Методическая разработка НОД : «Звук [У] и буква У» .Развитие внимания и памяти при формировании фонетико-фонематических представлений у дошкольников с ОНР.»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Методическая разработка НОД  «Звук [У]  и буква У».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  

детский  сад  №33  комбинированного вида

Петродворцового  района  Санкт-Петербурга

Методическая разработка  НОД

Учитель-логопед:  Семенец  Валентина Андреевна

Тема:  Звук [у], буква « У»     

Цель:  научить четко произносить звук [У], выделять его в ряду гласных

звуков, слогов, слов; познакомить с буквой «У».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • научить выделять звук [У] среди гласных звуков;
  • познакомить с термином «гласный звук»;
  • упражнять в определении наличия или отсутствия звука [У] в словах;
  • упражнять в  согласовании в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус;
  • активизация и расширение словаря за счёт слов-признаков;
  • развитие связной речи (составление предложений по теме «Овощи»).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и внимание;
  • развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Интеграция образовательных областей:

-        Социально-коммуникативная;

-        познание.

Образовательные технологии:

-        Здоровьесберегающие

-        Игровая

-        Мнемотехника

-        Элементы логоритмики

-        Развивающая

Подготовка к занятию.

Оборудование: Мяч, предметные картинки со звуком [У], изображение буквы «У», трафарет буквы «У», индивидуальные тетради, карандаши, картинки овощей и фруктов, картинки для игры «Третий лишний».

Предварительная работа: Определение места звука [У] в словах.  Подбор слов и картинок на звук [У] .Разучивание текста и движений для динамической паузы.

Индивидуальная работа:

Вова П. – контроль за правильным произношением звуков «С»,»З».

Дима – правильное произношение звука «Л».

Максим – побуждать к активной работе , отвечать на вопросы.

Ход занятия

Организационный  момент.

Игра с мячом «Назови овощ или фрукт».

Логопед называет первый слог, дети продолжают: ка — капуста, гру —

груша и т.д…

Основная часть.

Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [у] — гласный, его можно петь. При произношении звука [у] губы

вытянуты вперед «трубочкой» (так воет ветер).

Упражнение  «Тихо— громко».

Дети должны произнести звук [у] тихо и громко, чтобы услышать, как воет

ветер.

Игра  «Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [у]: а, у, и, о, у, ы, э, у...; ту, ма, ку, со,

пы, лу, оку...

 «Да— нет».

Логопед выставляет на доску картинки (утка, дом, мак, лук, удочка, утюг,

сок, улитка), называет их, а дети говорят «да», если в слове есть звук [у], и

«нет», если в слове нет звука [у].

На доске остаются картинки только со звуком [у].

 «Отвечай».

Логопед задает вопрос, а ребенок отвечает полным предложением.

  • Где растет лук? (Лук растет на огороде.)
  • Где растет свекла?
  • Чем копают огород?
  • Что с огорода привезла машина?

Динамическая пауза  (координация речи с движением)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Знакомство с буквой «У»

Дети рассматривают иллюстрацию, говорят, на что похожа буква «У»,

выучивают стихотворение:

«У»— сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

В.Степанов

Дети находят букву у в кассе и обводят в тетради трафарет буквы «У»,

раскрашивают ее красным карандашом.

Печатают букву «У» в тетради по образцу.

Закрепляют понятие звука и буквы: звук слышим, произносим, а букву видим, пишем.

 

Дидактическая игра «Какой? Какая?»

На доске картинки с изображением овощей и фруктов. Логопед  спрашивает:

— Морковь (какая?) (оранжевая); огурец (какой?) (длинный)...

Дети выходят к доске, берут картинки и говорят:

— У меня кислый лимон. У меня круглый помидор. У меня спелое яблоко.

 «Третий лишний».

Логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и

убирает картинку, в названии которой нет звука [у]: - лук, удочка, зонт петух,

лимон, утка, пила, стул, булка сумка, хлеб», ручка

 «Доскажи словечко».

Дети заканчивают предложение словами, начинающимися на звук [у]:

  • Звенит звонок, начинается ... урок.
  • Мама гладит вещи ... утюгом.
  • Рыбак ловит рыбу ... удочкой.
  • Носит за собой домик ... улитка.
  • На пруду плавают ... утки.

Заключительная часть.

  • Ребята,  о каком  звуке мы сегодня говорили?
  • Что вы знаете о звуке и букве   «У»?
  • Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли.
  • Вам было интересно?
  • Что вам было особенно интересно делать?
  • Что понравилось?
  • Что нового сегодня узнали?
  • В какую игру поиграете дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонетико-фонематических представлений у дошкольников

Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной группы....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»

Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...

Методическая разработка НОД «Звук [К] и буква К»""

Методическая разработка НОД по формированию фонематических представлений у дошкольников....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...