Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений.
статья по логопедии

Волкова Вероника Александровна

Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/27/s_6087d2172dea7/1681770_7.jpeg

Каждый из нас помнит, как изо дня в день мы просили мам и пап, бабушек и дедушек почитать полюбившиеся сказки. Хотя мы отлично знали, чем закончится любая сказка, и могли продолжить сказку с любого слова, все равно просили прочитать вновь и вновь. Но сказки – это благодатный материал для развития речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

Однако, возможности сказки, в широком понимании, исчерпаны далеко не полностью:

Сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Почти исчезло традиционное общение с книгой – семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Почти исчезло стремление взрослых заинтересовать детей фольклором, найти в ней мораль, нравственный урок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей внимания, воображения, мышления, речевого творчества и для воспитания в них добрых чувств. Ведь можно сравнивать сказки, сказочных героев, пожалеть некоторых из них, придумать сказкам счастливый конец или неожиданное продолжение.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс ДОУ, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников.

Возможности сказок огромны:

рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;

сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста;

если новое слово ребенок впервые слышит в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:

Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.

Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развитие диалогической и монологической речи.

Эффективность игровой мотивации детской речи.

Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).

Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

В своей логопедической практике использую следующие формы работы:

Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).

Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Куклотерапия (пальчиковые, бумажные,куклы, фланелеграф, магнитные, стендовые).

Рисование сказок (спонтанное рисование, раскрашивание, штриховка).

Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы:

вычленение слов из сказки с заданным звуком;

рифмовка слов (удалец-молодец);

придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);

подбор эпитетов к сказочному герою;

называние сказочного героя по эпитетам;

называние слов-признаков, слов-действий из сказки;

подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям — сказочного персонажа;

придумывание нового названия сказки;

называние пропущенных слов в сказке.

Для формирования правильного грамматического строя я предлагаю следующие формы работы:

составление предложений по опорным картинкам из сказок;

составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения;

составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей;

составление предложений с опорой на игрушку;

упражнение «Закончи предложение» и т.д.

Приёмы при формировании связной речи:

словесная режиссерская игра;

пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”;

совместное решения проблемного вопроса к сказке;

изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй;

моделирование; сказки про самого себя;

перевирание сказки;

бином фантазии;

сказки по-новому.

При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Дидактические сказки

Дидактические сказки – это сказки, которые можно придумать для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “упаковываются” учебные задания.

Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:

Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать “злые” сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).

Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

Для старшей логопедической группы детского сада лучше брать просты, казалось бы знакомые сказки, несложные по сюжету и структуре: «Три поросенка», «Репка», «Рукавичка», «Царевна-Несмеяна», «Волшебное кольцо» и др. Это обусловлено характером речевых нарушений контингента детей этой группы. Обязательно наличие иллюстраций и картинок к этим сказкам. Ведь картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а так же событий, ситуаций, эпизодов. По картинкам педагогу легче провести живую, непринужденную беседу, во время которой отрабатываются все компоненты речи.

Начиная работу со сказкой, ребенку необходимо знать, о чем рассказывается в сказке. Поэтому вначале надо прочитать сказку детям и спросить:

Все ли ему понятно?

Понравилась ли ему сказка?

О ком рассказывается в сказке?

Кто в сказке добрый, а кто – злой и почему?

Кто поступил правильно, а кто – нет и почему?

В ходе чтения надо обязательно разъяснять значение устаревших или непонятных для детей слов (важно, что объяснение должно быть доступным). Например: изба – деревянный дом; сваты – знакомые жениха, которые просят родителей невесты выдать ее замуж. Тут же желательно предложить пословицы, поговорки, доступные по смыслу 5-летним детям (смысл их можно объяснить попутно), которые позволяют понять мораль сказки. Дети, к примеру, на вопрос: «А мышка одна смогла бы вытянуть репку, ведь только с ней ее вытянули?», дают утвердительный ответ. Сказку можно прочитать повторно и привлечь внимание к героям сказки, приводя загадки о них. Загадки, к примеру, о героях-животных, должны быть описывающие действия животного и его признаки, доступными для понимания детей. После их отгадывания нужно уточнить, что делает животное – как разговаривает, как передвигается, ест и т.п., какое оно. Важно задавать вопросы на развитие грамматической подсистемы речевой функциональной системы – в сказке нужно найти ласковые слова (с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и слова, обозначающие большие предметы (с увеличительными суффиксами), предлагается разгадать этимологию прозвищ героев ( кошка Мурка – потому что мурлычет, Несмеяна – не смеется). Легко, например, по сказке «Репка» отработать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД, задавая соответствующие вопросы.

Одним из интересных видов работы над сказкой являются занимательные задания. Их можно выполнять после прочтения сказки и по мере чтения. В работе необходимо уделять внимание заданиям, развивающих аналитико-синтетические способности, возможности рядообразования.

С легкостью можно придумать массу интересных и правильных вопросов. В той же сказке «Репка» можно пересчитать героев-животных, а потом героев-людей; отыскать среди них животных домашних и диких; сравнить их по размеру, по форме; отыскать в сказке хитрых, простоватых, добрых; из ряда персонажей исключить ненужного для конкретной сказки; узнать сказку по отрывку, героям; исправить «ошибки» взрослого (эти ошибки могут быть смысловые (посадил волк репку), грамматические (стала репка тянуть деда), фонетические (кошка Журка) и др. Дети с удовольствием отгадают животных по следам, соединят последовательно цифры с названиями дней недели, получат контурные изображения героев сказок и др. Педагогу нужно быть готовым к тому, что дети могут выполнить задание не совсем так, как бы сделали вы, и дать не тот ответ, который от них ждут. Например, если бы вы объединили предметы в пары по цвету, он вполне может объединить их по форме, предназначению и т.д. А чтобы понять, ошибся ребенок или просто рассуждал не так, как вы, попросите его объяснить, почему он так решил. В ситуации «Пересчитаем, сколько хвостов у героев сказки «Репка», дети дали ответ – 4. Объяснилось все просто: у собаки, кошки, мышки и у РЕПКИ!

Очень понятны детям сказки как инструмент для пересказа. Очень важно умение составлять повествовательный (с опорой на глаголы) и описательный (с опорой на прилагательные) рассказ. В этом виде работы необходимы картинки: их нужно разложить в нужной последовательности, исключить лишнюю или сказать, чего недостает, найти соответствующее место одной из картинок. Можно соединять каритнки-эпизоды линиями, попутно пересказывая сказку. Интересно детям составлять схемы сказки с круговой последовательностью действий, т.е. начало и конец совпадают («Цапля и журавль», «»Старик и волк», «Бобовое зернышко»). Зная такую сказку, дети воспроизводят временную последовательность эпизодов в ней. При затруднении в пересказе мы с детьми применяли прем озаглавливания эпизодов.

Большое место уделяется развитию мелкой моторики: раскрашивание картинок-эпизодов, героев, штриховка, составление фигурок из сказок из спичек и счетных палочек.
Понятно, что продуктивность работы зависит от настроения и желания детей. Или просто некоторым детям нужно чуть больше времени. Поэтому педагогу желательно преподносить не все сразу и использовать не все задания, а ориентироваться на то время, когда сказки доставляют детям удовольствие, иначе пользы от этого не будет.

Для выделения заданного звука из текста на занятиях по обучению грамоте используются сказки Г.Юдина «Поэты», «Мыша-водолаз», «Генерал Гена» и т.д.

Можно включать «сказочные» задания в занятия: ребенок всегда будет рад переключиться на сказочный лад (например: дети получают письмо от Незнайки, помогают Петушку и т. д.). Для некоторых детей оптимальной является подача материала «маленькими порциями».

Для развития связной речи, воображения, творческого мышления используются дидактические игры: «Шутку продолжи сказкой», «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки на индивидуальном логопедическом занятии предлагалось помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На занятиях может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек.

Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Например: занятие по автоматизации [л] в слогах и словах можно провести на основе сказки «Репка». Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» — разными голосами.

Можно использовать отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок и иллюстраций к ним с необычными заданиями. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров. Ребенок должен разглядеть контурные фигуры и обвести нужное изображение (например, колобок круглый, а не квадратный) или выбрать для обводки изображение по своему желанию (например, обвести дедушке валенки или лапти). Это задание чрезвычайно полезно всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать похожие буквенные начертания при обучении письму.

Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения.
В своей работе активно использую авторские сказки Г.Юдина для запоминания слов на заданные звуки.

Сказки Г. Юдина:

Запомните слова со звуками [м, м’], которые встретятся вам в сказке Г, Юдина «Поэты».

ПОЭТЫ
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

— Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил: Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
Малины! — заорал Миша.

Да при чем здесь «малина»! Я Хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы! ,

— Что ты, что ты!- испугался мышонок. — Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий…

Айболит!—заорал медвежонок.

Да не Айболит, а муравей- Айболит лечит зверей, а муравей — лес,

Откуда ты так много знаешь?

Литература

Система занятий на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге О.Б.Сизовой «Шесть шагов к развитию речи».

Занятия на основе сказок для детей 6-7 лет разработаны в книге А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».

«Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольнлго и младшего школьного возраста» (серия МАСТЕР-КЛАСС ЛОГОПЕДА) О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. издатльство «Каро», С.-П., 2007г.

«Умные сказки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)

«Сказки. Игры. Загадки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)

«Поиграем в сказку», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)

https://1.bp.blogspot.com/-3KrbhHi-SJs/YCPCMJGDxQI/AAAAAAAABwo/elUZw7dd1acyuPh2rojwlCrp5-ZaTAdrACLcBGAsYHQ/s2048/20210126_104234.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...

Использование сказки в логопедической работе как метод коррекции речевых нарушений

Основной целью методической разработки является всестороннее последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Известно, что сказка соответствует детской системе мироощущен...

Проект «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»

Цель проекта: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.Задачи проекта:·        Повышение мотивации и интереса де...

Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции и профилактики речевых нарушений

Представление практических приёмов логоработы при использовании сказок....

«Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений» консультация для педагогов

laquo;Использование сказки в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»...