Методическая разработка НОД «Звук [К] и буква К»""
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Методическая разработка НОД по формированию фонематических представлений у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка НОД

Тема : «Звук [К]  и буква К»

Учитель-логопед  Семенец В.А., ГБДОУ д/с №33

Образовательный процесс в компенсирующей группе   выстраивается

в соответствии с рабочими программами воспитателей и учителя-логопеда, составленными на основе  образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  

(с тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ детского сада № 33.

Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом

« Тяжелое нарушение речи. Общее  недоразвитие  речи, 3 уровень  речевого развития. Стертая форма дизартрии»,  возраста – 6 лет, второй год обучения.

Занятие рассчитано на 30 минут .

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативная;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие.

Образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие;
  • игровая;
  • элементы логоритмики;
  • развивающая.

Методы организации обучения: словесный, наглядный, игровой.

Форма организации обучения: групповая (индивидуально-коллективная), НОД.

 Виды деятельности: предметно - игровая, продуктивная, коммуникативная (общение).

Планируемые результаты:

  • дети усвоили необходимые знания о звуке [К]  и букве К;
  • дети усвоили понятия «гласные звуки», «согласные звуки»;
  • дети усвоили понятия  «твёрдый согласный звук», « мягкий согласный звук»;    
  • дети умеют решать логические задачи;
  • дети закрепили  навык выполнения звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука».

Тема:  Звук [К]  и буква К

Цель:  Закрепить произношение звука [К] в речи,

               научить определять  позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Способствовать формированию понятий «гласные звуки», «согласные звуки», различия понятий «звук» - «буква»;
  • Закрепить понятия «твёрдый согласный звук», « мягкий согласный звук»;    
  • Упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец);
  • Упражнять в определении наличия или отсутствия звука [К]  в словах;
  • Совершенствовать навык составления предложения с заданным словом;
  • Познакомить с буквой  «К». Закреплять зрительный образ буквы.
  • Упражнять в выполнении звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука»;
  • Закреплять навык подбора слов к схеме.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать психические процессы : память,  слуховое и зрительное внимание;
  • Развивать координацию речи с движением;
  •  Совершенствовать общую моторику и мелкую  моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Оборудование:   Полоски-схемы «место звука в слове», картинки для игры «Место звука в слове», атрибуты для королевы буквы «К» (Корона, кольцо, кулон…),  волшебный мешочек с объемными буквами, индивидуальные кассы, кружочки синего и зеленого цвета и картинки к ним для обозначения твердого и мягкого согласного, карточки «Зашифрованное письмо»,  карточки и д/игре «Проложи дорогу», счетные палочки для изображения  буквы «К», карандаши, фломастеры.

Предварительная работа .

Определение места звука [К]  в словах.  Разучивание текста и движений для динамической паузы.

Ход занятия

Организационный  момент.

Мы с вами знаем, что есть звуки и буквы.

Что такое звуки? Мы и слышим и произносим.

Что такое буквы? Мы их видим и пишем.

Какие бывают звуки ? (Гласные и согласные).

Чем они отличаются? ( Гласные можно петь, а согласные – нет)

Давайте проверим это.

Логопед предлагает «спеть» гласные звуки , а затем попытаться «спеть» согласные (песенки не получается).

А теперь  спойте тот звук, который я показываю губами (А ,О, У, И, Э, Ы).

Мы сегодня с вами не поедем в путешествие, не пойдем на экскурсию, не пойдём в гости. Мы сами будем принимать гостей.

К нам в гости пришла Королева буква «К».

Королева буква «К» больше всего любит слова, которые начинаются на звук «К».

У королевы буквы «К» во внешнем виде много предметов на звук «К».

Назовите их: корона, кольцо, кулон, кошелёк. Она приехала на карете. Дома ждёт её король. Она любит рисовать . Для этого у неё есть кисти и краски. В её кошельке лежат конфеты карамельки.

Основная часть.

Звук [К]  . Характеристика звука [К] 

Артикуляция. Произнесем еще раз звук [ К ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются, кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть языка поднимается к нёбу и препятствует выдыхаемому воздуху.)

 Язык создаёт преграду. Нет свободной воздушной струйки, значит это согласный звук.

Д/игра «Назови словечко».

Дети должны назвать  слово со звуком [К],   относящееся к :

  • домашним животным (кот, корова, кролик, конь, коза)
  • овощам  (картошка, капуста, кабачки)
  • одежде (куртка, костюм, кофта, колготки)
  • мебели (кровать, кресло, комод).

Д/Игра «Назови слово полностью»  

Потерялся  звук [К].  Какое слово я хотела назвать, но не произнесла первый звук в слове?

Назови слово полностью.

РОШКА                РАПИВА                ЛЮВ

ЛЮЧ                ЛУМБА                ЛУБНИКА

РУЖКА                РАСКА                ВАКУШКА

ЛЮКВА                НОПКА                ВАС

Д/Игра «Место звука в слове».

«Звуков знаем  мы немало…

Добрались до звука [К]  .

Есть слова, где [К]   - в начале,

Есть слова, где [К]   – в конце …»

Разложить картинки к нужной схеме.

Динамическая пауза  (координация речи с движением)

Чтобы нам не устать, будем дружно отдыхать.

 Для этого я предлагаю вам повторить чистоговорки и выполнить движения:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны)

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (складывают руки полочкой)

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки)

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку)

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую).

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)

Буква «К».

Дети рассматривают изображение буквы «К».

На что похожа буква «К»?

  • Рисуем в воздухе пальчиком.
  • Выкладываем из палочек.
  • Обводка трафарета буквы «К».

Д/игра «Волшебный мешочек».

Кто хорошо запомнил букву «К», может узнать её на ощупь.

Пальчиками потрогай буквы в мешочке и достань букву «К».

 

Работа в кассе.

Дети в кассе составляют слоги  ак ,ка, ик, ки, ок, ко («Какое слово я задумала?») Выполняют анализ слогов.

Выкладывают в кассе слова кот  (выполняют анализ слова),

а затем букву «О» меняют на букву «И» (выполняют анализ слова).

С этими словами придумывают предложения.

Сравнительная характеристика звуков [к], [кь]

[к] – согласный, твёрдый, глухой. Обозначаем синим цветом.

[кь] – согласный , глухой, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.

Вспомните корону королевы буквы «К».

Вот почему на ней были буквы «К» синего и зеленого цвета.

«Синий – зелёный» . 

Определение твердости или мягкости согласного звука [к]   в словах.                                                  На столе лежат картинки. Положить на них кружочки синего цвета, если слово начинается на твердый звук [к]    или зелёного цвета, если – на мягкий.

  • Карандаши, кухня, кубики, корова, кукуруза, калитка, колесо.
  • Кепка, кирпичи, кит, кенгуру, кисточка.

Д/игра «Проложи дорогу» . 

Чтобы вы ещё лучше запомнили букву «К», Королева буква «К» даёт вам ответственное задание. Нужно проложить дорожку от буквы «К» к короне только по буквам «К»  .

Заключительная часть.

  • Ребята,  о каком  звуке мы сегодня говорили?
  • Что вы знаете о звуке и букве   «К»?
  • Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли.
  • Вам было интересно?
  • Что вам было особенно интересно делать?
  • Что понравилось?
  • Что нового сегодня узнали?
  • На память об этой встрече Королева буква «К» дарит вам увлекательную игру «Лабиринт», в которую вы поиграете дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Дифференциация звуков Ф-Ф’

Тема: Дифференциация звуков Ф-Ф’. Цели: 1.Познакомить детей со звуками Ф-Ф’, с нормой артикуляции изучаемых звуков 2.Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких звуков: учить дифференцирова...

Собственная методическая разработка: "Дифференциация звуков С - З".

Данный методический материал представлен ввиде конспекта занятия  по "Дифференциации звуков С - З". Материал предназначен для обучения детей старшего, подготовительного  дошкольного возраста...

Собственная методическая разработка "Дифференциация звуков С - Ш. Профессии."

Данный конспект занятия предназначен для детей с диагнозом ОНР старшего и подготовительного возраста. Он позволяет решать следующие задачи: учить диффернциации звуков С-Ш, развивать функции фонематиче...

Электронная учебно- методическая разработка "Стеклянные звуки" с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

АННОТАЦИЯК ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗРАБОТКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наименование  учебно- методической разработки       «Стеклянные»...

Методическая разработка "Повторение звука "З" и буквы З"

Цель: Закрепление и систематизация употребления звука {З} и буквы З в словах и в предложениях. Задачи: Образовательные:Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объясните...