Социальное развитие детей с умственной отсталостью
консультация по теме

Перлова Людмила Николаевна

Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное развитие

  • Преодоление негативного, агрессивного отношения к контакту с взрослыми,  другими детьми
  • Формирование представлений о себе и других
  • Обучение  игре вместе с другими детьми
  • Соблюдение правил в общих играх
  • Формирование представлений детей о некоторых профессиях (врач, повар, воспитатель, учитель, продавец)
  • Соблюдение режимных моментов
  • Преодоление вредных привычек.
  • Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

  • Ладушки

Цель.  Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. (Проводится индивидуально или с небольшой группой детей.)

Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки», — повторяя 2—3 раза.

  • Иди ко мне

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. Взрослый  отходит от ребенка на  несколько  шагов  и,  манит  его  к себе,  ласково  приговаривая:  «Иди  ко мне,  мой  хороший».  Когда  ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.

  • Возьми шарик

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Оборудование. Три воздушных шара.

Ход игры.  Педагог надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми».  Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне».  Показывает, как  шар  летает, и снова отдает его  ребенку.  При  этом  выражает радость, удовольствие от игры:  «Какой красивый!», «Как летает!», —  оживленно хлопает в ладоши.

  • Хоровод с куклой

Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Оборудование. Кукла средних размеров.

Ход игры. (Проводится с подгруппой из 2—3 детей.)  Педагог приносит новую куклу.  Она здоровается с детьми,  гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Педагог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается  по  кругу  вправо и  влево, выражая  радость,  веселье  и  напевая  простую  детскую  мелодию  (например,   «Веселая дудочка» М. Красева).

   Вариант. Игра проводится с мишкой.

  • Догонялки

Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Ход игры. (Проводится с подгруппой из 2—3 детей.) К детям приходит кукла,  знакомая им по прошлой игре, и   говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!».

Вариант. Игра проводится с мишкой.

  • Пришел Петрушка

Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Оборудование. Петрушка, погремушки.

Ход игры. (Проводится с подгруппой детей).  Педагог приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

  • Идите ко мне — бегите ко мне

Цель. Обратить внимание детей значение глаголов «иди» и «беги»; учить их слушать и понимать инструкцию.

Оборудование. Кукла.

Х од игры.

1-й  вариант. Игра с куклой.

Дети сидят на стульях,  стоящих перед столом педагога.  Педагог ставит куклу  на стол. Она здоровается с детьми. Педагог предлагает кукле поиграть с ним. Правой рукой берет куклу, ставит на правый край стола, левую руку располагает  у левого  края и манит ею, говоря:  «Иди ко мне».  Когда кукла приблизится, обнимает, хвалит ее.  Затем он берёт

куклу в левую руку, а  правой манит и говорит:  «Беги ко мне».  Кукла снова идет, но педагог останавливает ее и говорит: «Слушай внимательно, я сказал(а) беги». Кукла бежит, педагог хвалит ее. Игрушка снова переходит в правую руку и на сигнал «Беги!» выполняет действие безошибочно. Перейдя в левую руку,  кукла вновь пытается бежать по слову «Иди», педагог останавливает ее: «Слушай внимательно, я сказал(а) иди». Кукла правильно выполняет инструкцию

2-й  вариант . Игра с детьми.

Взрослый располагает малышей около одной из стен комнат, а сам отходит к противоположной стене и говорит: «Бегите ко мне», — манит их руками. Если дети бегут, обнимает их, хвалит. Если же они идут, он останавливает их, повторяет инструкцию, побуждая каждого бежать. Потом он отходит к другой стене, и игра повторяется. В третий раз инструкция меняется («Идите ко мне»).

  • Возьми, положи, брось

Цель. Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось»; учить слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование. Два мяча, корзина.

Ход игры.  Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи».  Двое детей берут мячи,  третий,  опоздавший, остается без мяча.  Затем педагог одному ребенку говорит: «Положи мяч» — и указывает на стол,  другому с  той же  инструкцией указывает на корзину,  помогая  малышам выполнить задание.  Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», — стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча. Теперь он говорит: «Брось  мяч», — одному ребенку указывая на корзинку, а другому, вкладывая мяч в руки.

  • Возьми, кати

Цель. Продолжать учить детей слушать и действовать по речевой инструкции; дифференцировать глаголы «возьми»,

«кати».

Оборудование. Воротца, шарик, мина, мяч.

Ход игры.  Перед ребенком  на стол ставят трое воротцев.  Перед  первыми ставится машина,  перед  вторыми - шарик,  перед третьими  —  мяч.  Педагог указывает жестом на машину и говорит ребенку:  «Кати»,  -  помогая ему выполнить задание, затем то же говорит, показывая на шарик. Указывая на мяч, просит: «Возьми». Игра повторяется, а действия по тем же инструкциям варьируются. Например, показывая на машину, педагог говорит: «Возьми»;  указывая на шарик, говорит: «Кати», и т. д., т. е. необходимо избегать  ориентировки на порядок действий.

Дидактический материал по формированию представлений о себе и других

  • Выйди в кружок

Цель. Учить детей откликаться и называть свое имя.

Ход игры. Педагог вместе с детьми встает в круг и водит хоровод, при этом произнося следующие слова: «Хоровод водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя называли. Выйди, Наташа, в кружок. Возьми, Наташенька,  платок!». После этих слов все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя было названо, выходит в круг, выбирает цветной платок, машет им. Затем его место занимает другой ребенок, и игра продолжается до тех пор, пока внутри круга не побывают все дети.

  • Найди свое место

        Цель. Учить детей узнавать себя на индивидуальной фотографии, называть свое имя.

Оборудование. Индивидуальные фотографии участников игры.

Ход игры. Педагог рассаживает детей на стульчиках полукругом и показывает по очереди их фотографии. После того как ребенок узнает себя на фотографии и назовет свое имя: «Это я — Коля», — педагог прикладывает фотографию к его груди, затем кладет ее передним. В тех случаях, когда ребенок затрудняется в узнавании себя на фотографии, педагог сам называет имя ребенка и отдает ему его фотографию. Потом предлагает каждому ребенку оставить фотографию на своем стульчике и приглашает их выполнить различные движения по подражанию: «Полетаем как птички», «Попрыгаем как зайчики». В это время второй взрослый меняет местами фотографии. После подвижной игры детям предлагается сесть на тот стульчик, где лежит его фотография. В конце игры педагог спрашивает каждого ребенка, как зовут того, кто изображен на фотографии: «Как зовут?...»

  • Расскажи о себе

Цель. Закрепить представления детей о своем внешнем виде; учить использовать зеркало при описании своей внешности, назывании частей тела и лица; уточнить их функции.

Оборудование. Зеркало в полный рост ребенка, фотографии, кукла.

Ход  занятия. Педагог предлагает ребенку посмотреть в зеркало и ответить на вопрос: «Кто это в зеркале?» Затем ребенку показывают общегрупповую фотографию и задают вопрос: «Покажи, где ты на этой фотографии». После чего перед ребенком раскладывают отдельные фотографии сверстников и предлагают отыскать среди них самого себя: «Найди себя на этих фотографиях. А как ты узнал себя?» Затем ребенку снова предлагают посмотреть в зеркало и рассказать о себе: «Посмотри в зеркало и расскажи, какой (ая) ты? (Цвет волос, глаз...). Назови части тела. Что у тебя есть? Покажи, где у тебя руки (пальчики, ноги, голова, туловище, шея). Назови части лица. Что у тебя есть на лице? Покажи, где у тебя глаза (нос, рот). Для чего нужны глаза (нос, рот, уши, волосы)?  Для чего нужны руки (пальчики, ноги, голова, туловище, шея)? Для чего нужны глаза (нос, рот, уши, волосы)?»

Если ребенок не показывает части тела и лица на себе, то педагог предлагает показать их на кукле.

  • Бросай мяч

Цель. Учить детей называть своих сверстников по имени.

Оборудование. Мяч.

Ход игры.  Дети стоят вокруг педагога полукругом.  Педагог предлагает каждому ребенку ловить, а затем бросать мяч кому-нибудь из детей, но вначале надо назвать сверстника по имени. Педагог показывает, как это надо делать: «Лови,  Маша».  После того как Маша поймает мяч, она бросает его другому ребенку и называет его имя: «Лови, Даша».  Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не назовет имя своего сверстника по группе.

  • Хоровод

Цель. Закрепить у детей умение называть имена своих сверстников в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход  игры. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут водить хоровод. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова вместе с педагогом: «Хоровод водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя называли: «Выйди, Наташенька, в кружок. Возьми, Наташенька, флажок!». После это все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя названо, выходит в круг, выбирает цветной флажок, машет им. Затем хоровод продолжается до тех пор, пока в кружке не побывает каждый ребенок.

  • Угадай, кого не стало

Цель. Продолжать закреплять умение детей называть имена своих сверстников по группе.

Ход игры. Дети стоят полукругом вокруг педагога. Взрослый предлагает каждому ребенку внимательно посмотреть на всех детей и запомнить их. Затем педагог выбирает одного из детей и говорит о том, что он «водящий», завязывает ему глаза платочком, в это время другой ребенок прячется. После чего все дети хлопают в ладоши и дружно повторяют несколько раз: «Угадай, кого не стало». «Водящему» развязывают глаза, и он должен назвать имя ребенка, который спрятался. После того как «водящий» назовет имя ребенка, который прятался, все дети ритмично хлопают в ладоши и говорят: «Коля, Коля, выходи!» Игра повторяется 3—4 раза.

  • День рождения куклы Кати

Цель. Формировать у детей первоначальные представления о дне рождения как о праздничном событии; закрепить последовательность событий, происходящих в этот день.

Оборудование. Кукла в нарядном платье, небольшие игрушки, книжки, салфетки.

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть праздничный наряд куклы Кати, которой сегодня исполнилось пять лет и которая приглашает детей отпраздновать ее день рождения. Педагог вместе с детьми благодарит куклу за приглашение, а затем договаривается с ними, как они будут праздновать день рождения. Взрослый предлагает детям последовательно выполнить ряд действий:

• выбрать в качестве подарка любой из предложенных предметов (игрушку, книжку, воздушный шарик, набор кубиков, набор фломастеров);

• подойти к кукле и сказать ей: «Катя, я тебя поздравляю с днем рождения! Вот тебе подарок»;

• кукла Ката благодарит за подарок, гости водят вокруг куклы хоровод «Каравай»;

• кукла Ката угощает детей; дети благодарят за угощение.

Занятие заканчивается тем, что кукла благодарит всех ребят за поздравления и подарки и приглашает всех пойти с ней на прогулку.

  • Найди картинки

Цель. Уточнить представления детей о внешнем виде человека; учить выделять его из совокупности живых существ; уточнить понимания слов «люди», «человек», «дети».

Оборудование. Сюжетные картинки: «Дети играют во дворе», «Мальчик читает книгу», «Доктор лечит ребенка», «Овцы пасутся на лугу», «Курочка с цыплятами», «Кошка с котятами»

Ход игры. Педагог на наборном полотне расставляет сюжетные картинки и предлагает детям их рассмотреть. Затем просит детей выполнить задание и ответить на вопрос: «Найди картинки с изображением людей. Расскажи, как ты догадался, что это люди?».

  • Что чувствует девочка?

Цель. Закрепить у детей умение дифференцировать эмоциональные состояния; устанавливать связь выраженного эмоционального состояния с причиной, его вызвавшей.

Оборудование. Сюжетные картинки: «Нарядной девочке вручают подарок» (проявление радости), «Девочка ушибла ногу» (выражение грусти).

Ход игры. Педагог сажает детей полукругом и проводит беседу, задает детям следующие вопросы: «Когда вам бывает радостно? А когда вам радостно, что вы делаете? Когда вам бывает грустно? А что вы делаете, когда вам грустно?».

После беседы педагог расставляет на наборном полотне сюжетных картинки, предлагая рассмотреть их и ответить на вопросы. Последовательность предлагаемых к каждой картинке вопросов строится с учетом степени сложности — от общих вопросов к уточняющим. Так, при предъявлении первой картинки («Нарядной девочке вручают подарок») детям задают следующие вопросы: «Посмотри на эту картинку, что здесь изображено? Внимательно посмотри на картинку, что же здесь происходит? Что делает этот мальчик? А что происходит с девочкой? Какая она? А как ты догадался, что она радостная, веселая?»

При предъявлении второй картинки («Девочка ушибла ногу») дети отвечают на такие вопросы: «Внимательно посмотри на картинку, что же здесь произошло? Почему девочка сидит на земле и держит свою ногу? Что происходит с девочкой? Какая она?»

В конце занятия педагог уточняет: «Покажите картинку, где девочка веселая. А где девочка грустная? Почему?»  Затем предлагает одному ребенку показать перед зеркалом, как он выражает свою радость, а как - грусть.

  • Наши помощники

Цель. Закрепить представления детей о функциональном назначении глаз; воспитывать бережное отношение к своим глазам.

Оборудование. Предметы и игрушки, картинки; подносы; повязка.

Ход игры. Дети сидят вокруг сдвинутых столов. Вещи расположены на столе, мелкие вещи - на подносах.

Педагог говорит: «Сегодня будем играть и узнавать, какие у человека есть помощники. Такие помощники есть и у каждого из вас. Кто же они?»

По предложению педагога дети по очереди достают игрушку из мешочка и рассказывают о ней: какая она, какого цвета, как с ней играть. Затем по очереди детям предлагается с завязанными глазами достать игрушку и сказать, какого она цвета.

Далее педагог показывает картинку ребенку с завязанными глазами и просит рассказать, что на ней нарисовано. Безусловно, что с закрытыми глазами ребенок не может ничего ответить.

По предложению педагога кто-либо из детей имитирует разные движения: плавание, полет самолета, танец. Те же движения, но в другом порядке дети должны узнать без помощи зрения.

Все эти действия помогают детям установить, что одни из них легко узнаются, если дети их видят, и не могут быть узнаны, если закрыты глаза.

На вопрос педагога, что же помогает узнать вещь или содержание картинки, производимые действия, дети сами делают вывод, что они узнают тогда, когда смотрят глазами.

Педагог уточняет: «Кто же ваши помощники?» Дети отвечают: «Глаза». Педагог сообщает, что глаза нужно беречь. Нельзя трогать их грязными руками, сыпать в глаза песок. А если мыло или шампунь попадут в глаза, нужно промыть их чистой водой.

  • Помощники человека в труде

Цель. Закрепить представления детей о функциональном назначении рук.

Оборудование. Предметы и игрушки; подносы.

Ход игры. Дети сидят вокруг сдвинутых столов. Предметы расположены на столе, мелкие игрушки на подносах.

Педагог говорит детям о том, что человек делает много необходимых вещей (назвать их), придумывает умные машины, разные приборы. Работая, он использует своих помощников. Воспитатель напоминает, что дети уже знают основного помощника – зрение. Предлагает детям подумать, догадаться, каких еще помощников имеет человек для труда. При затруднениях можно задать наводящие вопросы: «Чем берут вещи, держат инструмент на работе; как придвинуть вещь, если она далеко, или переставить ее на другое место?».

Затем просит детей подать какой-нибудь предмет. Предлагает детям взять по карандашу и поставить в стаканчик. Дети по предложению педагога нанизывают мелкие предметы (пуговицы, кольца, наперстки) на шнур. Дети сами убеждаются в том, что обе руки работают.

Игра на всем протяжении строится на разнообразных действиях детей. Педагог поощряет ловкость и умелость рук. Затем спрашивает: «О каком помощнике вы узнали? А еще для чего нужны руки?»

В конце игры педагог обобщает знания детей: «Руки нужны для труда. На рабочих руках вся жизнь держится».

  • Кому что нужно

Цель. Закрепить представления детей о некоторых профессиях (доктор, повар, воспитатель, продавец).

Оборудование. Четыре больших сюжетных картинки с изображением доктора, повара, воспитателя, продавца; по четыре предметных картинки с изображением инструментов для людей вышеперечисленных профессий (всего 16).

Ход игры. Детей рассаживают на стульчиках за столиками. Педагог спрашивает детей о том, какие профессии они знают, кем работают их родители. Затем сообщается детям, что они будут играть в игру, где нужно раздать людям разных профессий их инструменты. Педагог по очереди расставляет на наборном полотне сюжетные картинки и раздает детям конверты, в которых находятся предметные картинки с изображением инструментов для той или иной профессии. Дети по очереди рассматривают свой набор предметных картинок, называют их, и подкладывают под ту сюжетную картинку, чьи инструменты изображены. При этом объясняют: «Это градусник – он нужен доктору, а это половник – он нужен повару» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр».

laquo; Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр»....

Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью

Характеристика особенностей речевого развития детей с умственной отсталостью...

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Примеры игр на правленных на сенсорное развитие детей с умственной отсталостью...

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому являетс...

Рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей с умственной отсталостью.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям по воспитанию и развитию ребенка с умственной отсталостью. Материал взят для консультирования родителей с сайта журнала Дефектолог и Я (https://defectologiya...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Рекомендации учителя-дефектолога родителям по воспитанию и развитию ребенка с умственной отсталостью. Материал взят для консультирования родителей с сайта журнала Дефектолог и Я (https://defectologiya...