Рисование песком на световом столе в практике учителя-логопеда ДОО
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Кононова Эльвира Александровна

В материале представлены различные методы, приемы и формы работы с использованием игр с песком и песочной анимации в практической деятельности учителя-логопеда с детьми с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК»

F:\Семинар-практикум\Песок\2_255_big.jpg

Творческий отчёт по теме самообразования:

«Использование песочной игротерапии

в коррекционной работе учителя-логопеда»

        

                                                                                             Из опыта работы

                                                                                              учителя-логопеда

                                                                                             Кононовой Э. А.

г. Озёрск

п. Новогорный

2015 год

Я работаю учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для  детей с системным нарушением речи тяжелой и средней степени тяжести, и работа моя  направлена на коррекцию речевых процессов, а так же социально-педагогическую, психологическую и адаптацию для успешной подготовки к обучению в школе.  Меня интересуют нетрадиционные методы в логопедической работе, направленные на развитие воспитанников, имеющих сложные комплексные нарушения. Из всех форм нетрадиционных методов большую привлекательность для меня имеет использование песочной терапии в работе учителя-логопеда.  Считаю,   что данный метод обеспечивает оптимальные условия для коррекции речевых и психологических особенностей в развитии воспитанников.

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективными средствами коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи воспитанников и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

К тому же, произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольнику сложно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» для ребенка. Так как именно игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста я решила апробировать и использовать в своей практике метод песочной игротерапии.

Игровая деятельность характеризуется таким строением, когда мотив лежит в самом процессе. В игре ребенок всегда выше своего обычного поведения, выше своего возраста. Игровая мотивация корригирует поведенческую активность, снимает психофизическое напряжение, устраняет проблемы усвоения материала, способствует многократному повторению особо сложной информации. Именно в игре формируется готовность к речевой деятельности.

Песок является естественной игровой средой, поэтому дети чувствуют себя свободно и расковано в привычной для них обстановке. Играя на песке, они даже не замечают, что на самом деле  заняты нелегкой работой: обучением и развитием. Ведь исправление недостатков речи, знакомство с законами и порядками окружающего мира, познание азов анализа - это нелегкий труд для маленького человека, человека, который только начинает жить в этом огромном, незнакомом мире.

Дети с нарушениями речи, в большинстве случаев, интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но при обследовании отмечается, что у большинства воспитанников  нарушены память, внимание и фонематический слух, они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Зачастую ребята не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность.

Изучив литературу по теме и проследив динамику развития детей, занимающихся по методике Sand play, я пришла к выводу, что игра с песком  не только благоприятно влияет на общее развитие ребенка, но и максимально способствует исправлению речевых нарушений у дошкольников.

Отсюда мною были определены основные задачи, стоящие перед логопедом:

  1. Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного и эстетического воспитания детей.
  2. Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
  3. При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами.
  4. Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Свою работу я начала с создания условий, подбора необходимого материала, игрушек. Для этого я несколько усовершенствовала большой контейнер для игрушек, оборудовав его стеклом и подсветкой. Игры с песком включала как часть занятия. Обратила внимание на то, что у детей возник большой интерес к песку, и они с удовольствием играют, не замечая, что при этом идёт активный процесс коррекции. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому я решила проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию речи на занятиях с песком способствует развитию моторики пальцев рук и речевых процессов в целом.

Как и любая другая дисциплина, терапия песком имеет свои основные принципы:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.

  1. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, моделей.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.

  1. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.

Игры – задания с песком можно использовать как для индивидуальной работы, так и занятий с группой детей.

Песочная терапия используется не с первого занятия. Для начала необходимо  выполнить условия организации качественной работы. Определить уместность и степень эффективности использования песочницы в работе с ребенком. Выявить противопоказания для занятий с песком (это кожные заболевания, аллергия на песок и песочную пыль, порезы на руках). Пройти специальную подготовку и, конечно, творчески подойти к проведению занятий.

В начале занятий необходимо вместе с ребенком обозначить некоторые правила поведения в песочнице:  

  • Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы.
  • Если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.
  • Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  • Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.

Песок любит, когда у детей чистые ручки и носы.

  • Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Начинается работа с  прикосновений и заданий на поверхности песка, затем вводятся задания с погружением рук и предметов в песок. Сначала ребенок копает, рисует на песке, создает на нем отпечатки, комментируя при этом свои действия. Параллельно отрабатываются навыки сдувания песка. Логопед может   сначала показывать упражнения на песке сам, а затем ребенок повторять его движения, либо задания выполняются ребенком по инструкции (некоторые движения выполняются «рука в руке»).

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры.  Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие внимания и памяти,  фонематического слуха. Главное,  идет обучение письму и чтению.

Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка. Эти игры в своей работе используют психологи и психотерапевты.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто, где живет...

Цели занятий (соответственно предмету):

1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3.        Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.

4.        Дифференциация, автоматизация звуков, первоначальные навыки обучения чтению и письму.

5.        Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

6.        Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.

7.        Снижение психофизического напряжения,  актуализация эмоций.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.        Учить детей последовательно и точно передавать увиденное и сделанное, с учетом развития сюжета.

2.        Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.

3.        Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.

4.        Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Коррекционно – развивающие:

1.        Развивать психические процессы (внимание, память).

2.        Развивать логическое мышление.

3.        Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

4.        Развивать умение действовать по инструкции.

5.        Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Коррекционно – воспитательные:

1.        Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр, занятий и совместной деятельности с другими детьми.

2.        Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3.        Воспитывать слуховое внимание и память.

4.        Воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему.

5.        Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

6.        «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ:

Артикуляционные упражнения

   «Звуки на песке».

Цель: подготовка к поставке звуков, профилактика дисграфии и дислексии. 

Описание: Выполняя артикуляционные упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке. Упражнения: «Лошадка», «Индюки», «Качели», «Часики», «Накажем непослушный язычок», «Заборчик», «Горка» и т.д..

Автоматизация  и дефференциация звуков

Произнося автоматизируемые звуки изолированно, в слогах, словах, одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке (на основе пособия «Весёлый карандаш»)

Р: круги, спиральки на песке,

С: насыпать горочку из песка,

Ш: дорожка для змейки.

Подготовка к обучению грамоте

   «Слова на песке».

Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического анализа. 

Описание: ребенку предлагается «написать» на песке и произнести слово с автоматизируемым звуком по слогам; из ряда произносимых слов, выбрать слово с автоматизируемым звуком и записать его.

   «Превращения».

Цель: профилактика и предупреждение оптической дисграфии и дислексии, формирование буквенного гнозиса, развитие зрительного восприятия и внимания. 

Описание: ребёнку предлагается превратить написанную на песке букву в заданную другую. Причём буквы можно как дописывать, так и стирать ненужные элементы; узнать недописанную букву и дописать её.

   «Найди букву» (вариант игры «Волшебный мешочек»).

Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности, фонематического слуха, автоматизация поставленного звука. 

Описание:  ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке  буквы (все или определённую) или игрушки в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук.

   «Буквы на песке».

Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики. 

Описание: ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке.

Развитие фонематического слуха и восприятия

Игры : «Спрячь ручки», «Слоговые дорожки», «Два города»

Коррекция лексико-грамматических нарушений речи

-правильное употребление в речи предлогов, наречий,

-настоящее и прошедшее время глаголов ( я откапываю – я откапал, я шагаю – я прошагал, я дую – я сдул, я ищу – я нашёл..);

-использование пиктограммам: соотносить картинки с определенными понятиями (рассказ о животных);

   «Фигуры на песке».

Цель: развитие пространственных представлений, зрительного внимания, изучение геометрического материала. 

Описание: ребенку предлагается начертить пальчиком или предметом  на песке геометрические фигуры в определённом углу (нижний правый, верхний левый и т.д.) И назвать где и какая фигура находится. Используя данный приём при закреплении образования и согласования относительных прилагательных, ребёнка просят подобрать и назвать предметы по форме, цвету, размеру.

Развитие связной речи

(при этом одновременно проводится автоматизация звуков) 

Игра «Картина из загадок»

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.                                                                                        Жёлтая тарелка всем тепло дарит.  ( солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.                                                               Собрались овечки у небесной речки.    (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.    (радуга) 

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.     (речка)

 

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.    (трава)

 

Массаж кистей, пальчиков рук

 Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики

 «Песочный дождик».

Цель: регуляция мышечного напряжения,  развитие мелкой ручной моторики. 

Описание: ребенку предлагается пересыпать песок из своих рук в песочницу, на ладони логопеда, на свою ладонь.

 «Следы на песке». 

Цель: развитие мелкой ручной моторики, пространственной ориентации, тактильной чувствительности, воображения. 

Описание: ребенку предлагается кулачками, ладонями или кончиками пальцев, надавливая на песок имитировать следы животных, двигаясь в разных направлениях. Задание можно усложнить, дав установку какими именно пальцами имитировать следы (это задание широко используется в процессе автоматизации и дифференциации звуков)

Подобные игры: «Выровняй дорожку», «Делаем дорожку» (закрепление понятий: узкая – широкая, длинная – короткая, прямая - кривая),  «Что под песком?», «Секрет»,  «Веселые соревнования», «Нарисуй картинку», «Наполни песком бутылочку, чашечку»

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения,  развивает самооценку, учится работать в коллективе, не боится ошибаться. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.  Возбужденные, неусидчивые  дети быстро  успокаиваются.
  • У воспитанников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
  • Дети чувствуют себя более успешными.
  • Лучше развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память).
  • повышается мотивация речевого общения;
  • более активно развиваются первичные произносительные умения и навыки;
  • пополняется и активизируется словарь;
  • корректируется грамматический строй речи, связная речь;
  • развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
  • формируются навыки чтения и письма. Благодаря тому, что контуры и буквы на песке можно писать сначала пальчиком, а потом палочкой, развивается становление руки для письма ручкой.
  • Усиливается желание ребенка экспериментировать или работать самостоятельно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
  3. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
  4. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с особым ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.
  5.  Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович  – СПб. : Речь,2006.– 176с.
  6. Панфилова Н. К. К логопеду или в песочницу?/ – Обруч № 5 – 2005г.
  7. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране. /Журнал «Логопед», № 3 – 2004
  8. Сеиененко Е. А. Использование песочной терапии в логопедической работе. «Дошкольная педагогика» № 7 – 2010г.
  9. Большебратская Э.Э  Песочная терапия./ - Петропавловск, 2010

Цель семинара – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений.

Основные задачи семинара:

  • Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
  • Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;
  • Помощь родителям в адекватном оценивании  уровня развития, проблем  ребенка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;
  • Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);
  • Развитие процессов саморегуляции.
  • Развитие речи

Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы.

 Если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.

 Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

Песок любит, когда у детей чистые ручки и носы. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК»

«Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции ОНР у детей 6-7 лет»

Логопедические игры в Песочной стране».

Для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

        

Из опыта работы

                                                                                                                  учителя-логопеда

                                                                                                                 Кононовой Э. А.

г. Озёрск

п. Новогорный

2015 год

Тайна песка в том, что он раскрывает тайны.

Песочные волны податливы и изменчивы.

Они пропускают через руки то,

что не слышит сознание.

Г. Эль

Тема: Использование игр с песком на занятиях учителя – логопеда с детьми

с ОНР старшего дошкольного возраста.

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии при коррекции речевых нарушений.

Задачи: Дать определение песочной терапии.

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях учителя-логопеда, а также в коррекции психологических проблем.

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

        Материал: Песочница, сопутствующий материал для песочной терапии, влажные салфетки, мультимедийная установка, ноутбук.

        -Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я предлагаю Вам, познакомится с играми с песком, которые используются мною в процессе коррекционной работы.

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

                А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом, первый опыт общения происходят именно в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песка с другой стороны.

        Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

В работе специалистов, направленной на коррекцию речевых процессов бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои мысли, переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая определённую ситуацию с помощью игрушечных фигурок и специально подобранного материала, ребёнок лучше усваивает предлагаемый ему материал, освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Еще две с половиной тысячи лет назад китайский философ Конфуций сказал: «Что я слышу – я забываю, Что я вижу – я помню, Что я делаю – я понимаю».

        В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

        Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

        Песочные игры делятся на три вида:

- Обучающие игры:

        *моделирование игр-сказок,

        *игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук,

        *игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму,

          * игры направленные на подготовку руки к письму, профилактику дисграфии.

- Познавательные игры.

        *игры на знакомство с окружающим миром, которые позволяют расширять и уточнять словарь, развивать и закреплять грамматический строй речи.

- Проективные игры используют психологи и психотерапевты. 

Я же в своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.

 Профессия учителя-логопеда предполагает развитие речевой  активности детей. И, конечно, на своих занятиях активно использую песочные игры, которые можно условно разделить на несколько групп по основным направлениям коррекционной работы. Почему условно, как Вы считаете?

        Сегодня мы, совместно с Вами, попробуем использовать некоторые из них.

Мы просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

        Педагоги расположены вокруг песочницы.

Обычно для песочницы, используется водонепроницаемый деревянный ящик Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Если будете заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8 см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком

Предлагаю, Вам, познакомится с авторским пособием. Это контейнер для игрушек, оптимального размера, под стеклом закреплена лампа. Вместо песка я использую обычную манную крупу, которую можно покрасить в любой цвет, используя фломастеры и спирт. (коротко рассказывается технология)

В начале занятий необходимо вместе с ребенком обозначить некоторые правила поведения в песочнице:  

  • Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы.
  • Если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.
  • Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.

Песок любит, когда у детей чистые ручки и носы.

  • Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Упражнение «Знакомство с песком» (авторское)

Приглашается один из участников.

Положите ладонь на поверхность песка, постарайтесь не сдвигать ладонь и пальцы. Пальцами другой руки или с помощью губки, пёрышка освободите руку по краю от песка. Аккуратно поднимите ладонь. Нарисуйте настроение руке – глазки, губы. Песок вас запомнил, и каждый раз будет встречаться с вами с этим настроением.

Задание: Предложите продолжение упражнения, для снятия эмоционального напряжения, негативизма.        

        На песке можно рисовать лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления.

Рисовать, одновременно проговаривая: «У меня радостное  настроение, потому что…»

         

Существует похожая игра «Победитель злости»: ребёнок отображает на песке эмоцию. Если она негативная, то исправляет изображение с помощью разноцветного стекляруса, таким образом, разрушая плохое настроение, агрессию, страхи, давая выход отрицательным эмоциям.

Одной из задач коррекции речи  является постановка и автоматизация звуков.

На первоначальном этапе детям предлагаются игры на формирование правильной воздушной струи.

Необходимо отметить, что подобные игры можно вводить в занятия только после того, как ребёнок научится длительному выдоху без добора воздуха, во избежание заглатывания частиц песка в рот.  Для этого можно использовать упражнение «Мыльная пена». С помощью коктейльной трубочки дуть в воду с мыльным раствором, образуя пену. Внутри трубочки находится небольшая капсула, которая позволяет следить за качеством выдоха и правильностью выполнения задания. Приглашается следующий участник. 

Игра «Закончи рисунок»

Рукой на песке рисуем круг (метод поворота кисти руки). Используя пустые блопены, или коктейльные трубочки «дорисуем солнышку лучики».  Педагог выполняет задание, делится впечатлениями. Предложите вариант игры при уточнении грамматического строя речи.

Многие задачи игр с песком перекликаются друг с другом. Я использую это упражнение при закреплении притяжательных прилагательных. Нарисовать зайца, например, и дополнить изображение ушами и хвостом, назвав их – «заячьи уши, заячий хвост».

Следующее упражнение используется на этапе постановки звуков. Приглашается следующий участник.

«Часики» выполняя артикуляционное упражнение, имитировать движение маятника часов – рисовать полоску пальцем на песке из стороны в сторону.

(в случае допущения ошибки, логопед объясняет, что полоска должна быть прямой, чтобы движения языка и руки были скоординированными – не допускается рисование линии в форме улыбки). Покажите движения руки при выполнении упр. «Качели», «Накажем непослушный язычок»

Упражнение на закрепление правильной артикуляции и дифференциации гласных звуков.

«Песенка звука»

Условие: «Нарисуй и произнеси столько звуков А, О, У, сколько я назову»

Логопед произносит звуковую дорожку, а участник рисует и повторяет нужное количество звуков, правильно их артикулируя. Какой навык можно закрепить, продолжив эту игру? Навык звукового анализа,  спросив ребёнка: «Какой звук в дорожке 1, 2, 3?»

Следующая  игра «Волшебные колечки» (авторская)

На поверхности песка разложены кольца диаметром 7-8 см, в центре которых находятся картинки с изображением подходящих предметов. Изображения засыпаны песком. Логопед объясняет ребёнку, что в колечках спрятались картинки. Сдувая песок, ребенок находит картинку и называет её, выделяя первый звук в слове. В последнем кольце находится символ звука. Сдувая песок, ребёнок проводит самооценку. Предложите вариант игры при составлении и анализе слов.

Упражнение на развитие темпо-ритмической стороны речи (авторское)

Проговаривая стихотворение рисовать на песке рисунок текста, используя зигзаг, волны, линии. В случае использования в речи предлогов, линия заменяется символом предлога. Какие задачи решаются в данной игре? Продолжите.(Закрепление в понимании предлогов, анализ предложения)

Проведём ещё одну игру на закрепление и понимание предлогов.

        Педагогу предлагается нарисовать на песке забор, дерево, стул. Выбрать из коллекции любые игрушки, найти им место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, педагог проговаривает предлоги: около, у, перед, между, на.  Используя символы предлогов, «расставить» их, согласно расположению предметов. Предложите варианты продолжения игры. Какие задачи при этом решаются?

        

Игра «Картина из загадок»

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит                                     

и всем тепло дарит.  (солнце)                   

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.       

Собрались овечки у небесной речки.    (облака)           

Как над речкой, над рекой                                              

Появился вдруг цветной                                       

Чудо мостик подвесной.    (радуга) 

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.     (речка)

Она под осень умирает  

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт она всё лето

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.    (трава)

         

        Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, используемых в коррекционной работе логопеда. Очевидно, что возможности игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда безграничны.

Я предлагаю, Вам, оценить эти возможности, с помощью составления синквейна «Песок» Условия проговариваются. Педагоги зачитывают синквейны.

        

                Видео рисунок на песке Алёны Войновой «Новый год»

                

ЛИТЕРАТУРА

- Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.

- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб, 2006.

- Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2010.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на основе интерактивной технологии с использованием метода рисования песком на световом столе: «Мир муравьев»

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (I год обучения)

Возраст детей: 4-5 лет

Тема: «Насекомые»

Вид занятия: закрепление полученных навыков

Форма организации: подгрупповое

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Образовательные технологии: здоровьесберегающая, игровая, интерактивная

личностно-ориентированная,

Цель: развитие речевых навыков в игровой деятельности с использованием метода песочной анимации.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- уточнить знания о геометрических фигурах;

- закрепить навык согласования существительных с прилагательными, в значении формы;

- закрепить навык согласования существительных с числительными;

- развивать навыки связной речи.

коррекционно-развивающие:

- совершенствовать навыки выполнения и предъявления многоступенчатых инструкций;

- совершенствовать мелкую моторику в процессе рисования пальцами на песке;

- развивать память и внимание, слуховое и зрительное восприятие, пространственные представления.

коррекционно-воспитательные:

- поддерживать интерес к коррекционным занятиям;

- воспитывать доброжелательность, инициативность, умение работать в группе;

- совершенствовать контроль над собственной речью и речью других.

Интеграция образовательных областей:  коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Предварительная работа: активизация словаря по теме «Насекомые», рисование на световом столе методом «пальцем на песке»

Планируемый результат:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- владеет навыками грамматически правильной связной речи в соответствии с программой;

- развита мелкая моторика;

- способен к волевым усилиям.

Оборудование: световые столы для песочной анимации, картинки с изображением муравьев и муравейника, мольберт или доска.

Ход занятия:

Организационная часть

Педагог приглашает детей занять места на ковре.

Здравствуйте, ребята, я приветствую вас в студии рисования, где мы продолжаем учиться рисовать песком на стекле.

На этой неделе мы говорили с вами о … (насекомых)

Ребята, вы запомнили, как выглядят насекомые? Сможете определить насекомое по его тени? Давайте проверим. Подойдите, пожалуйста к доске. На доску выставляется опорная картинка. По ходу угадывания, с детьми обсуждаются ведущие признаки того или иного насекомого, с помощью которых, можно его определить.

Какие вы молодцы, вы очень внимательные!

Основная часть

Дети садятся на стулья или на ковер.

Беседа: «Ребята, где живут насекомые?» Ответы детей: Пчелы живут в ульях. Пауки плетут домик из паутины. Бабочки живут в цветах или под листочками. Муравьи живут в муравейнике. Жуки и кузнечики живут в траве. Логопед следит за правильностью составления предложений.

Молодцы, ребята, все правильно.

Сегодня я предлагаю вам вместе со мной отправится в гости к одним из насекомых.  

Послушайте загадку и отгадайте, к каким насекомым мы с вами пойдем в гости.

Загадка

Дом стоит под старой елкой, в нем живет моя семья

Я несу туда иголки, приношу добычу я.

Мы в работе поминутно-от зари и до зари

Нас в лесу найти не трудно – лишь под ноги посмотри

Назови меня скорей – я рабочий ….. (муравей)

Правильно, мы отправляемся к муравьям. На доску выставляется картинка с изображением строения муравейника.

А вы знали, что муравейник — это только часть домика муравьев, который мы видим. Большая часть домика находится под землей. Происходит обсуждение по картинке.

Вот туда-то мы сегодня и отправляемся.

Но сначала нам нужно подготовит наши пальчики - кисточки к работе

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальчики считаем – насекомых называем           (сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха                                               (поочередно сгибают пальцы в кулак,     

Это жук с зеленым брюхом                                           начиная с большого)

А это кто же тут звенит?                                               (вращают мизинцем)

Ой! Сюда комар летит!

Прячьтесь!                                                                       (прячут руки за спину)

Чтобы очутиться под землей, нам нужно засыпать стекло песком в технике «бутерброд». Дети засыпают поверхность стола песком в предложенной технике.

Теперь, когда стало темно, как под землей, давайте вместе придумаем для муравьев подземный мир.  Мы с вами уже посмотрели, что домик у муравьев состоит из множества комнат. Там есть и кладовая и детская, где муравьи ухаживают за яйцами. Но мы с вами можем придумать любые комнаты, какие только захотим, и даже разной геометрической формы. Какие геометрические фигуры вы знаете? Ответы детей

Итак, первая комната, которую мы нарисуем будет, например…. гостиная. Гостиная – это самая большая комната в доме, мы нарисуем ее большой и круглой. Рисуем круг средним или указательным пальчиком, раскручивая его из точки нужного размера. Давайте сразу посадим туда муравьишек. Сколько муравьишек вы поместили в гостиную? (ответы детей «В моей гостиной два муравя»)

Следующая комната будет… кладовая, пусть она будет треугольной формы. Нарисуем треугольник нужного размера и очистим его от центра к краям. Готово. Что муравьишки могут хранить в кладовой? (зерна, семена, гусениц) в моей кладовой будет дежурит один муравей, а в вашей?

Следующая комната, будет….. детской. Мы нарисуем ее овальной формы. Рисовать будем тем же способом, что круг. Давайте поселим туда несколько малышей и взрослых муравьев-воспитателей. Параллельно с рисованием, проводится беседа о том, как взрослые муравьи ухаживают за малышами.  (кормят, проветривают, перекладывают)

У меня будет пять муравьишек и два взрослых муравя. А у вас? (ответы детей)

Следующая комната будет ванная, пусть она будет квадратной формы. Дети рисуют «комнату квадратной формы» и подсаживают туда муравьев. Обсуждение, что делают муравьи в ванной комнате, ребята называют кол-во подсаженных муравьев.

Еще одна комната - это столовая или кухня. Мы сделаем ее прямоугольной. Дети рисуют «комнату прямоугольной формы» и подсаживают туда муравьев. Обсуждение, чем занимаются муравьи в столовой, ребята называют кол-во подсаженных муравьев.

Мы молодцы, у нас получился целый подземный город для наших муравьев! Давайте немного отдохнем и поиграем.

Физпауза. Упражнение на сенсорную интеграцию: рисование геометрических фигур на спине. Дети разбиваются по парам и по очереди рисуют геометрическую фигуру на спине у партнера (один рисует, другой - угадывает)

Вернитесь к своим рисункам и посмотрите, чего не хватает?

А ведь для того, чтобы муравьи могли попасть из одной комнаты в другую, что нужно сделать… да, коридоры - тоннели, нужно соединить все наши комнаты.

- соедините сначала комнаты, в которых нет углов (круг и овал)

- соедините комнаты с углами (квадрат, треугольник, прямоугольник)

- соедините все комнаты между собой.

Молодцы, вы отлично справились с заданием!

Давайте вспомним, комнаты какой формы мы нарисовали для муравьев?

Дети называют:

Первая комната – гостиная – круглая (или круглой формы)

Вторая – кладовая – треугольная

Третья комната – детская – овальная

Четвертая – ванная – квадратной формы

Пятая комната – столовая – прямоугольной формы.

Отлично! Вы очень внимательные!

Рефлексия

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что было самым интересным? Самым трудным? (ответы детей) Мне сегодня было очень приятно работать с вами, вы были внимательными, старательными и творческими! Идем фотографировать ваши работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия рисование песком на световом столе

Консультация для родителей о волшебном песке...

Развитие мелкой моторики в процессе рисования песком на световом столе в рамках тематической недели «Осень"

Рисование пескомПесок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем,...

Презентация Технология «Sand-art» (пескография) или рисование песком на световом столе»

Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется в достатке,Течёт он нежно так сквозь  руки,Что не сравнить его ни с чем&helli...

Обобщение педагогического опыта проект "«Рисование песком на световом столе»

Цель проекта:- Раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.- Формировать состоян...

Памятка для родителей Рисование песком на световом столе «Позвольте ребёнку творить!»

Памятка для родителейРисование  песком на световом столе«Позвольте ребёнку творить!»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВОГО СТОЛА В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

использование светогово стола в работе логопеда...