«Система работы по развитию речи в детском саду в условиях внедрения ФГОС»
презентация по логопедии

Толстых Татьяна Александровна
Современной системе дошкольного образования требуются специалисты
способные понимать и видеть особенности речевого развития детей;
изучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретной речевой ситуации;
 моделировать процесс педагогического воздействия на речь и определять содержание речевой работы с детьми, учитывая его возрастные и  индивидуальные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

“ Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им” Г. Гегель

Слайд 3

Согласно ФГОС ДО образовательная область «Развитие речи» включает в себя: . Речевое развитие Развитие речевого творчества Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Владение речью, как средством общения и культуры Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Слайд 4

Актуальность вопроса Современной системе дошкольного образования требуются специалисты способные понимать и видеть особенности речевого развития детей; изучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретной речевой ситуации; моделировать процесс педагогического воздействия на речь и определять содержание речевой работы с детьми, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.

Слайд 5

Задачи речевого развития

Слайд 10

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: *структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); *функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); *когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Слайд 11

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

Слайд 12

Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком. «Развитие словаря» Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

Слайд 13

«Воспитание звуковой культуры реч и – многоаспектная задача, в которую входят более частные микро задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение)» Она предполагает: - развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; - обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи ; - овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); - выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

Слайд 14

«Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение .» Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил. Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

Слайд 15

« Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.» Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими . Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин). Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

Слайд 16

«Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.» «В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте . Ф. А. Сохин отмечал , что работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе группы. При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов, отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Причем важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

Слайд 17

«Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.»

Слайд 18

В соответствии с ФГОС ДО создана развивающая речевая предметно-пространственная среда, отвечающая принципам:

Слайд 19

Центры грамотности Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа

Слайд 20

Литературные центры Группа раннего возраста Средняя группа Подготовительная группа

Слайд 21

Взаимодействие с семьями воспитанников Общее родительское собрание: «Основные направления работы ДОУ». Групповые родительские собрания: - Влияние развития мелкой моторики рук на речевую деятельность; - Развитие речевых способностей детей в детском саду и дома; - Роль семьи в развитии речевого общения ребенка. Работа консультативного пункта по развитию речи дошкольников. Открытые показы образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников. Семинар – практикум «Условия повышения эффективности сотрудничества ДОУ и семьи по вопросам развития речи воспитанников». Оформление наглядной информации для родителей: - Развиваем речь ребенка. - Как привить дошкольнику любовь к книге. - Подбор дидактических игр и упражнений по развитию речи. - Как правильно провести беседу по прочитанному произведению.

Слайд 22

Результативность Повысился уровень профессиональной компетенции педагогических кадров в вопросах развития речи детей. Существенно обогатилась развивающая среда. Созданы необходимые условия для развития речевых способностей детей дошкольного возраста. Работа с родителями поднялась на более высокий уровень, возросла информированность родителей о речевом развитии детей. Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых. Активизировалась речевая деятельность педагогов и детей. Наблюдается положительная динамика развития способностей воспитанников в ходе освоения образовательной области «Речевое развитие».

Слайд 23

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация работы педагогических кадров детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО

Материал предназначен для методтстов и старших воспитателей. Раскрывает сущность работы с педагогическими кадрами и поэтапное введение ФГОС ДО....

Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Система работы по развитию речи в детском саду

Развитие речи ребенка нужно тесно связывать с развитием мышления. Важной предпосылкой для решения задач развития речи в детском саду является правильная организация обстановки. « Прежде всего и ...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС ДО

В адаптационный период малышу надо помочь привыкнуть к новой обстановке, поэтому к нему следует относиться особенно бережно. Адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ве...