Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лековая Наталья Александровна

Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._lekovaya_natalya_aleksandrovna_itogovaya_rabota.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Задание для итоговой аттестации

Паспорт занятия

Автор, ведущий

Лековая Наталья Александровна, учитель-логопед

Категория участников, возрастная группа

Дети старшей группы с логопедическим заключением «ФФНР. Дизартрия»

Тема занятия

«Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»

Актуальность выбранной темы

Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)

Тип занятия

Повторение и систематизация знаний

Вид занятия

Автоматизация звука Ш

Продолжительность занятия

25 минут

Ресурсы (оборудование)

Компьютер, презентация к занятию, голосовое сообщение от лица героя – Маши, карточки-символы обозначений согласных звуков (глухих – звонких, твердых – мягких), карандаши, чистые листы бумаги, документ-камера, программно-дидактический комплекс «Логомер 2», видео картинки из мультфильма «Маша и Медведь», куклы бибабо, предметные картинки, картинки с изображением поезда (с одним, двумя, тремя вагонами), видеомонтаж к песенке с чистоговорками, картинки смайлов с изображением веселого и грустного настроения.

Педагогические технологии

На основе деятельностного подхода: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, речевая исследовательская деятельность, информационно-коммуникативная технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии

Цель занятия

Актуализировать и систематизировать знания о звуке Ш, обобщить знания о звуках и использовать в речевой практике

Задачи занятия

Развивать социально-коммуникативные навыки.

Упражнять в четком и ясном произнесении звуков родного языка, умелом использовании интонационных средств выразительности.

Формировать правильное речевое дыхание.

Развивать слуховое внимание и фонематический слух.

Развивать умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками коммуникации.

Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми,

Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию в реальном поведении.

Форма организации занятия

Подгрупповая

Ожидаемые результаты

К окончанию занятия дети будут уметь:

- применять тактильные приемы распознавания звонких и глухих согласных звуков;

- составлять последовательную характеристику звука со зрительной опорой;

- воспроизводить слоговые цепочки в заданной последовательности;

- распознавать звук в слогах и словах;

- определять позицию звука в слове; делить слова на слоги;

- контролировать произношение звука Ш; использовать приобретённые знания и умения в речевой практике.

Технологическая карта занятия

№ п/п

Цель этапа

Методы и формы работы

Содержание

деятельности

Формируемые знания, умения, навыки, компетенции

Время / методы контроля

педагог

участники

  1. Подготовительный

1.

Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.  

Форма работы: подгрупповая

Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы.

-Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? У меня тоже. Давайте улыбнемся друг другу.

-Скажите, друзья, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют разные сказки.)

-А вы хотите побывать в сказке? В свою сказку нас приглашает Маша. (Слайд 1. Картинка с Машей.)

Приветствуют друг друга. 

Высказывания детей из личного опыта.

Умение слушать.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1 мин.

  1. Вводный

Мотивационный

2.1

Создание мотивации на предстоящую деятельность.

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Практический метод: игровой приём (звонок телефона и аудио сообщение)

Наглядный прием: на экране (ИКТ технологии) изображение сказочного персонажа.

Форма работы: подгрупповая

Звучит звонок с голосом Маши. («Меня зовут Маса, я хочу к Мисе. Я высла на опуску леса, а потом всё сла, сла и к мыску присла. Я спрасываю у мысков, как дойти до Миски, а она мне ничего не говорит. Сто мне делать?»)

- Ребята, мы можем помочь Маше. Вы поняли, что хочет Маша?

Дети внимательно слушают, поддерживают диалог.

Умение слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями.

1 мин.

Установление контакта, взаимопонимание.

Целеполагание

2.2

Включение в деятельность.

Побуждать к самостоятельному формулированию темы и цели занятия.

Развивать  умение находить ошибки с помощью слухового восприятия.

Игровой метод: создание проблемной игровой ситуации

Форма работы: подгрупповая

Создание проблемной ситуации и формулировка темы.

- Почему не все поняли, что произошло с Машей?

- Как вы думаете, почему мышка не поняла Машу?

- Какой звук не умеет произносить Маша?

- Что нужно сделать Маше, чтобы мышка поняла ее и помогла найти дорогу к Мише?

- А как же мы сможем научить Машу правильно произносить звук Ш?

Дети самостоятельно формулируют тему и цель занятия.

Ответы детей:

-Маша не умеет произносить звук Ш.

-Нужно научить Машу произносить звук Ш.

-Мышка сможет понять Машу и покажет дорогу к Мише.

Развитие мыслительных операций

Развернутые ответы детей с опорой на личный опыт.

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость

закрепления знания.

3 мин.

Активность участия воспитанников в диалоге.

Разнообразие ответов детей.

  1. Основной

Теоретический

3.1

С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализировать мыслительные операции, знания и опыт детей.

Словесный метод: уточняющие вопросы.

Наглядный метод: введение карточек-символов

Работа в парах

Практический метод: приемы дифференциации звуков по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой.

Индивидуальная работа

ИКТ технологии – использование документ-камеры для контроля выполненной работы

Педагог предлагает детям вспомнить известную информацию о характерных признаках звука Ш: согласный, глухой, твердый. С помощью символических обозначений выбрать карточки, которые характеризуют звук (изображения клоунов). Работаем в паре, обсуждаем, приходим к общему мнению.

Педагог предлагает детям ответить на вопрос:

«Что нам нужно показать Маше, чтобы она научилась правильно произносить звук Ш?»

Дети выкладывают необходимые символы на слоговую дорожку и подтверждают свой выбор, доказывая принадлежность звука к классу согласных – по признаку «преграда воздуха на пути произнесения звука»; к классу глухих согласных – на основе тактильной чувствительности голоса; к классу твёрдых – «сказка о королеве в замке синих согласных звуков».

Дети показывают положение губ, языка и направление воздушной струи при произнесении звука Ш перед зеркалом. Каждый ребенок произносит звук с опорой на зрительный образ (в зеркале).

На листочках дети показывают с помощью символов

 положение губ – «круг», «стрелочка вверх» – положение языка, «солнышко» – теплая воздушная струя.

Обобщение и систематизация знаний о дифференциации звуков по различным акустическим признакам.

4 мин. Правильное произношение изолированного звука.

Самоконтроль детей за выполнением задания с опорой на  документ-камеру.

Практический

3.2

Выявление новой информации, используя имеющиеся знания, через творческий подход к реализации цели занятия.

Продолжать тренировать артикуляционный аппарат при подготовке к произнесению звуков. Продолжать  развивать правильный выдох, следить за направлением воздушной струи

Форма работы: подгрупповая

Словесный метод:

уточняющие вопросы, противоречивая информация.

Практический метод: использование интерактивной гимнастики и интерактивной игры по укреплению речевого выдоха.

Наглядный метод: аудио материал с игровым персонажем (Машей).

Форма работы: индивидуальная

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Скажите, а теперь Маша сможет произнести правильно звук Ш?» (Педагог показывает, что у Маши не получается. Включается аудиоматериал - предложение: «Меня зовут Маса».)

-Как вы думаете, почему у Маши не получилось?

Педагог соглашается с ответами детей и выбирает правильный: «Нужно тренировать язычок, губы и дыхание».

Детям предлагается выполнить перед зеркалом 2 упражнения для губ: «Лягушка»- «Слоник».  4 упражнения из интерактивной артикуляционной гимнастики (программно-дидактический комплекс «Логомер 2») – «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Чашечка». Закрепить правильный речевой выдох в интерактивной игре «Подними вертолет в небо» (программно-дидактический комплекс «Логомер 2»).

Педагог включает аудиозапись с правильным произношением звука Ш.

Педагог предлагает ответить на вопрос: «Теперь Мышка сможет понять Машу?»

Педагог напоминает детям о мотивации занятия: «Помочь Маше добраться до Миши».

- А кто научил Машу правильно произносить звук Ш?

Педагог включает на экране видео картинку Маши и Медведя с музыкой, как Маша смеется и танцует с Мишей.

- Маша благодарит вас за помощь и очень хочет с вами весело поиграть.

Рассуждения детей с опорой на личный опыт.

Возникает затруднение детей в однозначном ответе на поставленный вопрос, дети предлагают противоположные мнения (либо испытывают явное затруднение в ответе на вопрос).

Дети сами находят ответ на проблемный вопрос.

Выполняют упражнения для губ, языка и речевого дыхания.

Дети слушают запись голоса Маши с правильным произношением: « Меня зовут Маша, я хочу к Мише. Я вышла на опушку леса, а потом всё шла, шла и к мышке пришла. Я спрашиваю у мышки, как дойти до Мишки, а она мне ничего не говорит. Что мне делать?»

Ответы детей: «Да, теперь мышка сможет помочь, потому что она поняла Машу».

Ответы детей.

Правильное выполнение артикуляционной  и дыхательной гимнастики.

Четкое изолированное произнесение звука Ш

4 мин.

Самоконтроль за выполнением упражнений перед зеркалом, результат правильного выдоха в интерактивной игре - подъём вертолета в небо.

Ключевой вопрос: почему мышка сразу стала понимать Машу и помогла найти дорогу к Мише?

Дошкольники самостоятельно делают вывод о том, что, если правильно говорить, то все окружающие будут тебя понимать.

Совпадение «взрослой» и «детской» цели.

  1. Закрепление

4.

Закрепление новых знаний в разных видах деятельности.

Автоматизация звука Ш в слогах, словах.

Форма работы: в парах

Игровой метод: воображаемая ситуация с ролями.

Форма работы: индивидуальная

Наглядный: предметные картинки, картинки с изображением поезда с одним, двумя и тремя вагонами.

Практический метод - моделирование: слоговые дорожки с символами звука Ш (синие квадраты).

Форма работы: в парах

Педагог предлагает детям выбрать кукол бибабо и голосами героев повторить слоговые цепочки попарно (каждый герой передает свою цепочку слогов последующему).

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Подари слово Маше со звуком Ш».

Детям предлагается  выбрать из трех картинок только одну со словом, в котором есть звук Ш, найти нужный поезд (по слоговому составу слова – с одним вагоном (один слог), с двумя – два слога, с тремя – три слога) и на слоговой дорожке показать место звука в слове (начало, середина, конец).

Дети с помощью театральных кукол бибабо задают слоговые цепочки для повторения своему соседу.

Дошкольники рассматривают картинки, анализируют звуковой состав слов и выбирают картинку со словом, в котором есть звук Ш, определяют слоговой состав и место звука в слове.

После выполнения задания дети проверяют правильное выполнение задания у своего соседа.

Умение определять позицию звука в слове.

 

Навык звукового анализа слов, умения делить слова на слоги.

7 мин.

Педагог предлагает проверить своего соседа. Взаимоконтроль.

  1. Заключительный

5.

Автоматизация звука Ш в предложениях. Закрепление полученных знания в речевой деятельности

Форма работы: подгрупповая

Игровой метод: воображаемая ситуация с ролями.

Наглядный: видеозапись песенки с чистоговорками.

Словесный метод: пение, продолжение рифмованной фразы

Педагог обращает внимание детей на имя Маши, в котором тоже есть звук Ш.

Детям предлагается сочинить чистоговорку про Машу.

- Я начну, а вы продолжите:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша. И т.п.

Педагог спрашивает у детей:

-У вас хорошее настроение?

А когда хорошее настроение, то хочется петь. Давайте споем песенку Маше со звуком Ш (на экране появляется видео монтаж к песенке): Ши-ши-ши – как конфетки хороши.

Шо-шо-шо- мойте руки хорошо. И т.д.

Дети слушают начало чистоговорки и стараются продолжить каждую в рифму.

Ответы детей.

Исполнение песенки под музыку и желание подарить радость герою и окружающим

Умение подбирать рифму.

Произнесение правильного звука Ш в словах и предложениях.

3 мин

Прием «Караоке» - ориентация на правильный образец произношения звука

  1. Рефлексия и обратная связь

6.

Побуждать к высказыванию своего мнения. Обеспечивать положительную реакцию детей на результат.

Словесный метод:

уточняющие вопросы.

Форма работы: фронтальная

-Чему мы научились? Что мы сегодня с вами поняли? Как мы помогли сегодня Маше? Что нам помогло выполнить нашу задачу? Для чего нам нужно правильно произносить звук Ш? А пригодится нам умение правильного произношения звука Ш? Где нам это пригодится?

- Ребята, у меня в руках смайлики. Я предлагаю сравнить свое настроение после занятия с веселым и грустным смайликами. 

Каждый из вас сейчас выберет свой символ. Это будет смайлик с улыбкой или грустный?

Дошкольники анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия, делают предположения, оценивают свою работу

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка.

2 мин.

Выбор дошкольниками символов эмоционального состояния в результате выполненной деятельности.

Список литературы:

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб., «Каро». 2001
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР. М.: издательство «Гном и Д», 2004
  4. Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс, 2007
  5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей  группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-Пресс», 2008
  6. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  7. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого группового логопедического занятия для детей 5-6 лет по теме"автоматизация звука ц на основе лексической темы "Женские профессии"

Цель:Автоматизация звука ц, расширение представлений у детей о профессиях.                                    ...

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....

Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [С].

Тема. Фонема [С] и «семантическое поле» слова «Снег».Цель. Создание условий для закрепления правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи.Образовател...

Конспект группового логопедического занятия для детей 5-6 лет по теме: «Автоматизация звука [ц ] на основе лексической темы «Женские профессии».

Цель:Автоматизация звука [ ц ], расширение представлений у детей о профессиях.  Задачи:формировать навыки звукопроизношения, развивать слуховое восприятие;развивать навыки связно...