Сообщение из личного опыта: « Развитие правильной речи – важное условие в музыкальном творчестве».
методическая разработка по развитию речи

Денисова Ирина Александровна

Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика)  используются  в работе по развитию  речи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

с. Александровское.

Сообщение из личного опыта:

« Развитие правильной речи – важное условие в музыкальном творчестве».

К педсовету № 3  по теме « Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников».

Музыкальный руководитель  

                          Денисова Ирина Александровна.

2019г.

Сообщение из личного опыта: « Развитие правильной речи – важное условие в музыкальном творчестве».

Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Музыкальная и разговорная речь имеют определённые  черты сходства:

-и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;

-и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);

-как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.

Музыка и речь  неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками,  во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. я постоянно работаю над такими компонентами языка и речи, как:

-развитие словаря;

-формирование диалогической речи;

-воспитание культуры речевого общения;

-развитие дыхания.

- интонационное развитие

Музыкальные занятия это всегда интегрированный вид деятельности. Слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И каждый из этих видов развивает речь ребенка. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика)  используются  в работе по развитию  речи.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка»     (Л.Генералова).

Музыкально – ритмические движения оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений.                              

Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.

   Если детям сложно справиться с каким то движением, я стараюсь придумать к нему ритмические слова. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки», упражнение « Поклон» - « Ножка вышла погулять, ножку спрячим мы опять», « Шагаем, бегаем» -  «Большие и маленькие ножки» и т.д.

Слушание музыки: является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки.      

 Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Слушая музыку дети учатся опредилять характер, говорить о ней, представлять образ.

«… Для  ребёнка  голос –  самый     доступный  и  первейший инструмент»−

писал  Л. Стоковский.

Пение: самое действенное из средств реабилитации при различных нарушениях речи. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:

-дети не поют, а говорят;

-не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;

-плохо запоминают тексты песен, их названия;

-недостаточно согласованные движения с музыкой, пением, словом;

-затрудняются в передаче ритмического рисунка.

 В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

1.В работе над дыханием я стараюсь  сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использую  игры

 « Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и.д.

2. В работе над дикцией мы с детьми часто проговариваем текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

3. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

  -совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

 - культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

 - формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

 -развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

  В распевании я использую разнообразные попевки. Дети развивают фонематический слух, («Дудочка», Е. Тиличеевой, ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии, «Андрей - воробей» произношение и пропевание на одном звуке, «Звонкая лесенка» произношение  и пропевание по ступенькам, по лесенкам  и т.д) .

Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи.

   Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д.  –, способствуют  автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

   Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Во время заучивания и пения песни, я старюсь подготовить песню с движениями,  для раскрепощения детей, соответственно и развитию речи.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

«Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
                                         В.М.Бехтерев

Я давно заметила, что детям с правильно поставленной речью легко удается инструментальная деятельность.

   Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Здесь можно использовать следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование музыкально – дидактические игры и упражнения. Звучащие жесты - Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопываем, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами).  Речевое музицирование - Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Музыкально – дидактические игры и упражнения — Воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах , глядя на ритмическую карточку.

   На музыкальных занятиях  я также использую игры, как хороводные, коммуникативные, игры- приветствия, с целью  концентрации внимания детей ,развитию координации движений, речи и  артикуляции, развития  ритмического  слуха и умение действовать согласованно, воспитанию  доброжелательного отношения  друг к другу.

«Поприветствуй друга», «Здравствуйте», «Печём пирог», «Мы похлопаем в ладоши» и т.д.

   Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.  В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Игры помогают развивать творческое мышление, память, двигательную выразительность.

   Музыка – самый эмоциональный вид искусства. И поэтому многие наши развлечение мы традиционно проводим с элементами театрализации. Принимая участие в этом виде деятельности ребенок открывает для себя огромный мир собственных возможностей.

Театрализованная деятельность – это не просто игра, но и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является  психологической основой правильной речи.  

       Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. И наоборот развитие правильной речи помогает достигать больших успехов в музыкальном творчестве.

В дальнейшем я планирую обратить особое внимание на такой вид музыкально – речевой деятельности, как логоритмика.

Этот вид деятельности не достаточно ярко представлен в моей работе.

     На следующий год мы с педагогом – логопедом решили запланировать совместную образовательную деятельность, способствующую более гармоничному развитию речи наших воспитанников.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Развитие правильной речи-важное условие умственного воспитания дошкольника"

Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи....

Консультация для родителей "Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе"

Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляе...

Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Развитие правильной речи –важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе....

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...

«Развитие правильной речи – важное условие умственного воспитания и подготовки к школе»

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Речь человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Развитие речи влечет за собой развитие мы...

Консультация для родителей: «Развитие правильной речи – важная предпосылка успешного обучения вашего ребенка в школе»

Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, формирование познав...

Консультация для родителей: «Развитие правильной речи – важная предпосылка успешного обучения вашего ребенка в школе»

Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, формирование познав...