ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВОГО СТОЛА В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
консультация

Токмакова Ольга Николаевна

использование светогово стола в работе логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_svetovogo_stola_v_praktike_uchitelya.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВОГО СТОЛА В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Метод песочной терапии на световом столе в настоящее время ши-роко используется в педагогической практике. По мнению О. Б. Сапожниковой [5], перенос традиционных педаго-гических занятий на световой стол дает больший воспитательный и об-разовательный эффект, по сравнению со стандартными формами обуче-ния. Световой стол усиливает желание ребенка к самостоятельной дея-тельности, к познанию окружающего мира. С помощью светового стола развивается мелкая моторика, восприятие, внимание, память, мышле-ние, воображение, ребенок учиться сюжетно-ролевой игре, у него разви-ваются коммуникативные навыки. Игры на световом столе снимают стресс и вызывают положительные эмоции. Е. В. Ратникова. [4] в своей книге выделяет основные принципы игр с песком. К ним она относит: создание естественной стимулирующей среды, создание и «оживление» абстрактных символов, реальное про-живание и проигрывание сказочных сюжетов. Для игры в песок могут применяться различные небольшие фигур-ки человечков, сказочных персонажей, животных, растений, зданий, техники и т. д. Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. 68

В методической литературе широко представлены идеи для прове-дения игр на световом столе. 1. Например, Е. В. Ратникова [4] предлагает использование вариан-тов релаксационных упражнении, направленные на закрепление у ре-бенка тактильные ощущения песка. Ребенку предложено поздороваться с песком каждым пальчиком или ладошками, набрать песок в ладошку и высыпать «дождиком», закопать песком ладошку и затем кисточкой ее раскопать. Можно предложить ребенкувыполнитькруговых движений (как машинки, змейки, санки и др.), поставив ладонь на ребро, «прой-тись» ладошками по проложенным трассам, создать отпечатками ладо-ней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней создать все-возможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.). С помощью таких упражнений мы учим ребенка понимать свои ощущения, уметь их выражать на сло-вах, учиться понимать себя и других. 2 Т. М. Грибенко [1] предлагает варианты игр на развитие про-странственной ориентации и развитие мышления. Например, ребенку предлагают нарисовать на поверхности песка пространство из 9 клеток. Взрослый дает инструкцию как разложить игрушки по рядам. При ис-пользовании этой игры можно повторить обобщения с детьми («Третий лишний»). Можно провести игру на память и внимание («Какая игрушка пропала»). 3. Варианты использования сказок в работе с песком широко пред-ставлены авторами Н. Н. Журавлевой [2] и Е. Л. Набойкиной [3] Авторы предлагают серию тематических разработок по рисованию сказок или декораций к сказочному театру на песке.

4. Е. Л. Набойкина [3] и Т. М. Грибенко [1] предлагают варианты игр на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизноше-ния, обучения чтению и письму. Для этого возможно использование игр-сказок с буквами и героями, в названиях которых есть эти буквы. Применение игр, в которых дети пишут слова и буквы на песке или ле-пят их из песка способствует запоминанию образа буквы и обучению навыкам чтения. Закрепление зрительного образа осуществляется в игре «Вылечи букву». Логопед пишет на песке любую букву, а затем стирает какую-либо еѐ часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Просит ребѐнка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент. В игре «Спрячь руки» развивается фонематический слух. Ребѐнку необхо-димо спрятать руки в песок, услышав заданный звук. В игре «Полоски» формируется слоговая структура слова. Ребѐнок чертит на песке задан-ное количество полосок, а затем по их количеству подбирает слово. На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени слож-69

ности. Одним из вариантов игр с буквами: взрослый проговаривает и пишет на песке с помощью веревочки знакомое слово, ребенок его чита-ет. Теперь, можно предложить ребенку засыпать любую часть слова песком. 5 Т. М. Грибенко [1] предлагает варианты игр на развитие грамма-тических категорий. В игре «Подбери слово» ребенок отыскивает спря-танные в песке предметы и подбирает к ним прилагательное. Игра «До-рисуй картинку и составь предложение» развивается речь детей. Взрос-лый рисует на песке предмет и просит ребенка дорисовать картину и со-ставить с ней предложение. 6. Варианты познавательных игр на песке широко представлены у авторов О. Б. Сапожниковой [5] и Н. Н. Журавлевой [2]. Познаватель-ные игры помогают познавать многогранность нашего мира. В играх на световом столе ребенок может путешествовать по разным странам и планетам. Например, использую фигурки динозавров, ребенок может отправиться в путешествие во времени. Фигурки ракушек, кораллов и морских животных помогут попасть ребенку в мир океана. Дети могут отправляться на другие планеты, в другие страны или города, воспроиз-водить достопримечательности городов, знакомиться с историческими событиями. Фантазия таких путешествий огромна. Таким образом, мы можем сказать, что использование светового стола в педагогической практике имеет очень большой педагогический эффект. Световой стол решает большое количество развивающих и об-разовательных задач в педагогическом процессе. С помощью светового стола у ребенка усиливается интерес к познавательной деятельности, развиваются коммуникативные навыки и все высшие психические функции.

Список литературы 1. Грибенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. / Т. М. Грибенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Институт соци-альной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. 2. Журавлева, Н. Н. Познавательно – речевое развитие дошкольни-ков в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» / Н. Н. Журавлева , Л. В. Лебедева, О. Н. Каушкаль. – Москва. : Педаго-гическое общество России, 2014 – 114с. 3. Набойкина, Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е. Л. Набойкина. – СПб. : Речь, 2006. -144с. 4. Ратникова, Е. В. Развивающие игры на песке. /Е. В. Ратникова. А. В. Гаврик. – Москва. : Академический проект, 2018 – 335с. 5. Сапожникова, О. Б. Игры с песком для обучения пересказу детей 5–7 лет / О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова. – Москва. : Литагент ТЦ Сфера ООО, 2017 – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование техники ниткография в практике учителя-логопеда.

Кружковая деятельность  по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи....

Методические рекомендации по использованию ландшафтного стола в работе учителя-логопеда ДОО

Педагогическое воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о разли...

Рисование песком на световом столе в практике учителя-логопеда ДОО

В материале представлены различные методы, приемы и формы работы с использованием игр с песком и песочной анимации в практической деятельности учителя-логопеда с детьми с ТНР...

Использование интерактивного стола в работе учителя-логопеда.

12.02.2021г в МКДОУ детский сад №1 г Пудожа РК состоялось заседание районного методического объединения для специалистов дошкольных учреждений района по теме: "Использование традиционных и и...

Мастер-класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОМЕШОЧКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ДОУ»

Мастер класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения и изготовления кинезиомешочков....

«Использование IT-технологий в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе»

В данной статье представлена классификация IT-технологий, которые могут быть использованы в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе....

Использование здоровьесберегающих технологий в практике учителя - логопеда ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это такие технологии, которые направлены  на решение главной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, подде...