"Использование игорового набора "Дары Фрёбеля" в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников"
статья по логопедии (старшая группа)

Анна Владимировна Паргунькина

В статье рассматривается возможность решать задачи по всем направлениям речевого развития для детей старшего дошкольного возраста в условиях индивидуального или подгруппового логопедического занятия с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля». Приведены игровые приемы по использованию в коррекционной логопедической работе Игрового набора «Дары Фрёбеля».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_dary_frebelya_pargunkina_a.v.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО НАБОРА

«ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»  В КОРРЕКЦИИ

РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Паргунькина Анна Владимировна, учитель - логопед

МБДОУ «Детский сад № 209 «Эврика» г. Чебоксары»

kosolapovvaa@mail.ru

Аннотация.  В статье рассматривается возможность решать задачи по всем направлениям речевого развития для детей старшего дошкольного возраста в условиях индивидуального или подгруппового логопедического занятия с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля». Приведены игровые приемы по использованию в коррекционной логопедической работе Игрового набора «Дары Фрёбеля».

Ключевые слова: Игровой набор, мозаика, «Дары Фрёбеля», развитие речи, коррекционно-развивающая работа, развитие связной речи, автоматизация звука.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе дает возможность в условиях индивидуального или подгруппового логопедического занятия решать задачи по всем направлениям речевого развития. Необходимость включения продуктивной деятельности в логопедические занятия продиктована требованиями ФГОС ДО по интеграции образовательных областей. С помощью логопедической мозаики специалист получает реальную возможность повысить речевую активность ребенка, поддержать его познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой на занятии. Мозаика выполнена из разноцветных геометрических фигур в количестве, необходимом для выполнения мозаичных картинок по лексическим темам. Игровая деятельность детей с предлагаемой мозаикой организуется с помощью дидактических игр и игровых упражнений, оформленных в виде технологических карт.  Технологические карты содержат описание совместной работы специалиста с ребенком на логопедическом занятии по 10 лексическим темам: «Фрукты», «Лес», «Моё тело», «Туалетные принадлежности», «Мебель», «Посуда», «Домашние животные», «Зима», «Птицы», «Весна», «Дикие животные», «Лето», «Цветы», «Насекомые». [1, с. 7]

К каждой теме прилагается качественный и количественный перечень деталей, необходимых для создания мозаичной постройки. Учитывая особые образовательные возможности ребенка с нарушениями речевого развития в мозаике «Дары Фрёбеля» предлагается 4 уровня сложности как в выполнении коррекционно-развивающих упражнений, так и в выборе рабочего поля. Используется принцип «от простого к сложному»: от наложения фигур на цветной образец до самостоятельного выкладывания на листе пустого рабочего поля по образцу и без него. Уникальность игровой логопедической мозаики состоит в том, что с ее помощью специалист получает реальную возможность повысить речевую активность ребенка, поддержать его познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой на занятии.

Детали набора: геометрические фигуры, палочки, кольца, полукольца и т.д., детали максимально символичны и расширяют возможности педагога использовать один и тот же предмет для решения коррекционно- развивающих задач по разным направлениям логопедической работы. Например, фишки можно использовать и как элемент построения сюжетного изображения, и при выполнения ребенком заданий на развитие чувства ритма; палочки можно использовать на усвоение грамматического строя на уровне слова и предложения.

На индивидуальных, и на подгрупповых занятиях дети получают возможность одновременно с решением речевых задач, развивать и навыки зрительно-пространственной ориентировки на плоскости, и другие задачи сенсорного развития. Создание сюжетных картинок создает условия для развития воображения, быстро получить практический результат продуктивной деятельности получить положительные эмоции.

Использование мозаики игровой логопедической на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательном процессе обеспечит сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, познавательно-исследовательской, поможет разнообразить образовательный процесс, интеграцию всех образовательных областей, комплексность решения образовательных задач, разнообразить детскую деятельность.

Большой находкой для проведения коррекционных занятий в логопункте на базе нашего Детского сада стал игровой набор «Дары Фрёбеля». Набор позволяет решать множество коррекционных задач.  Далее приведу лишь часть игр, используемых на занятиях с воспитанниками МБДОУ.

  • Направление: коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата. Лексическая тема «Фруктовая корзина». Содержание совместной деятельности следующее: 1) Ребенок выкладывает на рабочем поле корзинку. 2) Ребенок выполняет упражнения, одновременно складывая в корзинку фрукты.  «Яблоки» - широко открыть рот. «Вишни» - открыть рот, округлить губы, закрыть рот. «Лимон» - сжать губы и наморщить нос. «Банан» - губы сомкнуты и растянуты в улыбке. «Сливы» - открыть рот, губы округлить как овал. «Корзинка» - открыть рот, поднять вверх боковые края языка «чашечка». [1, с. 13]
  • Направление: развитие мелкой моторики. Игра «Мимоза» - составление мозаики из мелких деталей на рабочем поле.
  • Направление: автоматизация изучаемого звука на уровне слов.  Упражнение «Дорожки». Посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество кружочков. Назови первый звук во всех этих словах.
  • Направление: развитие грамматического строя речи. Лексическая тема «Домашние животные», упражнение «Что делает кошка?» - закончить предложения дополнением, выраженным существительным в форме Тв.п. мн.ч.

- Кошка катает клубок …  лапками.

- Кошка кусает клубок …..зубками.

  • Направление - обучение грамоте. Формирование навыка определения границ слова: выложить схему предложения и ответить на вопрос: «Сколько слов в предложении?» - полным ответом. (Кошка катает клубок лапками).
  • Направление – автоматизация изучаемого звука на уровне слогов. Упражнение «Солнышко». Повторяя слоги СА-СЫ-СЭ-СО-СУ, выложи лучи солнышка.
  • Направление - закрепление звука в слогах. Упражнение «Бусы». Проговаривай за мной слоги, слова со звуком С, если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок.
  • Направление - развитие фонематического слуха. Упражнение «Бусы слов». Определение места звука в начале и конце слова. Описание: Необходимо нанизать фигуру на шнурок, произнося придуманное слово. Следующий игрок придумывает слово, начинающееся со звука, которым закончилось предыдущее слово.
  • Направление: коррекция звукопроизношения. «Хлопни столько раз, сколько палочек» - формирование фонематического восприятия и звукопроизношения. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  • Направление: коррекция нарушений фонетической стороны речи. Звук «С». Лексическая тема «Домашние животные». Упражнение «Миски для кисок» - ребенок выкладывает мозаичную картинку и составляет предложения:

- У серой киски серая миска, и т. д.

- У черной киски черная миска.

- У белой киски белая миска.

Упражнение «Накорми кисок» - логопед произносит инструкцию, а после выполнения ребенком соответствующих действий с мозаикой задает вопрос: «Что ест киска?».

- Налей белой киске молоко в миску.

- Белая киска пьет молоко из миски.

- Насыпь черной киске «Вискас» в миску.

- Черная киска ест «Вискас» из миски.

- Положи серой киске рыбку в миску.

- Серая киска ест рыбку из миски.

Ребенок произносит чистоговорку и на каждое слово кладет фишку в миску (достает из миски) указательным типом хватания.

- У киски есть «Вискас» в миске. Киска ест «Вискас».

  • Направление: расширение номинативного словаря Лексическая тема «Лес».  Упражнение «Мы в лес пришли. Что в лесу мы нашли?» - употребление существительных В.п. мн.ч.. Перед ребенком лежат части набора и реальные объекты из которых ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает те из которых можно составить гриб, желудь. Определить какая фигура похожа на ягоду, какая - на орех. Логопед задает вопрос и побуждает ребенка к ответу словом.  Уровень сложности * (не говорящие дети).
  • Направление: развитие связной речи. Лексическая тема в «На горке». Выкладывание картинки к рассказу: «Ваня и Таня гуляют. У Вани санки. Ваня маленький, а санки большие. Ваня санки на горку возить не может. Таня большая. Таня Ване кататься с горки поможет».
  • Направление: развитие мелкой моторики. Выкладывание предметов из фишек, геометрических фигур, конструирование из геометрических тел, нанизывание бусин, «шнуровка», «мозаика».[3, с. 8]
  • Направление: развитие лексико-грамматического строя речи. «Шерстяные мячики» используются в играх на развитие мелкой моторике, на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, формирование речевого дыхания.

CПИСОК   ЛИТРАТУРЫ

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Ананьева И.Н. Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фребеля» с технологическими картами: учебное пособие. Самара: Вектор, 2018.
  2. 4. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО». Варсон, М., 2012.

3. Маркова В.А. Дидактическая система Фридриха Фёбеля. М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2020.

4. Фрёбель Ф. Будем жить для своих детей, М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию песочных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников

Система работы по использованию песочных игр в коррекционной работе с дошкольниками....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ» Рассчитана на воспитанников 6-го и 7-го года жизни.

В программе отражены возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта. Сформулированы целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной   области «Речевое развитие»...

Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников (5-7 года жизни) в условиях логопедического пункта в ДОУ»

Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопункта в ДОУ"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ. Расчитана на воспитанников 5-7 года жизни

В  филиале №2  «Солнышко» МДОУ детский сад «Родничок» с. Турочак коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического пункта. В современной практике раб...

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"...