Мастер-класс «Использование технологии МНЕМОТЕХНИКА в развитии речи детей»
методическая разработка по логопедии

Тебенькова Надежда Владимировна

Цель: представить педагогам личный опыт работы в реализации технологии МНЕМОТЕХНИКА, оказывающей положительное воздействие на речевое развитие детей.

         Задачи:

  1. Дать понятие о мнемотехнике, как о современной образовательной технологии.
  2. Познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
  3. Дать возможность педагогам овладеть мнемотехническими приёмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-klass_mnemotehnika.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

апрель 2018 г.

        Цель: представить педагогам личный опыт работы в реализации технологии МНЕМОТЕХНИКА, оказывающей положительное воздействие на речевое развитие детей.

        Задачи:

  1. Дать понятие о мнемотехнике, как о современной образовательной технологии.
  2. Познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
  3. Дать возможность педагогам овладеть мнемотехническими приёмами.

        Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен учителям-логопедам, воспитателям, педагогам начальных классов в работе по развитию связной речи и памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста.

        Результат: практическое составление мнемотаблиц на стихотворение Зинаиды Александровой «Мой мишка».

        Оборудование: аппаратура для воспроизведения презентации, электронная презентация, картинный материал на каждое четверостишие к стихотворению (8 листов), 8 пронумерованных листов формата А4, ножницы, клей.

        План мастер-класса:

  1. Вступительная часть. Актуальность использования технологии мнемотехника.
  2. Практическая часть: отгадывание пословиц с помощью интерактивных мнемотаблиц.
  3. Практическая работа: составление мнемотаблиц из картинного материала на стихотворение Зинаиды Александровой «Мой мишка».
  4. Презентация составленных мнемотаблиц с озвучиванием полного текста стихотворения.
  5. Итог.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

  1. Вступительная часть. Актуальность использования технологии мнемотехника.

        -Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом работы в реализации технологии МНЕМОТЕХНИКА. В связи с интенсивным использованием информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, закономерно происходит их внедрение и в сферу образования. Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении развёрнутой речью и облегчить этот процесс, я использую технологию МНЕМОТЕХНИКА.

        Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.

        А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.

        Мнемотехника помогает развивать:

-речь;

-ассоциативное мышление;

-зрительную и слуховую память;

-зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

         Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших МНЕМОКВАДРАТОВ, последовательно переходим к МНЕМОДОРОЖКАМ, и позже – к МНЕМОТАБЛИЦАМ.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки,  ребенок легко запоминает информацию.  

        Работу по мнемотаблицам строю в три этапа:

I этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

II этап: осуществление перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов, слов в образы.

III этап: осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.

        Мнемотаблицы – схемы служат хорошим дидактическим материалом в коррекционно-развивающей работе. Использую при обучении составлению рассказов, пересказах произведений, отгадывании и загадывании загадок, заучивании чистоговорок и стихов.

        На занятиях использую не только готовые мнемо – карты Ткаченко Т. А. Новиковой Н.А., но и собственные дидактические и интерактивные мнемо- схемы по разным лексическим разделам.

        Для их изготовления не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или стихотворению.

  1. Практическая часть: отгадывание пословиц с помощью интерактивных мнемотаблиц.

        Предлагаю вам прочитать по мнемосхемам пословицы о добре и дружбе.

  • Человека хорошее дело красит!
  • Дерево держится корнями, а человек- друзьями.
  • Вода у друга лучше, чем у врага- мёд.
  • Добрый человек придёт- словно свет принесёт.
  1. Практическая работа: составление мнемотаблиц из картинного материала на стихотворение Зинаиды Александровой «Мой мишка», данное произведение я использую в качестве материала на автоматизацию звуков, так как работаю на старшем дошкольном возрасте, а не в качестве материала по речевому развитию, соответствующего НОД во 2 младшей группе.

        Предлагаю вам составить мнемотаблицы из картинного материала на стихотворение Зинаиды Александровой «Мой мишка».

        Мне необходимы активные участники 8 человек. У каждого участника будет одно четверостишие из стихотворения и картинный материал, представленный в произвольной форме. Ваша задача- на чистом листе бумаги составить мнемотаблицу к вашему четверостишию, запомнить его, уничтожить текст. Затем все в порядке числового ряда (номер написан у вас на листах) с помощью зрительной опоры на мнемотаблицу озвучиваем полностью всё стихотворение.

  1. Презентация составленных мнемотаблиц с озвучиванием полного текста стихотворения.
  2. Итог:

-Какие бы формы, методы технологии мы не использовали в работе, все они хороши и я хочу закончить своё выступление словами Анатолия Васильевича Луначарского: «Игра- в значительной степени основа всей человеческой культуры».

        -СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."

Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....

Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Мастер-класс предназначен для педагогов с целью  дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...

Мастер- класс "Использование Су- Джок массажеров для развития речи детей дошкольного возраста".

Пример одной методики стимуляции речевого центра ребенка и общего оздоровления. (нестандартный подход к развитию речи дошкольника)....

Мастер-класс «Использование метода «Сторисек (storysack)» в развитии у детей интереса к художественной литературе»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Вами был просмотрен мастер-класс с педагогами на тему: «Использование метода «Сторисек (storysack)» в развитии у детей интереса к художественной литер...

Мастер-класс "Использование игровых технологий в развитии речи детей"

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.Задачи: Познакомить педаг...