"Помощь родителей в речевом развитии ребёнка раннего возраста"
консультация по логопедии (средняя группа)

Татьяна Ивановна Власова

От речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребёнка, формирование сферы межличностного взаимодействия. ЗРР у ребёнка – это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей до 4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mamy.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь родителей в речевом развитии ребёнка раннего возраста

От речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребёнка, формирование сферы межличностного взаимодействия. ЗРР у ребёнка – это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей до 4 лет.

 К причинам ЗОО можно отнести:

- недостаточность речевого общения с ребёнком;

- неблагоприятные внешние условия (отсутствие эмоционально-положительного окружения; проблемы с нервно психическим здоровьем; индивидуальные особенности членов семьи: мнительность, тревожность, эмоциональная холодность со стороны матери; неприятие ребёнка со стороны матери или отца; неполная семья; резкая смена стратегий воспитания);

- высокий уровень шума;

-психические травмы: испуг, переживания из-за разлуки с родителями и др.;

- Травмы, инфекции, интоксикации;

- внутриутробная патология (инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности, токсикозы, алкоголизм, наркомания, курение матери);

- повреждения при родах ( акушерская патология; асфиксии и родовые травмы; недоношенность);

- травмы черепа;

- наследственные факторы;

- иммунологическая несовместимость матери и плода.

Если вы обнаружили у ребёнка отставание речевого развития:

- проверьте, как он воспринимает жесты и мимику;

- обратитесь к специалистам: логопеду или дефектологу;

- постарайтесь больше общаться с ребёнком и развивать его двигательную сферу;

- как можно больше разговаривайте с ребёнком, проявляйте настойчивость в своём желании услышать от него слова, не удовлетворяясь получением ответа с помощью жестов;

- играя, проводите с ребёнком специальную гимнастику по развитию и укреплению мышц речевого аппарата.

Рекомендации по развитию речи детей второго-третьего годов жизни

Разговаривая с ребёнком, следите, чтобы ваша речь была чёткой, грамотной, простой и выразительной.

Исправляйте все ошибки в речи вашего ребёнка.

Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками. Ребёнку в этом возрасте нужно дать почувствовать, что чтение – серьёзное занятие. Подбирайте для чтения книги с описанием сценок, которые может наблюдать малыш в повседневной жизни.

Рассматривая иллюстрации, задавайте ребёнку вопросы: «Кто это?» « Что это?» «Где?» «Что делает?» Подсказывайте, если у него возникают трудности с ответом.

Обращайте внимание ребёнка на различные объекты, которые издают звуки.

Включайте ребёнка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи.

Обязательно давайте ему полезные поручения по дому, а потом обязательно поблагодарите его за помощь.

Совершайте умение ребёнка понимать смысл обращённой к нему речи не только в определённой ситуации, но и вне её. Обсуждайте с ним то, что вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интересные её моменты.

Развивайте у ребёнка потребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать словами свои впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или задавать их.

Следите за развитием двигательной сферы своего ребёнка.

Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трёх лет жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции.

Самомассаж «Ладошка»

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

Родители медленно водят согнутым указательным пальцем по ладони.

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

Дотрагиваются кончиками пальцев до ладони.

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать.

Указательным пальцем «рисуют» солнышко и др.

Твоя лошадка, как окно,

Его помыть пора давно.

Трут ладонь пальцами, сжатыми в кулак

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

Осторожно «ходят» пальцами обеих рук.

Поощряйте употребление ребёнком различных интонаций.

Уделяйте внимание жестам, которые ребёнок использует в разговоре с вами. Если он использует в общении с вами множество индивидуальных, эмоциональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяснении чего-либо, это повод для беспокойства о качестве развития его речи.

Оценивая речевые способности ребёнка, сравнивайте не число слов, употребляемых вашим ребёнком, со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. Важна динамика пополнения словаря ребёнка. При отсутствии положительной динамики необходимо обратиться к специалистам.

Постепенно усложняйте задания, адресованные ребёнку, по содержанию и форме.

Хвалите малыша, это будет стимулировать его к освоению нового.

Если вы будете следовать этим простым рекомендациям, возможно, вам и не придётся обращаться к специальной помощи логопеда или дефектолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.

Цель данной стать выявить наиболее интересные формы взаимодействия педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста....

Общение со взрослыми как условие речевого развития ребёнка раннего возраста

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества....

"Помощь родителей в речевом развитии ребёнка раннего возраста"

От речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребёнка, формирование сферы межличностного взаимодействия. ЗРР ...

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Памятка для родителей "Речевое развитие ребёнка раннего возраста"

После года развитие речи идёт стремительно. Ребёнок всё больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов....