Консультация для родителей «Развитие слухоречевой памяти у дошкольников»
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ахметзянова Альбина Дамировна

Консультация для родителей

«Развитие слухоречевой памяти у дошкольников»

 

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ Детский сад №3 «Петушок»

села Кушнаренково

                  Ахметзянова А.Д.   

 

 «У тебя что, голова дырявая?» Слышали такое выражение про людей, которые постоянно забывают?

Память - это накопление опыта человеком, необходимое звено всякой деятельности.

Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Ее серьезное недоразвитие может привести к низкому словарному запасу, ребенок не может воспринимать просьбу и инструкцию, тем самым не сможет запомнить и выполнить предложенное задание.

Именно на ресурсах слухоречевой памяти построено обучение, особенно школьное. Школьники с недоразвитием слухоречевой памяти в текстах с трудом улавливают общий смысл, легко теряют нить истории, при пересказе пропускают важные эпизоды, необоснованно сокращают историю, переставляют местами события. У них возникают трудности при запоминании заданий и по другим школьным предметам.

*Небольшой текст. Попросите ребенка повторить за вами 3-4 слова в таком же порядке.

 Например, яблоко, груша, апельсин, банан. Обратите внимание, все ли слова повторил ребенок правильно, сохранил ли он порядок произнесение слов.

Уровень запоминания слов соответствует возрасту ребенка. Т.е. 4слова- для детей 4х лет, и соответственно для детей 6ти лет – 6слов, 7лет- 7 слов.

Не отчаивайтесь, если заметили у своего ребенка проблемы с запоминанием речевой информации. Способность воспринимать, слушать, понимать звуки речи, слова, запоминать их не возникает сама по себе. Эту способность нужно целенаправленно развивать с ранних лет жизни ребенка.

Предлагаю вам несколько интересных игр на развитие слухоречевой памяти.

 

1.«Магазин»

Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

2. «Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

 3.«Будь внимателен»

Взрослый предлагает ребенку послушать, запомнить и повторить слова в такой же последовательности: лук, морковь, огурец.

- Послушай слова еще раз: лук, морковь, огурец, перец. Какое новое слово появилось?

- Повтори слова банан, яблоко, лимон, груша, персик.

- Послушай еще раз и скажите, какое слово исчезло из ряда банан, яблоко, лимон, груша.

Данная игра направлена не только на развитие слухоречевой памяти и на развитие слухового внимания.

 

4. «Паровозик»

Возьмите три листа бумаги, можно цветной, выложите в ряд. Напишите на каждом листе цифры слева направо: 1, 2, 3. Это вагоны. Слева от первого вагона можете разместить паровоз. Пусть ребенок вырежет его, приклеит колеса к паровозу и вагонам. Творчество всегда кстати! Поезд везет зверей (из числа имеющихся игрушек) или груз (любые предметы – крышка от бутылки, карандаш, мячик и т.д.) «Посадка» по вагонам – точно в соответствии с вашим списком, предъявленным ребенку на слух. (То есть аналогично игре «Повтори, не ошибись».) Количество вагонов можете увеличить.

 

5. «Снежный ком»

Назовите любое слово. Ребенок должен повторить ваше слово и придумать свое. Затем снова ваша очередь. Вы повторяете свое слово и слово ребенка, добавляете свое слово, третье. Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем вашей слухоречевой памяти возрастает!

 

6. « Действуй!»

Взрослый предлагает ребенку выполнить многоступенчатую инструкцию. Начинаем с двух заданий в одной просьбе: добеги до двери и возвращайся ко мне. Действуй! Добавляем задание: добеги до двери, постучись в нее и возвращайся ко мне. Действуй! Затем: добеги до двери, постучись в нее три раза, повернись вокруг себя и возвращайся ко мне. И так пока вам с малышом весело и интересно.

Интересное наблюдение! Для гиперактивных детей, которым быстро наскучивают задания, требующие усидчивости и удержания внимания, такие инструкции просто необходимы. Попробуйте чередовать несколько минут серьезного упражнения и такие веселые приказы: вы увидите, что ребенок будет просить вас позаниматься с ним серьезно. Ведь после каждого серьезного задания будет веселая беготня, и найдется, куда приложить неуемную энергию без запретов и ограничений.

 

7. «Вечером расскажешь»

Взрослые не всегда знают, чем заняты их дети у бабушки или в садике. Предложите своему чаду вечером, после прихода домой, ответить на ваши конкретные вопросы. Например, во что была одета бабушка, как звали детей, с которыми ты играл на прогулке, когда ты надел варежки – сразу на улице или когда полез на железную лестницу? Вопросы могут быть самыми неожиданными. Важно то, что ребенок должен удержать их в памяти в течение дня, а затем припомнить вечером и сами вопросы, и ответы на них.

 

   8. «Бесконечная фраза»

Вы начинаете: птица поет. Ребенок добавляет: птица поет песню. Вы: птица поет звонкую песню. И далее – чередуясь: птица поет звонкую песню о лете. На ветке птица поет звонкую песню о лете. На ветке березы птица поет звонкую песню о лете. На ветке раскидистой березы птица поет звонкую песню о лете. И так далее. Эта игра развивает не только память, но и фантазию, формирует у ребенка представление о развернутой фразе, о красивой речи.

Что ж, через пару недель таких занятий вы с удовольствием заметите, что ваш ребенок стал запоминать лучше. Да и вы тоже! Не ограничивайтесь этими играми. Придумывайте свои. Успехов в развитии памяти и речи!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Развитие слухоречевой памяти у дошкольников » Подготовила учитель-логопед МБДОУ Детский сад №3 «Петушок» села Кушнаренково Ахметзянова А.Д.

Слайд 2

«У тебя что, голова дырявая?» Слышали такое выражение про людей, которые постоянно забывают? Память - это накопление опыта человеком, необходимое звено всякой деятельности. Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Ее серьезное недоразвитие может привести к низкому словарному запасу, ребенок не может воспринимать просьбу и инструкцию, тем самым не сможет запомнить и выполнить предложенное задание. Именно на ресурсах слухоречевой памяти построено обучение, особенно школьное. Школьники с недоразвитием слухоречевой памяти в текстах с трудом улавливают общий смысл, легко теряют нить истории, при пересказе пропускают важные эпизоды, необоснованно сокращают историю, переставляют местами события. У них возникают трудности при запоминании заданий и по другим школьным предметам.

Слайд 3

* Небольшой текст. Попросите ребенка повторить за вами 3-4 слова в таком же порядке. Например, яблоко, груша, апельсин, банан. Обратите внимание, все ли слова повторил ребенок правильно, сохранил ли он порядок произнесение слов. Уровень запоминания слов соответствует возрасту ребенка. Т.е. 4слова- для детей 4х лет, и соответственно для детей 6ти лет – 6слов, 7лет- 7 слов. Не отчаивайтесь, если заметили у своего ребенка проблемы с запоминанием речевой информации. Способность воспринимать, слушать, понимать звуки речи, слова, запоминать их не возникает сама по себе. Эту способность нужно целенаправленно развивать с ранних лет жизни ребенка. Предлагаю вам несколько интересных игр на развитие слухоречевой памяти.

Слайд 4

1.«Магазин » Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Слайд 6

2. «Пары слов» Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

Слайд 8

3.« Будь внимателен» Взрослый предлагает ребенку послушать, запомнить и повторить слова в такой же последовательности: лук, морковь, огурец. - Послушай слова еще раз: лук, морковь, огурец, перец. Какое новое слово появилось? - Повтори слова банан, яблоко, лимон, груша, персик. - Послушай еще раз и скажите, какое слово исчезло из ряда банан, яблоко, лимон, груша. Данная игра направлена не только на развитие слухоречевой памяти и на развитие слухового внимания .

Слайд 9

4 . « Паровозик» Возьмите три листа бумаги, можно цветной, выложите в ряд. Напишите на каждом листе цифры слева направо: 1, 2, 3. Это вагоны. Слева от первого вагона можете разместить паровоз. Пусть ребенок вырежет его, приклеит колеса к паровозу и вагонам. Творчество всегда кстати! Поезд везет зверей (из числа имеющихся игрушек) или груз (любые предметы – крышка от бутылки, карандаш, мячик и т.д.) «Посадка» по вагонам – точно в соответствии с вашим списком, предъявленным ребенку на слух. (То есть аналогично игре «Повтори, не ошибись».) Количество вагонов можете увеличить.

Слайд 10

5. « Снежный ком» Назовите любое слово. Ребенок должен повторить ваше слово и придумать свое. Затем снова ваша очередь. Вы повторяете свое слово и слово ребенка, добавляете свое слово, третье. Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем вашей слухоречевой памяти возрастает!

Слайд 11

6 . « Действуй !» Взрослый предлагает ребенку выполнить многоступенчатую инструкцию. Начинаем с двух заданий в одной просьбе: добеги до двери и возвращайся ко мне. Действуй! Добавляем задание: добеги до двери, постучись в нее и возвращайся ко мне. Действуй! Затем: добеги до двери, постучись в нее три раза, повернись вокруг себя и возвращайся ко мне. И так пока вам с малышом весело и интересно. Интересное наблюдение! Для гиперактивных детей, которым быстро наскучивают задания, требующие усидчивости и удержания внимания, такие инструкции просто необходимы. Попробуйте чередовать несколько минут серьезного упражнения и такие веселые приказы: вы увидите, что ребенок будет просить вас позаниматься с ним серьезно. Ведь после каждого серьезного задания будет веселая беготня, и найдется, куда приложить неуемную энергию без запретов и ограничений.

Слайд 12

7. «Вечером расскажешь» Взрослые не всегда знают, чем заняты их дети у бабушки или в садике. Предложите своему чаду вечером, после прихода домой, ответить на ваши конкретные вопросы. Например, во что была одета бабушка, как звали детей, с которыми ты играл на прогулке, когда ты надел варежки – сразу на улице или когда полез на железную лестницу? Вопросы могут быть самыми неожиданными. Важно то, что ребенок должен удержать их в памяти в течение дня, а затем припомнить вечером и сами вопросы, и ответы на них.

Слайд 13

8. «Бесконечная фраза» Вы начинаете: птица поет. Ребенок добавляет: птица поет песню. Вы: птица поет звонкую песню. И далее – чередуясь: птица поет звонкую песню о лете. На ветке птица поет звонкую песню о лете. На ветке березы птица поет звонкую песню о лете. На ветке раскидистой березы птица поет звонкую песню о лете. И так далее. Эта игра развивает не только память, но и фантазию, формирует у ребенка представление о развернутой фразе, о красивой речи. Что ж, через пару недель таких занятий вы с удовольствием заметите, что ваш ребенок стал запоминать лучше. Да и вы тоже! Не ограничивайтесь этими играми. Придумывайте свои. Успехов в развитии памяти и речи!

Слайд 15

Список литературы О.А.Степанова «Подготовка детей к школе» О.А.Степанова «Игровая школа мышления» Р.И.Айзман «Определение и коррекция готовности детей к обучению в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие словесно-логической памяти у детей 5-7 лет"

Определение словесно-логической памяти, её главная роль в усвоении знаний детей в процессе обучения.Помощь игры по развитию памяти.Виды упражнений для развития долговременной памяти....

Консультация для родителей. Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет 13.10.2019 год СТАРШАЯ ГРУППА

Консультация для родителей.Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет  Цель: формирование педагогической компетенции родителей.Описание: материал для родителей дет...

Консультации для родителей «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»

Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки....

Консультация для родителей "Развитие словесно-логической памяти у детей 5-7 лет"

Память -это психический процесс,которая обеспечивает человека способностью накапливать,сохранять и воспроизводить знания и навыки.Словесно-логическая  память позволяет запоминать последовательнос...

Консультация для родителей Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет

Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.Кратковременная память - это хранилище для небольших порций и...