Нормы речевого развития ребенка от года до семи лет
статья по логопедии

Масюкова Елена Сергеевна

В материале представлены нормы речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_rechevogo_razvitiya_rebenka_ot_goda_do_7_let.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы речевого развития ребенка

от года до семи лет

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Важно своевременно обращать внимание на развитие речи ребенка в соответствии с возрастными нормами.

Речевое развитие от 1 года до 2 лет

Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием. Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться. Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов. К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.

Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения: «Катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят. Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает    порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4. Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает «усы» и «уши»). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные. Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: «тут», «здесь».

Речевое развитие от 2  до 3 лет

Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и взрослыми.

Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Это количество в 3–4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы (в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия.

Двухлетними детьми реже используются причастия, деепричастия и числительные.

В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом «туфли» и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия «овощи — фрукты». Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова («би-би» вместо слова «машина»).

Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: «где», «почему», «когда», «как». Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции («кася – каша», «сяпка – шапка», «коська – кошка»). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими («лапа – ляпа», «дай – дяй»), при стечении согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч», «л», «р» («стой – той», «травка — тавка»).

Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно. Различия между звукопроизношением детей одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка, даже сложный для артикуляции звук «р», а другие имеют нечёткую речь с отсутствием большей части звуков или не имеют речи совсем.

Речевое развитие от 3 до 4 лет

В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами. Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения. Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены. Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими. Возникают сложности со звуками «л» и «р».

Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни. Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать. Умеют рассуждать и делать выводы. Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких. Обобщают предметы в группы, определяют признаки предметов («чай горячий», «мед вкусный») и действия («мама спит», «папа пришел»).

Речевое развитие от 4 до 5 лет

Словарный запас состоит из 2500-3000 слов. Точно называет предметы и их качества. Придумывает собственные слова и даже стихи. В речи много прилагательных, предлогов. Становится больше личных местоимений Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений. Происходит овладение монологической речью и пересказом. Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку. Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех). Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом. Говорит не быстро. Использует выразительную интонацию для чтения стихов.

Речевое развитие детей 5-7 лет

Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия. Ребенок умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина). Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр. Знает, где право, лево; сколько времени. Употребляет названия дней недели, суток, месяцев. Знает название страны, столицы. Оперирует географическими понятиями. Знает правила движения пешеходов. Склоняет существительные по числам и падежам. Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными. Верно использует все части речи. Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.

Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков

(таблица Л.Г. Парамоновой)

Возраст ребенка

1-2

года

2-3

года

3-5

лет

5-6

лет

Звуки

А О Э

П Б М

И Ы У

Ф В

Т Д Н

К Г Х Й

С З Ц

Ш Ж

Ч Щ

Л Р

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы речевого развития детей к 2 годам

Нормы речевого развития детей к двум годам, а также игры-задания для развития речи малышей...

Возрастные нормы речевого развития детей к 3-4 годам

Возрастные нормы речевого развития детей к 3 и 4 годам жизни и игровые задания для развития речи детей этого возраста...

Возрастные нормы речевого развития детей к 5 годам

Возрастные нормы речевого развития детей к 5 годам и задания для развития речи...

Возрастные нормы речевого развития детей к 6 годам

Нормы речевого развития детей к 6 годам и игровые задания по развитию речи...

Нормы речевого развития ребенка с года до семи лет

В перзентации представлены нормы развития речи ребенка с года ло семи лет....

Нормы речевого развития речи ребёнка от года до семи лет.

Рассмотрены речевые нормы детей от 1 до 7 лет....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...