных,  развитие зрительного восприятия,  конструктивного праксиса,  интонации

 - Каждому ребенку дается разрезная картинка. На картинке нарисовано животное с «чужими» ушами и хвостом. Количество частей картинки  зависит от  уровня подготовленности  ребенка.

 Ребенок складывает картинку,  называет животное,  называет , чьи у него уши и хвост. Говорит,  как должно быть.

 Логопед по своей картинке дает образец.

Образец: Это волк. У него заячьи уши и лисий хвост. Это неправильно. У волка – волчий хвост и волчьи уши!

  1. Итог

 –Возвращаемся в группу. Где мы были, Чьи следы, хвосты,  уши и  домики видели?  Кто же живет в лесу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматической компетенции в старшей группе для детей с ОНР

Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматической компетенции в старшей группе для детей с ОНР подготовлен в помощь воспитателям коррекционных групп и молодым учителям - логопедам...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».

конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"...

Конспект логопедического занятия. По формированию лексико-грамматических категорий в средней группе

Цель:  1.Закрепить представления детей о домашних животных.           2. Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме  «...