«Путешествие в осенний лес» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы детского сада
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кайтукова Юлия Александровна

«Путешествие в осенний лес»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей логопедической  группы детского сада

Цель:

Обучение навыкам словообразования  ( образование множественного числа существительных); образование  однокоренных существительных (Суффиксальным способом)

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающая:
  • расширить и автоматизировать словарь по теме «Осень»;
  • Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • продолжать учить согласовывать движения с речью;

 

  1. Коррекционно-развивающая:
  • развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать внимание, память.  

 

  1. Коррекционно-воспитательная:
  • воспитывать положительное отношение к занятию, контроль над собственной речью.

 

Оборудование: дидактическое пособие для дыхания (ленточки с листочками), разноцветные листочки разных размеров и разных цветов, шишки для массажа, компьютер, проектор, презентация на тему: «Осенний лес», картинки животных и их детенышей, аромалампа, сосновое эфирное масло.

Ход мероприятия:

Организационный момент.

Слайд 1.

Логопед: Здравствуйте, дети.

Логопед: Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Хотите?

Дети: да.

Логопед: Тогда закройте глазки и внимательно слушайте.

Дети закрывают глаза.

Слайд 2. Логопед включает звуки осени.

Логопед: Открывайте глазки. Кто догадался, куда мы попали? Дети что вы слышите?

Дети: Мы попали в осенний лес. Мы слышим звуки природы.

Логопед: Посмотрите ребята, что у меня в руках?

Дети: Листочки.

Логопед: А какие листочки?

Дети: Красные, желтые, оранжевые, коричневые, яркие, разноцветные, большие и маленькие.

 

Логопед: Молодцы, так много рассказали. Пусть каждый возьмёт себе один маленький листочек. Эти листочки хотят с вами поиграть. Вы ребята станете осенним ветром и будете дуть на листочки. Готовы?

Слайд 3. Дыхательная гимнастика.

-Подул сильный ветер!

Дети дуют на листочки (вдох через нос, выдох через рот)

Логопед: Теперь дует слабый осенний ветерок.

Логопед: Чтобы отправиться дальше, нам нужно пройти по цветным дорожкам. Каждый идет по той дорожке, какого цвета у него листик в руке.

Слайд 4.

Логопед. Ребята, сейчас самое красивое, самое нарядное время года. Перед долгой зимой природа дарит нам волшебные дни. И как это волшебное время года называется ? Что происходит с природой?

Дети. Осень.

Слайд 5. Схема «Приметы осени».

Логопед. Давайте попробуем вспомнить приметы осени.

Дети.  Дни становятся короче, а ночи длиннее, чаще идут дожди, облетает листва, желтеют листья, трава, дует холодный ветер, часто идут холодные дожди, люди одеваются теплее, потому что на улице прохладно.

Логопед. Молодцы. 

Логопед. Какого цвета становятся листья осенью?

Дети. Красные, жёлтые, разноцветные.

Логопед: Кто же из вас подскажет мне, почему листья стали опадать?

Дети. Мало света, не хватает тепла, пришла пора, деревья засыпают.

Логопед. Правильно, ребята. Молодцы! Ребята, когда деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Это явление называется листопад.  Как называется это явление?

Дети. Листопад.

Слайд 6.

Логопед. Листопад - это очень красивая пора. Назовите мне ребятки, как можно назвать осень одним словом, какая бывает осень.

Дети.  Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Слайд 7. Массаж рук.

Логопед: Дети, мы попали в хвойный лес. Давайте подышим. Делаем глубокий вдох через нос, выдох – через рот. Плечи не поднимаем, щёчки не надуваем.

 -Посмотрите, что тут у нас?

Дети: Шишки.

Логопед: Выберите себе каждый по шишке. Давайте покатаем их в руках. Повторяйте за мной.

Тили-тали, тили-тали, шишку мы в руках катали.

(Дети повторяют слова и катают шишку в руках).

Слайд 8.

Пластический этюд «Я — кленовый листочек»

Цели: уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пан­томимике образ осеннего листочка; включать воображение, память.

Дети слушают рассказ логопеда и выполняют движения по тексту.

Логопед: Живут листочки на большом, раскидистом, краси­вом клене. Светит ласковое осеннее солнышко, листочки тянутся к нему, подставляют свои щечки. Но вот подул сильный ветер. Ли­сточки закачались. Дует, дует ветер, дует, задувает. Желтые лис­точки с дерева срывает. От сильного ветра листочки стали падать на землю. Они плавно кружатся в воздухе. Ветер относит их то в одну сторону, то в другую, то кружит на месте. Листочки плавно ложатся на землю и укрывают ее разноцветным ковром. А ветер и на земле гоняет их. Разбрасывает во все стороны. Подул ветер с другой стороны и стал гнать листочки к одному месту, собрал их, в середине в одну кучу. Вот какая красивая получилась! А тут тучи закрыли небо, стало холодно, замерзли листочки, съежи­лись, стали жаться друг к другу. Из тучи полил осенний холодный Дождь. Прибил он листочки к земле. Намокли они, совсем замер­зли, испугались, что заболеют. Но тут выглянуло солнышко! Оно протянуло к листочкам свои лучики, погладило их, обогрело. Ли­сточкам стало тепло. Они обрадовались и закружились в танце.

Логопед: А теперь мы с Вами поиграем в игру «Угадай, где?»

Логопед: - Ребята, Старичок-лесовичок просит правильно сказать, где один предмет, а где много?
Вот так, (логопед дает образец ответа):

Вот дерево, а вот деревья.
Дети показывают и называют картинки
- Вот лист, а вот листья.
- Вот гриб, а вот грибы.
- Вот ёлка, а вот ёлки (еще можно сказать - ели).
- Вот цветок, а вот цветы.
- Вот туча, а вот тучи.
Логопед: - Молодцы!

Логопед: Дети, в лесу у нас только растут разные растения? Скажите мне, пожалуйста, кто живет в лесу?

Дети: Животные.

Логопед: Давайте назовем семьи животных, которые живут в лесу.

Я буду называть папу, вы называет маму и детёныша детёныша.

 Папа – медведь, мама - ….(медведица), а детёныш - … (медвежонок)

Папа – волк, мама - ….(волчица), а детёныш - … (волчонок)

Папа – заяц, мама - ….(зайчиха), а детёныш - … (зайчонок)

Папа – лис, мама - ….(лисица), а детёныш - … (лисёнок)

Папа – барсук, мама - ….(барсучиха), а детёныш - … (барсучонок)

Папа – лось, мама - ….(лосиха), а детёныш - … (лосёнок)

Папа – кабан, мама - ….(кабаниха), а детёныш - … (кабанёнок)

Папа – олень, мама - ….(олениха), а детёныш - … (оленёнок)

Папа – бобр, мама - ….(бобриха), а детёныш - … (бобрёнок)

Логопед:  Какие вы все молодцы! А теперь нам пора возвращаться, каждый возвращается по своей дорожке.

Рефлексия:

Логопед: Ребята, Вам понравилось наше путешествие?

Где мы сегодня побывали?

Что нового узнали?  

Когда листья опадают на землю, как  называется это время года? 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_nod_puteshestvie_v_osenniy_les.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ открытого мероприятия НОД

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Учитель-логопед Кайтукова Ю. А.

В ходе занятия, я считаю что достигла цели занятия:

Обучение навыкам словообразования  ( образование множественного числа существительных); образование  однокоренных существительных (Суффиксальным способом)

Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии была использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно - образовательному процессу.

На занятии была поставлены следующие задачи: 

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающая:
  • расширить и автоматизировать словарь по теме «Осень»;
  • Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • продолжать учить согласовывать движения с речью;

  1. Коррекционно-развивающая:
  • развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать внимание, память.        

  1. Коррекционно-воспитательная:
  • воспитывать положительное отношение к занятию, контроль над собственной речью.

Выбранные мной  методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.).

Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (презентация), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала  динамика занятия, презентация  со звуковым сопровождением, игра «Семьи животных»..  

Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, полной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

Учитель-логопед:                                                                                           Кайтукова Ю. А.

 Ст. воспитатель                                                                                                Кациева М. К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы детского сада (раздел образовательной программы «Познание»)

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей  группы детского сада (раздел образовательной программы «Познание»)   1.      Тема: «Мир загад...

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы детского сада (раздел образовательной программы «Познание»)

1.      Тема: Зима2.      Цель мероприятия:Закрепить знания детей о зиме, её приметах..3.       Задачи:Обучающая:Закрепи...

«Путешествие в пустыню» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы детского сада

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВЛАДИКАВКАЗМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №95...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы детского сада с ОНР. Тема: "Заяц и белка зимой".

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе дети С ОНР. "Заяц и белка зимой"...

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж], у детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда вусловиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж],у детей старшего дошкольного возраста...