Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью
рабочая программа по логопедии

Андреева Эльмира Сергеевна

Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью

  Несформированность речевой деятельности детей с нарушением интеллекта
выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении;
нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания
внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.

  У детей с нарушением интеллекта:

1. Не сформировано фонематическое восприятие;

2. Не развит артикуляционный аппарат;

3. Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения;

4. Наблюдается ограниченный словарный запас;

5. Фразовая речь часто представлена однословными и двухсловными предложениями,
состоящими из аморфных слов-корней;

6. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых
формах словоизменения;

7. Нарушено словообразование;

8. Связная речь сформирована слабо или отсутствует.

  Таким образом, у детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие
речевой системы в целом.

  Условно можно выделить следующие уровни речевого развития детей с умственной отсталостью:

 совсем не владеющие активной речью (1-я подгруппа);

 владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой (2-я подгруппа);
 владеющие формально хорошо развитой речью (3-я подгруппа).


Характерные особенности речевого развития детей 1 подгруппы:
 Речь полностью отсутствует или имеются лишь элементы речи;
 Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения;
 Активный словарь состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых
комплексов, которые сопровождаются мимикой, жестами;

 Звукопроизношение характеризуется нечеткой артикуляцией, невозможностью
произнесения многих звуков.

Характерные особенности речевого развития детей 2 подгруппы:

 Фразовая речь

Фразовая речь с резко выраженными аграмматизмами.

 Понимание речи

Дети испытывают затруднения в усвоении логико-грамматических структур,
отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и
отношения.
 Словарный запас

Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы
и действия; словарь прилагательных и наречий развиты на низком уровне; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками; происходит замена названий
частей предметов названиями целых предметов.

 Грамматический строй речи

Дети правильно употребляют простые грамматические формы, но допускают
специфические ошибки: неправильное согласование имен прилагательных с именами
существительными в роде, числе, падеже, имен числительных с именами
существительными; ошибки в падежных окончаниях. В активной речи правильно
употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под).

 Звукопроизношение

Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения.

 Слоговая структура слова

Очень часто характерны сокращение количества слогов, перестановки слогов и звуков, замены и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных.

 Фонематическое восприятие

Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие;
готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.


Характерные особенности речевого развития детей 3 подгруппы:
 Фразовая речь

Имеется более развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи пользуются в основном
простыми предложениями.

 Словарный запас

Дети пользуются всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание
существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно
относительных), наречий; страдает навык словообразования и словотворчества.

 Грамматический строй речи

Дети правильно употребляют простые грамматические формы, но допускают
специфические ошибки (неправильное согласование имен числительных с именами
существительными; ошибки в падежных окончаниях).

 Звукопроизношение

Также отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения.

 Слоговая структура слова

Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и
звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных
или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов;
сокращения при стечениях согласных в слове.

 Фонематическое восприятие

Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное развитие детей с умственной отсталостью

Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции...

Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости

Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости...

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения

Игру недаром называют "ведущей" – именно  благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество...

«Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью»

В статье рассматривается основная методика организации корекционно- развивающей и воспитательной работы, с помощью игровой деятельности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в легкой с...

« Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр».

laquo; Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр»....

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому являетс...

«Особенности логопедического обследования детей с умственной отсталостью»

     F70  -Умственная отсталость легкой степениОриентировочный IQ составляет 50-69F71   - Умственная отсталость умереннаяОриентировочный IQ колеблется от 35 до 49F...