«Развитие правильной речи – важное условие умственного воспитания и подготовки к школе»
консультация по логопедии

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Речь человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли. Существует несколько взаимосвязанных видов речи: устная речь, внутренняя речь, письменная речь, все они неразрывно  связаны с мышлением. Устная речь – это речь, произносимая вслух, она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей, то есть является коммуникативной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rech_21-22_god.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие правильной речи – важное условие умственного воспитания и подготовки к школе»

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Речь человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли. Существует несколько взаимосвязанных видов речи: устная речь, внутренняя речь, письменная речь, все они неразрывно  связаны с мышлением. Устная речь – это речь, произносимая вслух, она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей, то есть является коммуникативной. В ее содержании, темпе, ритме, плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие о тех же событиях говорят без особых эмоций, у одних речь лаконична, у других чрезмерно пространна, у разных людей – разный словарный запас.  На содержание и непосредственное исполнение устной речи оказывает определяющее влияние мышление, и внимательный собеседник без труда определит, насколько активно в данный момент, насколько гибко в корне своем мышление говорящего, в какой степени развит его активный словарь и насколько оперативно собеседник управляется со своими мыслительными операциями.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни – параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того, чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Для ребенка – дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Основная задача детского сада -  развивать связную речь ребенка. Характерные особенности такой речи не только развернутость, но и произвольность. К 7 годам речь ребенка должна быть содержательной, опираться на достаточные знания. Но этого мало – содержание должно быть выстроено логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание. При этом ребенок должен правильно произносить все звуки и слова родного языка.  Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления ( появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.  Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.  Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции.

Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. По данным Кольцовой М.М. для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Процесс усвоения родной речи – это процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека.  Закономерностью усвоения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной ( в домашнем обучении) или искусственной, т.е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами ( в детских дошкольных учреждениях). Закономерность усвоения речи: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребенка должны быть отработаны движения речевого аппарата ( а затем при усвоении письменной речи – глаз, руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы  модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), движения эти должны быть скоординированы со слухом. Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т.е. если его речевые органы активно действуют.  Серьёзное значение имеют особенности психики ребенка: ребенок должен четко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение.  Ребенок должен сам правильно воспроизвести услышенное. Для этого должен четко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг). Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы,  и он станет грамотно читать и писать. Однако как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Но основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также не сформированность навыков звукового анализа и синтеза. Навык чтения формируется у ребенка  только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение или письмо)быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь  звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой стороны – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Значит, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное  произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником. Ребенок сочетает в себе следы дошкольного детства с новыми качествами школьника. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.  Качество  учебной деятельности будет зависеть от того насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде. Очень важно:  как  протекало физическое развитие ребенка, его особенности; состояние физического слуха( частые отиты); развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, отклонения в развитии; состояние нервной системы (возбудимость, подавленность,) ; какими знаниями и представлениями об окружающем мире владеет ребенок (пространство, время, счетные операции); развитие произвольного внимания опосредованного запоминания, умения слушать учителя; познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность, коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству.

На базе этих предпосылок в младшем возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.  Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в 1 классе.  Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение представляет ребенку новые требования к речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность ребенка к обучению, т .е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного  языка, как средства общения.

  1. К школьному возрасту у ребенка должна быть сформирована вся звуковая сторона речи.  Ребенок должен владеть правильным четким звукопроизношением всех групп звуков.
  2. К 6 годам полностью формируются фонематические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы ( звуки) родного языка.
  3. Готовность  детей к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Это умение выделить начальный  гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков АИУ; анализ обратного слога ГС; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
  4.  Развитие словаря, умение пользоваться разными способами словообразования. Образование и правильное употребление слов с уменьшительно- ласкательным значением, умение образовать слова в нужной форме. Выделять звуковые и смысловые различия между словами. Образовывать прилагательные от существительных.
  5. К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить простые предложения, видеть связь слов  в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, грамматически правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь составлять рассказы по картинке по сериям сюжетных  картинок. Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико –грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка в дошкольном возрасте, чтобы оказать логопедическую коррекцию до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной  школе.  Чем раньше будет начато коррекционно  - развивающее обучение, тем лучше будет его результат. Развитие правильной  речи – важное условие умственного развития и подготовки к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Развитие правильной речи-важное условие умственного воспитания дошкольника"

Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи....

Консультация для родителей "Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе"

Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляе...

Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Развитие правильной речи –важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе....

Сообщение из личного опыта: « Развитие правильной речи – важное условие в музыкальном творчестве».

Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика)  используются  в работе по разви...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...

Консультация для родителей: «Развитие правильной речи – важная предпосылка успешного обучения вашего ребенка в школе»

Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, формирование познав...

Консультация для родителей Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, те...