Методическая разработка учителя -логопеда: «Познавательно-речевое развитие у детей раннего возраста по средствам акватерапии»
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Максимова Галина Владимировна

     Ранний возраст — этап становления и быстрого совершенствования речевых функций, то есть это сензитивный (благоприятный, актуальный) период развития речи. Проблема профилактики речевых нарушений детей раннего возраста очень актуальна на сегодняшний день. Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Именно поэтому мы обратились к этой форме работы. Игры с водой - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_akvatarapiya.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Познавательно-речевое  развитие

у  детей раннего возраста по средствам акватерапии»

     Ранний возраст — этап становления и быстрого совершенствования речевых функций, то есть это сензитивный (благоприятный, актуальный) период развития речи. Проблема профилактики речевых нарушений детей раннего возраста очень актуальна на сегодняшний день. Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Именно поэтому мы обратились к этой форме работы. Игры с водой - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дети проигрывают, проговаривают с помощью игрушечных фигурок в воде. В играх с водой более интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и мимика). Все умения, навыки и знания усваиваются ими гораздо быстрее и проще.

      Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:

1.Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

2. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

3. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

4. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

5.Стабилизация эмоционального фона.

      Перед играми с водой дети надевают фартук, так мы приучаем ребенка содержать одежду в чистоте. Педагоги следят за реакцией детей. Если ребёнок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятия. Используем разные инструменты для игр. Это совочки, лейки, ситечки, пластмассовые шарики, разноцветные камешки, резиновые игрушки, наборы рыбок, поролоновые губки, водяные мельницы, ведёрки и многое другое. Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Очень занимательны и полезны  игры с водой разной температуры.

     Содержание работы:

     Игровые задания включают: пальчиковую аквагимнастику, дыхательную гимнастику и  познавательно- речевые игры с водой:

«Пальчиковая  аквагимнастика».  Цель: развитие  мелкой моторики в воде и стимулирование речевого развития ребенка.

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

«Где же наши ручки?», «Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.

«Дождик, капелька»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

(Хлопки согнутыми пальцами по воде)

Лужи резал, лужи резал.

Резал, резал, не разрезал.

(Ребром ладони «режем» воду)

И устал и перестал

(Круговые движения ладонями по воде)

Дождик, дождик, нужно нам

Возвращаться по домам

(Указательными и безымянными пальцами шагаем по воде).

Дыхательные упражнения  «Кораблик». Цель: развиваем правильное речевое дыхание.

 Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки ).

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

Игры на обогащение активного и пассивного словаря.

«Вылови игрушку» .  

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

 Ход игры: ситечком выловить из воды: круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку,  достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

Игра «Моем посуду».

Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемые фартуки.

Ход игры: наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду.

 «Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;

«Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;

«Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают

«Игры с волшебными салфетками». Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: Самомассаж ладоней с помощью бумаги: сминать лист бумаги в плотный комок. Затем вращать его между ладонями.

    В заключение можно сказать, что игры с водой вызывают у детей раннего возраста радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений   и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в методических разработках учителя - логопеда

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....

Методическая разработка учителя-логопеда по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши».

Методическая разработка  учителя-логопеда  по лексической теме:«Домашние животные и их детеныши». Цель: Закрепление понятий по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».Задачи:...

Методическая разработка учителя-логопеда

Примерная программа использования дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР....

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Пояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы упражнений и игр, направленных на формирование атрибутивного...

Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами». Тема: «Птицы вокруг нас»

Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклор...

Методическая разработка учителя-логопеда Храповицкой Н.М. Игры на развитие межполушарного взаимодействия (старший дошкольный возраст).

В методической разработке представлено несколько игр, направленных на развитие и дозревание корковых и подкорковых структур, на развитие межполушарного взаимодействия....