Артикуляционная гимнастика дома
консультация по логопедии (старшая группа)

В статье описаны упражнения для выполнения в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей217.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

   «Артикуляционная гимнастика дома»

C:\Users\User\Desktop\1559321120.jpg

 Вырабатываем у ребёнка правильную артикуляцию

Формирование правильного звукопроизношения – один из самых главных направлений речевого развития ребёнка. Только при полноценной сформированности и двигательной активности органов артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, твёрдого и мягкого нёба), достаточного уровня развития фонематического восприятия (умения различать речевые звуки) возможно своевременное овладение звуками родного языка.

Развитие артикуляционной моторики занимает одно из главных мест в работе

по формированию правильного звукопроизношения и включает в себя

выработку у ребёнка полноценных движений органов речевого аппарата, формирование умения синтезировать простые артикуляционные движения в сложные, которые будут использоваться в дальнейшем для правильного произношения звуков.

Занимаясь с ребёнком по развитию и усовершенствованию артикуляционной моторики, следует использовать различные игровые приёмы. Дополнительным мотивационным и контролирующим элементом должны служить соответствующие наглядные пособия, например фотоснимки детей, которые выполняют аналогичные упражнения.

Можно использовать также различные стихи и тексты к определённым артикуляционным упражнениям, которые не только помогают заинтересовать малыша выполнять отдельные движения, а призваны также развивать

внимание в сторону звукового восприятия речи, чувство ритма, усовершенствовать речевой слух, обогатить словарный запас.

Усвоить то или иное артикуляционное упражнение помогают детям реальные предметы и предметные картинки, например, артикуляционное упражнение «чашечка»,  «грибок» и т.д. Такие картинки-символы смогут помочь быстро сориентироваться и вспомнить нужное положение органов артикуляции.

Прежде, чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно обязательно ознакомить ребёнка с органами артикуляционного аппарата. Для этого привожу примеры нескольких игровых заданий.

Игра «У меня есть, у тебя есть». Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть в зеркале органы артикуляции: «У меня есть зубы, - говорит он.

– А у тебя?» Ребёнок показывает свои зубы и самостоятельно контролирует выполнение заданий с помощью зеркала. И т.д. все органы артикуляционного аппарата .

Игра «Сделай, как я». Перед выполнением заданий нужно подготовить

игрушки, реальные предметы, предметные картинки, картинки-символы для обозначения определённых артикуляционных упражнений, фотоснимки детей, которые выполняют упражнения. Взрослый показывает ребёнку игрушку и обыгрывает её: «Посмотри, это – котёнок. Он ещё совсем маленький и не умеет пить молочко. Правильно молочко нужно пить вот так (взрослый показывает). Сейчас мы научим котёнка пить молочко». На последующих занятиях, как

только ребёнок увидит игрушку, начинает самостоятельно выполнять упражнение.
Ещё более интересными можно сделать занятия по развитию артикуляционной моторики, выполняя упражнения во время лепки и рисования, когда дополнительно можно развивать и пальчиковую моторику, знакомиться с цветами, формами, пространственными понятиями. Например, разминая

пальцами пластилин, во время лепки «блинчика», ребёнок практически так же делает расслабленным свой язык, как «блинчик». Рисуя кисточкой дорожку для мышки, можно одновременно растягивать губы и проговаривать: «и-и-и»; рисование дороги для машины сопровождать вибрацией губ: «б-б-б». При этом можно закрепить названия цветов: чёрный – машина едет по дороге,

коричневый – по земле, жёлтый – по песку, зелёный – по траве.

Очень нравиться малышам печатать штампами (можно покупными, а можно изготовить самостоятельно из картофеля или моркови), сопровождая процесс артикуляционными упражнениями. Например, штампуя подковку, ребёнок

может щёлкать языком, чередуя щёлканье со звуконаследованием

«цок-цок-цок».

Также можно изготовить самодельное пособие: по картонному листу с определённым пейзажем (луг, сельский двор) на ниточке двигается

определённый персонаж, который приглашает малыша выполнить

определённое упражнение. Например, по двору «ходит» индюк, а ребёнок

вместе с ним проговаривает, выполняя язычком  быстрые движения по верхней губе вперёд - назад:«бл-бл-бл».

Занимаясь с ребёнком, родителям следует помнить, что лишь регулярное выполнения вышеуказанных рекомендаций и упражнений поможет ребёнку преодолеть трудности и подготовит артикуляционный аппарат для правильного, уверенного произношений звуков родного языка.

В целях профилактики нарушения звукопроизношения стоит начать

заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В возрасте

2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить”

правильное звукопроизношение. Артикуляционную гимнастику

рекомендовано выполнять перед зеркалом в течение 5-7 минут ежедневно.

Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, повторяйте

их с малышом. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком.

Артикуляционные упражнения для ежедневного выполнения  

«Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком

положении под счёт до 5.

1

«Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком

 положении под счёт до 5.

2

«Бегемотики»: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под

 счёт до 5. Повторить упражнение

раз.

3

«Иголочка»: узкий, напряжённый язык

 высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счёт до 5.

4

 

«Окошко»: рот приоткрыть. Губы округлить 

 и немного вытянуть вперёд,

 без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком

 положении под счёт от 1 до 10.

19

«Змейка»: рот широко открыть. Узкий, напряжённый язык высунуть как

можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.

5

«Месим тесто»: Высунуть широкий язык

между губами и пошлёпать его:

 «пя-пя-пя». 

Повторить несколько раз.

6

«Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. 

 Удерживать в таком положении

 под счёт от 1 до 10.

 Повторить несколько раз.

7

«Расчёска»: губы в улыбке, зубы видны.

 Язык прикусить зубами. 

Двигать языком вперёд – назад, не разжимая зубов. 

Повторить 5-10 раз.

8

«Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик  языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10  раз.

9

«Качели»: открыть рот. Попеременно

поднимать и опускать кончик языка

 то на верхнюю, то на нижнюю губу. 

Повторить 5-10 раз.

10

«Киска»: открыть рот. Кончик языка

упирается в нижние  зубы, а спинка языка касается верхних зубов. 

Удерживать в таком положении

 под счёт от 1 до 10.

11

«Киска сердится»: покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска».

 Повторить несколько раз.

12

«Чистим зубки»: открыть рот.

Кончиком языка «чистим» сначала

верхние зубы, затем нижние.

 Повторить несколько раз.

13

«Маляр»: открыть рот.

Кончиком  языка проводим по нёбу

 от верхних зубов к горлу.

«Красим потолок», не торопиться. 

Повторить несколько раз.

15

«Индюк»: открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.

16

«Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье  с верхней губы. Повторить несколько раз.

17

«Чашечка»: открыть рот.  Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их.  

Язык в форме «чашечки». 

Удерживать в таком положении под счёт от 1 до10 или  до 15.

18

«Лошадка»: открыть рот. Пощёлкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя   челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.

20

«Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка –  ножку гриба. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до10 или до 15.

21

«Гармошка»: сделать «Грибок». Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот. Повторить несколько раз.

22

«Барабанщики»: рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д.  Рот не прикрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.

23

«Моторчик»: губы в улыбке. Рот открыт. 

Язык стучит кончиком  в верхние зубы

со звуком д-д-д.  Темп очень быстрый.  В это время  соской или концом зубной щётки

(указательным пальчиком ребёнка)

 быстро проводим под языком слева направо. Слышится звук р-р-р.

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия с родителями "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома"

В данном конспекте представлен опыт работы с родителями в нетрадиционной форме, с использованием мультимедийной презентации....

Артикуляционная гимнастика дома.

Мастер-класс для родителей  "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях". Преследует несколько целей: расскрыть важность артикуляционной гимнастики при постановке звуков, причины по которым н...

Вместе с мамой. Проведение артикуляционной гимнастики дома.

Вместе с мамой. Проведение артикуляционной гимнастики  дома....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома

В данной статье даны рекомендации для родителей ,как в домашних условиях проводить артикуляционную гимнастику с ребенком....

практикум с родителями "Как выполнять артикуляционную гимнастику дома"

В работе представлены способы и примеры занимательного выполнения артикуляционной гимнастики дома, что позволит родителям совместно с детьми активно работать в подготовитльном этапе постановки звука...