Конспект группового логопедического занятия для детей 5-6 лет по теме: «Автоматизация звука [ц ] на основе лексической темы «Женские профессии».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пензенская О.Е.

 

 

Цель:

Автоматизация звука [ ц ], расширение представлений у детей о профессиях.

 

 

Задачи:

  • формировать навыки звукопроизношения, развивать слуховое восприятие;
  • развивать навыки связной речи;
  • тренировать артикуляционный аппарат;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • познакомить детей с женскими профессиями;
  • воспитывать интерес к профессиям, расширить знания и представления о деятельности людей разных профессий.

 

 

Оборудование:

б

рисунки с изображением людей разных профессий, конверт, мешочек с предметами результата профессии, сердце из картона, цветные карандаши, цветок из цветного картона, ноутбук, магнитофон.

 

 

                                        Ход занятия.

 

 

  1. Организационная часть.

Логопед. Утро доброе, ребята! В гости к нам пришла весна!

                И луга, и лес и поле пусть пробудет ото сна.

                Вот и солнышко проснулось, стало ярче пригревать.

                Ласково нам улыбнулось, зовёт занятие начинать!

 

  1. Основная часть.

1).Сообщение темы занятия.

 Логопед. Дорогие ребята!

                Кто-то бросил мне в оконце,

                Посмотрите, письмецо!

                Может это лучик солнца,

                Что щекочем мне в лицо?

                                                                                

- Вам хочется узнать, что в нём? (ответы детей).

- Давайте посмотрим. (достаёт солнышко, на обратной стороне которого загадка)

- Здесь что-то написано. О ком это?

 

                  Холод прогонит, светло улыбнётся.

                  Самая нежная, самая добрая.

                  Если ушла, пусть быстрее вернётся!

 

- Кто это? (мама)

- Да, это мама! Самое прекрасное слово на земле! Сегодня мы будем говорить о наших мама и об их профессиях. Давайте все вместе тихо и нежно скажем: «Мама, целую тебя!»

- В этом предложении есть звук, который проходили на прошлой неделе. Кто мне скажет, какой звук мы проходили на прошлом занятии? (звук [ц] ).                    

- В каком слове вы услышали этот звук? (в слове целую)

- Правильно, ребята. Сегодня мы продолжим закреплять звук [ ц]   в речи.

 

2).Характеристика звука [ ц ] .

- Ребята, в одном большом городе живёт добрая волшебница. У неё в саду рос прекрасный цветик – семицветик. Однажды налетел ураган, подул сильный ветер и все лепестки разлетелись. (Логопед на ноутбуке показывает картинки с изображением сада, волшебницы, цветка). И с тех пор волшебница грустит.

- Ребята, давайте поможем волшебнице собрать лепестки и вернём ей цветок.

- Ну что, ребята, справимся?(ответы детей)

Дети находят лепестки и раскладывают их на столе.

- Ребята, из этих лепестков нам нужно сложить цветик – семицветик. Но прежде, нам нужно выполнить задания, написанные на обратной стороне лепестков.

Логопед берёт первый лепесток.

- А вот и первое задание: «Расскажите о звуке [ ц ] .

- Этот звук тянется или произносится отрывисто? (произносится отрывисто)

- Какой он, гласный или согласный? (согласный)

- Звук [ ц]  согласный, потому что есть преграда: зубы, язык. Он глухой- голос не включён, всегда твёрдый.

- В домике какого цвета живёт этот звук? (синего)

- Какой буквой обозначается звук [ ц ] ?

- Давайте произнесём этот звук.

- Назовите мне слова, в которых есть звук [ ц ] .

 

3). Артикуляционная гимнастика (второй лепесток)

Упражнения для звука   [ц ] .

- Давайте потренируем наш язычок, чтобы звук  [ц]  звучал правильно.

-Мы знаем, что наш язычок живёт в закрытом ротике-домике. И вот однажды…

                    

                     Приоткрыл язык окно,

                     А на улице тепло.

                     Язычок наш потянулся,

                     Широко нам улыбнулся.

                     А потом пошёл гулять,

                     По ступенечкам шагать.

 

( Рот открыть, губы в улыбке, язык перешагивает через зубы, сначала -верхние,  затем – нижние).

 

                       Затем увидел маляра-

                       Красить потолок пора.

                       Стала кисточка плясать,

                       Нам потолочек не узнать.

 

- Какое упражнение будем выполнять? (Маляр)

 

                       Язычок наш кончил дело,

                       Отдыхать он может смело.

(Широкий язык лежит на нижней губе)

 

4). Игра «Самый внимательный» на развитие фонематического слуха.(третий лепесток)

- Сейчас я буду говорить о маме разные добрые предложения, а вы будете находить в них слова со звуком [ ц ] .

                           - У мамы самое доброе сердце!

                           - Мама греет, как солнце!

                           - В праздник мы подарим маме цветы!

 

5).Повторение чистоговорок. (четвёртый лепесток)

 

Ца – ца – ца – поёт певица.

Цу – цу – цу – иду к продавцу.

Цор – цор – цор – танцует танцор.

Вец – вец – вец – опытный пловец.

Вец – вец – вец – выступал певец.

 

6).Отгадывание загадок.(пятый лепесток).

- Ранним утром, часто до рассвета поднимаются наши мамы и весь день проводят в делах, заботах о семье, о детях. Мамы справляются с любой работой, потому что всё умеют. Отгадайте, кем бывают наши мамы?

 

                            Целый день сегодня шью.

                            Я одела всю семью.

                            Погоди немного кошка,-

                            Будет и тебе одёжка!(мама- портниха)

 

 

Вы ответили мне, дети,

Кто – же лучше всех на свете

Вас сумеет угостить-

Напоить и накормить? (мама- повар)

 

                              Кто в дни болезней всех полезней

                              И лечит нас от всех болезней? (мама- доктор)

 

7). Физкультминутка «Угадай профессию».

- Предлагаю вам немного отдохнуть. Под музыку мы с вами, как актёры, будем изображать людей разных профессий.

- Смотрите на меня и повторяйте движения.

Дети под музыку имитируют движения водителя, художника, балерины, уборщицы, лесоруба, повара, портного).

- Ребята, вы освоились с этими профессиями?(ответы детей)

- Молодцы!

 

8). Игра «Женские профессии» (шестой лепесток)

- Как правильно называется профессия?

Мужчина-                                      Женщина-

художник                                       художница

певец                                              певица

учитель                                          учительница

лётчик                                            лётчица

писатель                                         писательница

воспитатель                                   воспитательница

уборщик                                        уборщица

                                                      

- Ребята, а сейчас я проверю, знаете ли вы, кем работают ваши мамы. Я буду называть профессии, а вы хлопните в ладоши, если услышите профессию своей мамы.(учительница, воспитательница, продавщица, пекарь, мастер, уборщица,)

- Молодцы, ребята! А сейчас давайте посмотрим на мам этих и других профессий. Я буду показывать картинку, а вы угадайте, кто это.

Логопед демонстрирует детям картинки.

 

9). Игра «Чудесный мешочек».(седьмой лепесток)

- Ребята, сейчас вы по очереди будете подходить ко мне. Из этого мешочка вы должны достать предмет и определить профессию, в которой этот предмет используется.( половник, вата, монеты, расчёска, указка, краски, нитки, проездные билеты, конверт, книга).

 

- Ну что, ребята, мы собрали цветик – семицветик. Я отправлю его волшебнице и она больше не будет грустить.

 

 10). Задание на развитие мелкой моторики.

- Ребята, когда ваша мама приходит с работы, что вы для неё делаете?(дети отвечают: помогаю раздеться, беру сумку, ставлю стульчик)

- Положите руку на сердце, закройте глаза и прислушайтесь. Мамин голос живёт в вас. Даже когда станете взрослыми, будете помнить мамины руки, мамины глаза, мамин голос. Поэтому всегда любите и берегите ваших мам.

- Вы любите ваших мам?(да) А хотите сделать подарок своей маме? Обведите это сердечко и раскрасьте его красным карандашом.(дети выполняют задание)

- Это сердечко будет частичкой вашей любви к маме. Отнесите его домой и подарите своей маме.

 

  1. Заключительная часть.

Итог занятия.

- Ну что, ребята, вы меня сегодня очень порадовали.

- Что вам на занятии понравилось больше всего?

- Какой звук мы сегодня повторяли?

- О каких профессиях говорили?

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«Автоматизация звука [ц ] на основе лексической темы «Женские профессии».

Цель:

Автоматизация звука [ ц ], расширение представлений у детей о профессиях.

Задачи:

  • формировать навыки звукопроизношения, развивать слуховое восприятие;
  • развивать навыки связной речи;
  • тренировать артикуляционный аппарат;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • познакомить детей с женскими профессиями;
  • воспитывать интерес к профессиям, расширить знания и представления о деятельности людей разных профессий.

Оборудование:

б

рисунки с изображением людей разных профессий, конверт, мешочек с предметами результата профессии, сердце из картона, цветные карандаши, цветок из цветного картона, ноутбук, магнитофон.

        Ход занятия.

  1. Организационная часть.

Логопед. Утро доброе, ребята! В гости к нам пришла весна!

        И луга, и лес и поле пусть пробудет ото сна.

        Вот и солнышко проснулось, стало ярче пригревать.

        Ласково нам улыбнулось, зовёт занятие начинать!

  1. Основная часть.

1).Сообщение темы занятия.

 Логопед. Дорогие ребята!

        Кто-то бросил мне в оконце,

        Посмотрите, письмецо!

        Может это лучик солнца,

        Что щекочем мне в лицо?

        

- Вам хочется узнать, что в нём? (ответы детей).

- Давайте посмотрим. (достаёт солнышко, на обратной стороне которого загадка)

- Здесь что-то написано. О ком это?

        Холод прогонит, светло улыбнётся.

        Самая нежная, самая добрая.

        Если ушла, пусть быстрее вернётся!

- Кто это? (мама)

- Да, это мама! Самое прекрасное слово на земле! Сегодня мы будем говорить о наших мама и об их профессиях. Давайте все вместе тихо и нежно скажем: «Мама, целую тебя!»

- В этом предложении есть звук, который проходили на прошлой неделе. Кто мне скажет, какой звук мы проходили на прошлом занятии? (звук [ц] ).                    

- В каком слове вы услышали этот звук? (в слове целую)

- Правильно, ребята. Сегодня мы продолжим закреплять звук [ ц]   в речи.

2).Характеристика звука [ ц ] .

- Ребята, в одном большом городе живёт добрая волшебница. У неё в саду рос прекрасный цветик – семицветик. Однажды налетел ураган, подул сильный ветер и все лепестки разлетелись. (Логопед на ноутбуке показывает картинки с изображением сада, волшебницы, цветка). И с тех пор волшебница грустит.

- Ребята, давайте поможем волшебнице собрать лепестки и вернём ей цветок.

- Ну что, ребята, справимся?(ответы детей)

Дети находят лепестки и раскладывают их на столе.

- Ребята, из этих лепестков нам нужно сложить цветик – семицветик. Но прежде, нам нужно выполнить задания, написанные на обратной стороне лепестков.

Логопед берёт первый лепесток.

- А вот и первое задание: «Расскажите о звуке [ ц ] .

- Этот звук тянется или произносится отрывисто? (произносится отрывисто)

- Какой он, гласный или согласный? (согласный)

- Звук [ ц]  согласный, потому что есть преграда: зубы, язык. Он глухой- голос не включён, всегда твёрдый.

- В домике какого цвета живёт этот звук? (синего)

- Какой буквой обозначается звук [ ц ] ?

- Давайте произнесём этот звук.

- Назовите мне слова, в которых есть звук [ ц ] .

3). Артикуляционная гимнастика (второй лепесток)

Упражнения для звука   [ц ] .

- Давайте потренируем наш язычок, чтобы звук  [ц]  звучал правильно.

-Мы знаем, что наш язычок живёт в закрытом ротике-домике. И вот однажды…

        

        Приоткрыл язык окно,

        А на улице тепло.

        Язычок наш потянулся,

        Широко нам улыбнулся.

        А потом пошёл гулять,

        По ступенечкам шагать.

( Рот открыть, губы в улыбке, язык перешагивает через зубы, сначала -верхние,  затем – нижние).

        Затем увидел маляра-

        Красить потолок пора.

        Стала кисточка плясать,

        Нам потолочек не узнать.

- Какое упражнение будем выполнять? (Маляр)

        Язычок наш кончил дело,

        Отдыхать он может смело.

(Широкий язык лежит на нижней губе)

4). Игра «Самый внимательный» на развитие фонематического слуха.(третий лепесток)

- Сейчас я буду говорить о маме разные добрые предложения, а вы будете находить в них слова со звуком [ ц ] .

        - У мамы самое доброе сердце!

        - Мама греет, как солнце!

        - В праздник мы подарим маме цветы!

5).Повторение чистоговорок. (четвёртый лепесток)

Ца – ца – ца – поёт певица.

Цу – цу – цу – иду к продавцу.

Цор – цор – цор – танцует танцор.

Вец – вец – вец – опытный пловец.

Вец – вец – вец – выступал певец.

6).Отгадывание загадок.(пятый лепесток).

- Ранним утром, часто до рассвета поднимаются наши мамы и весь день проводят в делах, заботах о семье, о детях. Мамы справляются с любой работой, потому что всё умеют. Отгадайте, кем бывают наши мамы?

        Целый день сегодня шью.

        Я одела всю семью.

        Погоди немного кошка,-

        Будет и тебе одёжка!(мама- портниха)

Вы ответили мне, дети,

Кто – же лучше всех на свете

Вас сумеет угостить-

Напоить и накормить? (мама- повар)

        Кто в дни болезней всех полезней

        И лечит нас от всех болезней? (мама- доктор)

7). Физкультминутка «Угадай профессию».

- Предлагаю вам немного отдохнуть. Под музыку мы с вами, как актёры, будем изображать людей разных профессий.

- Смотрите на меня и повторяйте движения.

Дети под музыку имитируют движения водителя, художника, балерины, уборщицы, лесоруба, повара, портного).

- Ребята, вы освоились с этими профессиями?(ответы детей)

- Молодцы!

8). Игра «Женские профессии» (шестой лепесток)

- Как правильно называется профессия?

Мужчина-        Женщина-

художник        художница

певец        певица

учитель        учительница

лётчик        лётчица

писатель        писательница

воспитатель        воспитательница

уборщик        уборщица

        

- Ребята, а сейчас я проверю, знаете ли вы, кем работают ваши мамы. Я буду называть профессии, а вы хлопните в ладоши, если услышите профессию своей мамы.(учительница, воспитательница, продавщица, пекарь, мастер, уборщица,)

- Молодцы, ребята! А сейчас давайте посмотрим на мам этих и других профессий. Я буду показывать картинку, а вы угадайте, кто это.

Логопед демонстрирует детям картинки.

9). Игра «Чудесный мешочек».(седьмой лепесток)

- Ребята, сейчас вы по очереди будете подходить ко мне. Из этого мешочка вы должны достать предмет и определить профессию, в которой этот предмет используется.( половник, вата, монеты, расчёска, указка, краски, нитки, проездные билеты, конверт, книга).

- Ну что, ребята, мы собрали цветик – семицветик. Я отправлю его волшебнице и она больше не будет грустить.

 10). Задание на развитие мелкой моторики.

- Ребята, когда ваша мама приходит с работы, что вы для неё делаете?(дети отвечают: помогаю раздеться, беру сумку, ставлю стульчик)

- Положите руку на сердце, закройте глаза и прислушайтесь. Мамин голос живёт в вас. Даже когда станете взрослыми, будете помнить мамины руки, мамины глаза, мамин голос. Поэтому всегда любите и берегите ваших мам.

- Вы любите ваших мам?(да) А хотите сделать подарок своей маме? Обведите это сердечко и раскрасьте его красным карандашом.(дети выполняют задание)

- Это сердечко будет частичкой вашей любви к маме. Отнесите его домой и подарите своей маме.

  1. Заключительная часть.

Итог занятия.

- Ну что, ребята, вы меня сегодня очень порадовали.

- Что вам на занятии понравилось больше всего?

- Какой звук мы сегодня повторяли?

- О каких профессиях говорили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого группового логопедического занятия для детей 5-6 лет по теме"автоматизация звука ц на основе лексической темы "Женские профессии"

Цель:Автоматизация звука ц, расширение представлений у детей о профессиях.                                    ...

Конспект группового логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста с ОНР по теме «Мебель»

Конспект группового логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Мебель»...

Конспект группового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР "Дифференциация звуков и букв Ж-Ш".

Протокол группового логопедического занятия для детей 6-7 лет с ОНР Тема занятия: «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш».Цель занятия: закрепление навыка различения звуков и букв Ж-Ш....

Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».

Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию «Речецветик» Лексическая тема: «Знакомство с животными жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию "Речецветик". Лексическая тем: "Знакомство с...