Применение логоритмики в логопедической работе
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Сысоева Наталья Валерьевна

Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет "отвлекает" его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. Поэтому именно логоритмика помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_logoritmiki_v_logopedicheskoy_rabote.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Применение логоритмики в логопедической работе

Известно, что речь ребенка развивается лучше при условии высокой двигательной активности. А формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Помимо правильной речи, у ребенка должна быть развита мелкая и общая моторика, он должен уметь преодолевать трудности.

Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика – комплекс логоритмических игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением. Это двигательные упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, артикуляции и укрепление мышечного тонуса.

Логоритмика (сокращенно от "логопедическая ритмика") — это раздел педагогики: наука о способах гуманной корректировки и устранения дефектов речи, письма, чтения, координации движения, в целом позитивного развития ребенка, его социальной реабилитации посредством применения системы методик специальных физкультурных, речевых, письменных, музыкальных и хореографических упражнений.

Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет "отвлекает" его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. Поэтому именно логоритмика помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Физические упражнения под музыку были известны еще с древности. Там ритмическая гимнастика применялась в целях физического оздоровления организма. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, логопедическая ритмика стала активно формироваться в этом направлении.

Логоритмика - это комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Данные упражнения должны быть синхронизированы со стихотворным текстом и выполняться под музыку.

Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.

К ее основным функциям относятся:

  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие правильной координации;
  • выработка правильного дыхания;
  • выработка темпа речи;
  • развитие речевой памяти;
  • развитие слуховой функции;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сенсорики;
  • улучшение равновесия;
  • формирование правильной осанки и походки.

Особенности логопедической ритмики:

1. Простота выполнения.

2.Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет.

3. Занятия проводятся пару раз в неделю. Для них больше подходит 2-ая

половина дня.

4. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий желательно использовать любые предметы, которые вызывают у ребенка положительные эмоции.

5. Упражнения нужно повторять из занятия в занятие - до тех пор, пока они не будут выполнены правильно.

6. Необходимо использование музыкального сопровождения.

7. Занятия логоритмикой составляются с опорой на лексические темы.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления.

Первое направление  - это развитие неречевых процессов.

Данная работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление - развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи и в режимных моментах.

Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:

1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к ООД.

3. Динамические паузы между ООД.

4. Физкультурные сюжетные формы ООД с использованием речевого материала.

5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.

6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.

Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с полезным».

Логоритмические упражнения прекрасно подходят и для домашних занятий, поэтому родителям следует уделять этому как можно больше свободного времени. Только совместная работа педагогов, логопедов и семьи поможет ребенку справиться с имеющимися у него речевыми и двигательными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение ИКТ в логопедической работе».

Конспект составлен в соответствии с федеральными государственными требованиями, в нем прослеживаются партнерские отношения и используются компьютерные технологии...

Применение логоритмики в коррекционной работе

Анализ применения технологии "Логопедическая ритмика"...

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....

Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися

логоритмика в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (приемы и методы)...

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....