Статья учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: «Основные направления логопедической работы с детьми после КИ в условиях группы с ТНР» (средний возраст).
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

 

Статья учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: «Основные направления логопедической работы с детьми после КИ в условиях группы с ТНР» (средний возраст).

   В последнее время в логопедические группы для детей с ТНР всё чаще поступают дети после кохлеареной имплантации. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30 – 40 дц. Улучшает восприятие окружающих звуков. Но, вместе с тем, не дает возможности автоматически понимать речь и разговаривать. Для этого детям после КИ надо научиться различать, узнавать речевые сигналы – фонемы, слоги, слова, накопить в памяти образы этих символов, развить навыки произношения этих звуков, соединения их в слоги и слова, сформировать навыки управления голосом, речевым дыханием. Наконец ребенок должен овладеть всей системой родного языка: лексикой, фонетикой, морфологией, синтаксисом.

   Дети, поступающие в дошкольные в дошкольные логопедические группы,  имеют разный уровень развития речи и слухового восприятия:

 1. Довербальные дети, у которых отсутствуют или имеются ограниченные навыки ранней коммуникации, предшествующие устной речи. Основным средством общения таких детей является небольшой набор смысловых и указательных жестов. Для обозначения своего состояния дети используют крики, плач, эмоциональные звуки. Отсутствуют понимание речи, потребность в диалоге

 2.Дети, начинающие использовать в речи аморфные слова, состоящие из одного, двух слогов. Они понимают небольшой набор бытовых инструкций, реагируют на собственное имя, активно пользующиеся бытовыми жестами.

 3. Дети с функциональной речью. Собственная речь детей представлена простыми предложениями из двух, трех аморфных слов. Навыки словоизменения и словообразования не доступны. Звукослоговая структура слов сильно искажена. Лексически запас крайне беден. Понимание речи в рамках бытовой ситуации.

Коррекционная работа строится с учетом  уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка.

 На начальном этапе использования КИ у неговорящего ребенка вызывание звуков речи следует рассматривать, прежде всего, как процесс активизации  его голосовой и артикуляторной  деятельности. Наша цель в этот момент не столько добиться от него качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его появлению интонационно-модулированного лепета -  фазе естественного предречевого развития, которую он пропустил из-за глухоты.  Если мы сделаем акцент на тщательном произнесении отдельных звуков до формирования у ребенка навыка имитации интонационно-ритмической структуры слова или короткой фразы, то у ребенка сформируются трудно устранимые нарушения плавности речи, не естественности звучания голоса. В целом развитию просодических характеристик речи ребенка с КИ должно уделяться много внимания, т.к. эти нарушения характерны для всех групп детей с КИ, и именно эти нарушения затрудняют восприятие речи детей с нарушениями слуха.

 Работая с ребенком с КИ, логопед должен осознавать, что ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи (уровень развития речи 1 или в лучшем случае 2 уровня). Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы по формированию языковой компетенции ребенка – накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развития связной речи. Даже у детей, овладевающих в процессе использования КИ и занятий фразовой речью, характерны проблемы построения развернутого высказывания; отсутствие языкового чутья, развить которое значительно сложнее, чем научить ребенка использовать в своей речи готовые образцы высказываний; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостаточной сформированностью лексической и грамматической стороны речи. У детей с КИ для развития грамматической системы языка эффективно использовать раннее овладение навыком аналитического чтения с обязательным разбором  понимания прочитанного, а позднее пересказа. 

  Своеобразие коррекционно-педагогической работы с детьми после КИ заключается в том, что при подборе  и комбинировании методов, приемов и форм обучения, необходимо было учитывать новые возможности слухового восприятия для развития речи, для этого необходимо использовать разнообразные педагогические методы: наглядные, словесные, практические. Обучающие и диагностические занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста следует проводить  в игровой  форме.

     Надо учитывать, что слуховое восприятие детей-пользователей кохлеарными имплантами имеет ряд особенностей:

- пороги слуха соответствуют I степени тугоухости, что затрудняет восприятие и опознавание глухих согласных, различение оппозиционных звуков;

коммуникативной компетенции.

 Кроме того дети с КИ испытывают трудности при восприятии речи в шумной обстановке,  в условиях реверберации, при общении нескольких людей;

 В связи с тем, что кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо, дети плохо локализуют звук в пространстве;

Эти дети плохо распознают быструю речь, особенно в первый год после операции

 

Задачи коррекционно-педагогической работы:

 1. Восстановление и развитие речеслуховой системы (неречевой и      речевой слух) с помощью кохлеарного импланта:

- выявление возможностей узнавания и опознавания различного речевого материала (речевых тестов) следующими способами: на основе слухового восприятия, зрительно-слухового, чтения с губ и их комбинацией;

- формирование и совершенствование процесса восприятия речи на слух в процессе коммуникации, выработка слухового контроля над собственной речью и речью говорящего;

 - развитие слухового восприятия и понимания языковых единиц за счет компенсаторных возможностей зрительного, тактильного анализаторов;

- формирование и совершенствование фонематического слуха: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематического представления;

 - совершенствование процесса понимания речи в различных акустических ситуациях, в том числе в ситуации многоканальной коммуникации; развитие произвольного слухового внимания и речевого поведения.               

 2.Приобретение языковой способности (компетентности), обеспечение возможности речевого общения с нормально слышащими людьми:

- разработка образовательных программ (основного содержания и методов воздействия) на всех этапах становления вербальной коммуникации у детей с учетом индивидуальных особенностей личности;

 - организация и проведение специальных и общеобразовательных занятий по развитию мышления и речи имплантированного ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, совершенствование диалогической формы языкового общения;

- отслеживание динамики языкового развития (накопления пассивного и активного словаря) и определение уровня реального речевого развития имплантированного ребенка;

- организация игрового взаимодействия ребенка с педагогом в процессе реабилитационных занятий, совершенствование слухового и зрительного внимания, навыков звукоподражания, использования естественных жестов;

развитие целенаправленности в подражательных действиях, общей двигательной подвижности и моторной ловкости; - отслеживание динамики языкового развития (накопления пассивного и активного словаря) и определение уровня реального речевого развития имплантированного ребенка;

 - организация игрового взаимодействия ребенка с педагогом в процессе реабилитационных занятий, совершенствование слухового и зрительного внимания, навыков звукоподражания, использования естественных жестов; развитие целенаправленности в подражательных действиях, общей двигательной подвижности и моторной ловкости;

 - коррекция звукопроизношения и ритмической организации имеющейся устной речи; - совершенствование мелодико-интонационной   стороны речи, связного высказывания, выразительности;

- сохранение имеющейся устной и письменной   речи и дальнейшее их развитие;

- создание условий для развития спонтанной речевой активности (наличие полноценной речевой среды, отбор речевого материала, отвечающего интересам ребенка, использование устного народного творчества и т. д.).

3.Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), познавательной деятельности, формирование гармонично развитой личности и социального поведения.

 На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком разрабатывается планирование коррекционной работы, составляется карта индивидуального маршрута, определяется содержание деятельности каждого специалиста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.igry_sluh.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя-логопеда Вдовенко М.О. на тему: « Картотека игр для развития слухового восприятия детей после КИ».   Первый этап.

Игры, в которых  звук служит сигналом к действию.

Игры направлены на развитие слухового восприятия. Дети сами привыкают реагировать на звук и не смотрят  на губы говорящего.

Посредством данных упражнений мы формируем у детей следующие навыки;

  1. реакцию на звук, как сигнал к действию;
  2. призыв к началу игры;
  3. умение узнавать источник звука;
  4. развитие слухового внимания;
  5. различение нескольких сигналов,

          отличающихся продолжительностью, силой звучания.

Педагог прячется за ширму, а дети должны угадать, что он делает, хлопает или плачет, плачет или топает, плачет громко или тихо и т.д..

Угадай, что в бутылке

Оборудование: несколько непрозрачных бутылочек, наполненных фасолью, монетами, пуговицами, мелкими камешками, крупой…карточки с изображением наполнителей.

Взрослый знакомит детей с содержанием бутылочек. Встряхивает бутылочки,

вызывая звуки, затем меняет бутылочки местами. Детям предлагается послушать, угадать и назвать, что в бутылочках, или показать соответствующую карточку.

          Угадай, на чём играют

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на

Угадай, что слышишь

Цель: учить распознавать  разные  звуки, которые могут производить некоторые предметы, например: шуршание бумаги, шум льющейся воды… Затем, когда ребенок приобретет определенное умение слушания, играет с ним в отгадывание предмета, издающего звук. Сначала ребенку дают на различение два - три звука одновременно, и только те, которые сильно между собой различаются.

Кто придумает больше звуков

Оборудование: связка ключей, металлическая банка с монетами, бумага, ножницы.

Ведущий знакомит детей со звуками, которые можно создать с помощью этого предмета (ключи звенят, стучат по столу, друг о друга).

Дети должны показать, назвать предмет и действие с помощью которого ведущий издал звук.

Слышишь, повернись и беги

Дети «спят» на полу или стоят, отвернувшись от педагога, на звук бубна они поворачиваются, «просыпаются» и бегут туда, откуда слышен звук. Первый прибежавший становится «маленьким учителем» и играет с остальными детьми.

Откуда идет звук

В комнате педагог определяет место, где ребенок может спрятаться. Спрятавшись, малыш зовет детей или стучит в барабан. Данное упражнение необходимо для развития ориентации детей в просторе и определения звука в просторе. Продолжить игру можно так: выбрать ребенка с помощью считалки, завязать ему глаза, а он должен найти своего друга, который стучит в барабан.

Где позвонили?

 Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Нет звука - сиди

Для проведения этой игры нужны стулья, которых на один меньше, чем детей. Стулья поставлены в круг спинками внутрь. На звук барабана дети бегают вокруг них, когда звука нет - садятся. Кто не успел сесть, выходит из игры. Убирается один стул. Побеждает тот, кто остается последний.

Когда слышишь - прыгай

Игра проводится аналогично игре «Нет звука». На полу лежат обручи по количеству детей. Когда звучит барабан, дети бегают вокруг них, при отсутствии звука дети впрыгивают в обручи. Каждый раз убирается один обруч.

Угадай, что делать.

 Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием        бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

 Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

          Угадай, кто идет

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Оборудование: 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.                                                                                                       Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети  то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

       Что это за звук и откуда он?

Оборудование: чашка с ложкой, мобильный телефон, бусы, фантик, полиэтиленовый пакет.

Детей знакомят со звучаниями предметов, затем раздают предметы, которыми они будут издавать звук. Ведущий стоит в центре , игроки встают вокруг него на расстояние 2-3 м. Игроки по очереди издают звуки своим предметом, чтобы водящий это запомнил. Потом водящему завязывают глаза. По команде один из детей издаёт звук. Водящий должен назвать звук и определить, откуда он идёт.

Упражнения на слуховое восприятие.

Игры, связанные с усвоением просодических элементов, можно использовать и как игры по развитию слухового восприятия.

Игра с самолётом.

Дети сидят за столом с учителем. Необходимо научить возить самолёт или «летать», когда слышат звуковой сигнал (его может давать учитель голосом в микрофон). Вначале дети смотрят на учителя, а затем выполняют действие без зрения, только на слух.

Игра с машиной.

Также как и в предыдущей игре, только играют с машиной и произносят «бррррр» или бибиби.

Ввести различные сигналы, которые обозначают: Поезжай! Стой!

Игра проводится  в просторе. Дети на сигнал стучания в тамбурин бегают, медленно ходят, а на громкий один удар должны остановиться. Чтобы упражнение было усвоено, необходимо работать изо дня в день.

Игра может проводиться и на индивидуальной работе за столом, с какой-то игрушкой

Корзина и корзинки.

Проводится на индивидуальной работе в кабинете.

На столе много корзинок разной величины. Приучаем детей на определённый сигнал кружить с корзиной вокруг стола, а на сильный краткий сигнал остановиться и взять со стола меньшую корзинку и положить её в большую. Так необходимо продолжать упражнение до тех пор, пока все корзинки не сложатся одна в другую.

Волчок.

Когда волчок вертится, голосуем непрерывно, после короткой паузы даём детям голосом знак, и дети рукой останавливают волчок. Вместо волчка может быть маленький пластмассовый шар, который катают по столу рукой, задача детей  после краткого сигнала оттолкнуть шар от себя. Машина, самолёт, поезд (различение звука и тишины).

На индивидуальной работе подобное упражнение проводится за столом.

Игра «Отзовись»

Педагог зовет детей, обращая их внимание на звуковой сигнал (стучит по столу или в тамбурин, барабан). Дети должны отреагировать на звучание. Игра может быть усложнена: ребенок не видит, производим ли мы какое-либо движение, сопровождающееся звучанием или нет, но должен отреагировать определенным образом, например, сказать «А - А», когда услышит звук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения

основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Эффективность оздоровительной работы с детьми имеющими речевые нарушения в детском саду во многом обусловлена комплексным подходом к данной проблеме, участием в ней всех сотрудников детского учреждени...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....

Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей. "Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей."Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. ...

Статья "Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"

Цель:- раскрыть специфику работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ....