Показ приемов проведения артикуляционной гимнастики, необходимых для постановки звуков. Как правильно заниматься с ребенком дома.
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_art_gimnastika.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема консультации: «Показ приемов проведения артикуляционной гимнастики, необходимых для постановки звуков. Как правильно заниматься с ребенком дома?»

Учитель – логопед: С.А. Турик

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого – предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку – образКартинка служит образцом для подражания какому-либо предмету.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем необходимо помнить о том, что тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.

4. Практическая часть

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

1. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)

3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).

4. Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно.

5. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Упражнение «Чей ветерок сильнее?»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть на ладошку; выполни 3-4 раза.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (ватный шарик лежит на столе); ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», шарик должен оказаться между кубиков.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

Упражнение «Сдуй снежинку»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу; сделать вдох и, как бы произнося долгий звук Ф, сдуть «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори 3-4 раза, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на всё большее расстояние

Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются; необходимо следить, чтобы ребёнок не произносил звук Ф, а не Х; если у ребёнка не получается сделать язык широким, необходимо предварительно выполнить упражнение «Лопата» (см. далее).

При постановке звуков используются общие упражнения и специальные (для определённых звуков).

ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Упражнение «Забор» («Лягушка», Улыбка»)

Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

Методические указания: зубы сомкнуты; мышцы щёк, губ сильно напряжены; необходимо следить, чтобы ребёнок не морщил нос; удерживать положение на счёт до 5.

2. Упражнение «Окно»

Описание: исходное положение «Забор», далее – медленно открыть рот.

Методические указания: верхние и нижние зубы хорошо видны; мышцы щёк, губ сильно напряжены; удерживать положение на счёт до 5.

Важно! Положение «Забор» «Окно» является исходным для всех остальных упражнений.

3. Упражнение «Трубочка» («Слоник»,«Хоботок»)

Описание: И. П. - «Забор» губы с напряжением вытянуть трубочкой.

Методические указания: губы плотно сомкнуты так, чтобы в центре не было дырочки; зубы сомкнуты; круговая мышца собирается в морщинки.

4. Чередование «Забор» «Трубочка»

Описание: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка».

Методические указания: чередовать под счёт «раз – два», удерживая каждое положение около секунды; переключение выполнить 5-6 раз; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

5. Упражнение «Накажем непослушный язык» («Месим тесто»)

Описание«Забор» «Окно», далее – спокойно положить язык на нижнюю губу и:

• пошлёпывая его зубами, произносить звуки «та-та-та»;

• пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык зубами (губами) надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

6. Упражнение «Иголка»

Описание«Забор» «Окно» высунуть язык наружу, сделать его напряжённым, острым, как иголка.

Методические указания: необходимо следить, чтобы кончик языка не загибался вверх; удерживать на счёт до 5.

7. Упражнение «Часы»

Описание«Забор» «Окно» «Иголка» кончик языка переводить под счёт «раз – два» (считает взрослый) от одного уголка рта к другому.

Методические указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

8. Упражнение «Качели»

Описание«Забор» «Окно» «Лопата» «Парус» широкий кончик языка поочерёдно упирать то за верхние, то за нижние зубы.

Методические указания: движения чередовать 5-6 раз в темпе заданном взрослым; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

9. Упражнение «Лошадка

Описание«Забор» «Окно» «Лопата» «Парус» щёлкать языком.

Методические указания: выполнить 5-6 раз; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

10. Упражнение «Болтушка» («Индюк»)

Описание«Вкусное варенье» широким передним краем языка по верхней губе производить движения вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её; выполнять сначала в медленном, затем в более быстром темпе, пока не послышится «БЛ-БЛ-БЛ…».

Методические указания: язык должен оставаться широким; язык должен облизывать верхнюю губу, а не «выбрасываться» вперёд.

11. Упражнение «Гармошка»

Описание«Грибок» не отпуская язык, с усилием опускать и поднимать нижнюю челюсть; повторить 5-6 раз.

Методические указания: необходимо следить, чтобы язык не «отклеивался»; губы остаются в положении «Забор»; верхние и нижние зубы хорошо видны.

12. Упражнение «Заведём мотор»»

Описание«Парус» длительное произнесение звукосочетания «ДЫН-ДЫН-ДЫН-…»; в это время быстрыми движениями прямого (чистого) указательного пальца ребёнка производить частые колебательные движения под языком из стороны в сторону (лучше, если ребёнок, во время выполнения упражнения, лёжит на коленях у взрослого).

Методические указания: рот широко раскрыт

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением.

Например, сказкой о Веселом язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

• Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

• Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Забор»).

• Вторая дверь - это зубы. Откроем и её (упражнение «Окно»).

• Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопата»).

• Наконец он проснулся, потянулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголка»).

• Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

• Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

• Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

• Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Заборчик», а затем первую - губы (сомкнуть губы).

5. Подведение итога.

Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки Родителям 1. О развитии речи ребенка; 2. Об условиях проведения артикуляционной гимнастики дома; 3. "Ум на кончиках пальцев" - об упражнениях для развития тонкой моторики.

Памятка "Логопед Рекомендует" из серии  "Советы логопеда" знакомит родителей с развитием речи ребенка.Памятка "Ум на кончиках пальцев" из серии "Советы логопеда...

Занимаемся с ребенком дома "Звуковая культура речи. Звук "А"

Данная консультация содержит разнообразные задания для родителей по работе с детьми  второй младшей группы в домашних условиях. Цель заданий:  вырабатывать четкую и правильную артикуляцию пр...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков"

Комплекс артикуляционной гимнастики с описанием упражнений...

Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков"

Буклет для родителей "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков" "Сказка о Веселом язычке"...