Дополнительная развивающая программа по песочной терапии "Тёплые ладошки"
методическая разработка по логопедии

Катунина Ольга Юрьевна

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_programma_teplye_ladoshki.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная развивающая программа по песочной терапии               «Теплые ладошки» для детей 2-3 лет

Цель: развитие познавательной сферы, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

 Задачи:  

  • формировать навык взаимодействия с песком
  • способствовать развитию познавательной сферы
  • развить мелкую моторику
  • гармонизировать эмоциональное состояние ребенка

Основные направления программы

Игровая деятельность

формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

Сенсомоторное развитие

Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

Формирование элементарных математических представлений

Формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

Развитие речи

Развивать точность понимания речи;

Способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания.

Организация занятий.

Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.

Все принадлежности для занятий следует размещать в коробках для удобства хранения и использования.

Песок следует просеивать и очищать.  

Перед началом и после занятий с песком дети должны мыть руки.

После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.

Оборудование:

1.Песочница (либо световой стол)

2.Песок (либо крупа).

3.Кинетический песок.

 4. Фигурки персонажей

5. Предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.)

6. Стимульный материал к занятию

Условия проведения занятий с песком:

1.У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2.Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Сроки реализации программы

Программа реализовывается в течение 2 месяцев, по 2 занятия в неделю.

Программа используется для работы с детьми 2-3 лет в индивидуальной форме

Тематическое планирование

Название

Перечень игр

1

Солнышко

Приветствие песку

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика на песке

Упражнение «Солнышко»

Упражнение «Бабочка»

2

Адаптация

Приветствие песку

Пальчиковая гимнастика

Сказка «Детский сад»

3

Бабочка

Приветствие песку

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика на песке

Упражнение «Узор бабочки на песке»

Упражнение «У бабочки в гостях»

4

Дождик

Приветствие песку

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика на песке

Упражнение «Дождик»

Упражнение «Жучки»

Упражнение «Геометрия на песке»

5

Зонт от непогод

Приветствие песку

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика на песке

Упражнение «Зонт от непогод»

Упражнение «Улитка»

6

Машинки

Приветствие песку

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика на песке

Упражнение «Машинка»

Упражнение «Гаражи»

7

Дерево

Приветствие песку

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика на песке

Упражнение «Дерево»

Упражнение «Грибы»

8

Кошки-мышки

Приветствие песку

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Где живут кошки-мышки»

Упражнение «Дом»

Упражнение «Найди пару»

+ упражнение «Мишки»

Планируемые результаты реализации программы

Игры с песком позволяют формировать способность к развитию мышления, внимания, памяти, восприятия, речевых функций;  в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.  

Песочная терапия позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций

Использованная литература:

Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007.

Конспекты занятий

ЗАНЯТИЕ 1. СОЛНЫШКО

Приветствие песку.

Ребенок оставляет свою ладошку на песке. Можно оставить и правую, и левую ладошку.

Пальчиковая гимнастика

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Указательными и средними пальчиками показываем ушки)

Повтор 2-3 раза

Гимнастика на песке

При чтении стишка ребенок прорисовывает кривую дорожку двумя пальцами одновременно (большой-указательный, указательный-средний, средний-безымянный, безымянный-мизинчик) И левой рукой движения повторяются

Гусеничка

Ползу я по дорожке,

Перебираю ножки,

Мечтаю бабочкою стать,

 Чтоб по цветам легко порхать.

Упражнение «Солнышко»

Какая погода за окном?

Рисуем солнышко на песке:  круг указательным пальцем, лучики рисуем одновременно пальчиками двух рук. Дополняем улыбкой. И предлагаем украсить солнышко с помощью камушек, бусин, пуговиц.

Упражнение «Бабочки»

В песке прячутся игровые элементы игры «Бабочка». Рядом кладется игровое поле. Ребенок ищет в песке элементы и выкладывает бабочку оп цветам на игровом поле.

Заканчиваем упражнение прощанием с песком. Оставляем небольшой сувенир.

ЗАНЯТИЕ 2 АДАПТАЦИЯ К САДИКУ

Снимаем напряжение, снижаем тревожность, поднимаем самооценку

Приветствие песку.

Выбираем любой ритуал приветствия.

  1. Ребенок оставляет свою ладошку на песке. Можно оставить и правую, и левую ладошку.
  2. Ребенок собирает песок в кулачок и пропускает песок струйкой на стол. Сначала правой, затем левой ручкой.

Какие ощущения от песка?

  1. Дружеское рукопожатие. Ребенок собирает песок в кулачок и сыпет песок во вторую ладошку. Затем ручки меняются.

Какие ощущения от песка?

Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Затем на другую руку.

Повтор 2-3 раза

Упражнение «Знакомство с кинетическим песком»

Изучаем свойства песка, изучаю свои ощущения, играем в формочки, лепим геометрические фигуры.

Упражнение «Детский сад»

Погружаем ребенка в сюжет игры.

Жила-была семья. Папа пес, мама собака и маленький щенок Тотошка. Щенок подрос, и пришла пора ему идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть, и вот этот день настал. Мама разбудила Тотошку рано, умыла, одела его в новую одёжку и повезла на машине в детский сад.

В детском саду его встретила тётя воспитатель Гусыня. Она показала ему шкафчик, в который он будет складывать свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тотошка не перепутал свой шкафчик с другими. Щенок переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу.

Там уже было много других ребят: они играли с кубиками, смотрели книжки, Тотошка тоже нашёл занятие — он увидел мяч и стал его катать. А потом слониха няня принесла завтрак и накрыла на стол. Ребята кушали кашу, сосиску, пили чай с хлебом и маслом. После завтрака щенок заскучал, но потом к нему подошёл зайка Серый, и они познакомились и подружились. Он показал Тотошке игрушки в группе, игры, и они весело провели время. Тотошка даже не заметил, как пришла мама.

Разыгрывается сказка по действиям в песочнице.

Как ты думаешь, весело было щенку в саду?

Что его расстроило, чего он испугался? А что наоборот,  понравилось?

Как ты думаешь, что нужно Тотошке, чтобы ему не было грустно?

Свободная деятельность 3-5 минут

Заканчиваем упражнение прощанием с песком. Оставляем небольшой сувенир.

ЗАНЯТИЕ 3 БАБОЧКА

Приветствие песку.

Ребенок собирает песок в кулачок и пропускает песок струйкой на стол. Сначала правой, затем левой ручкой.

Какие ощущения от песка?

Пальчиковая гимнастика

 (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Повтор 2-3 раза

Гимнастика на песке

При чтении стишка ребенок прорисовывает кривую дорожку двумя пальцами одновременно (большой-указательный, указательный-средний, средний-безымянный, безымянный-мизинчик) И левой рукой движения повторяются.

Муравьишка

Муравей нашёл травинку,

Положил её на спинку.

Дотащить домой скорей бы,

 Чтоб достроить муравейник

Упражнение «Узор бабочки на песке»

Из получившихся линий на песке дорисовываем образ бабочки: дополняем крылышки, прорисовываем туловище и усики. И предлагаем украсить рисунок с помощью камушек, бусин, пуговиц.

Упражнение «У Бабочки в гостях»

В песке прячутся игровые элементы игры «У Бабочки в гостях». Рядом кладется игровое поле. Ребенок ищет в песке элементы и выкладывает гостей по цветам на игровом поле.

Заканчиваем упражнение прощанием с песком. Оставляем небольшой сувенир.

ЗАНЯТИЕ 4 ДОЖДИК

Приветствие песку.

Дружеское рукопожатие. Ребенок собирает песок в кулачок и сыпет песок во вторую ладошку. Затем ручки меняются.

Какие ощущения от песка?

Пальчиковая гимнастика

 (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи)
Полетело десять мух!

Повтор 2-3 раза

Гимнастика на песке

При чтении стишка ребенок прорисовывает параллельные прямые двумя пальцами одновременно (большой-указательный, указательный-средний, средний-безымянный, безымянный-мизинчик) И левой рукой движения повторяются.

Жучки

Два жучка пошли гулять,

Свои ножки поразмять.

Каждый по своей дорожке:

Не устали бы их ножки 

Упражнение «Дождик»

Учимся пропускать «дождик» через ладошку.  Ребёнок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу. 4 струйки равномерны.

Упражнение «Жучки»

В песке прячутся игровые элементы игры «Жучки». Рядом кладется игровое поле. Ребенок ищет в песке элементы и выкладывает пузики жучков по цветам на игровом поле.

Упражнение «Геометрия на песке»

Все 5  геометрических фигурок ребенок пытается повторить на песке: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, пятиугольник.

Заканчиваем упражнение прощанием с песком. Оставляем небольшой сувенир.

ЗАНЯТИЕ 5 ЗОНТ ОТ НЕПОГОД

Приветствие песку.

Выбираем любой ритуал приветствия.

Пальчиковая гимнастика

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Затем на другую руку.

Упражнение «Дождик»

Учимся пропускать «дождик» через ладошку.  Ребёнок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу. 4 струйки равномерны.

 Гимнастика на песке

Летний дождик

По небу облако тихо плывёт,

Из этого облака дождик идёт.

От дождика прячется вся детвора,

Под зонтик бегут посредине двора!

Упражнение «Зонт от непогод»

Рисуем зонтик на песке. И предлагаем украсить рисунок с помощью камушек, бусин, пуговиц.

После сыпем дождиком сверху зонта, движения по полукругу.

Упражнение «Улитка»

Улитка

Улитка Уля ждет гостей,

 Уже готов пирог,

Варенье, мёд, конфеты, торт

И йогурт, и, творог.

В песке прячутся игровые элементы игры «Улитки». Рядом кладется игровое поле. Ребенок ищет в песке элементы и выкладывает домики по местам на игровом поле.

Свободная деятельность 3-5 минут

Заканчиваем упражнение прощанием с песком. Оставляем небольшой сувенир.

ЗАНЯТИЕ 6 МАШИНКИ

Приветствие песку.

Выбираем любой ритуал приветствия.

Пальчиковая гимнастика + гимнастика на песке

 Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками)
Паруса подниму,
(поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки и снова волнообразные движения ")

Повтор 2-3 раза

Упражнение «Машинка»

Маленькой машинкой, корабликом ребенок оставляет следы на песке.

Затем при чтении стишка ребенок прорисовывает кривую дорожку двумя пальцами одновременно (большой-указательный, указательный-средний, средний-безымянный, безымянный-мизинчик) И левой рукой движения повторяются.

Весёлый автобус

Едем, едем поутру,

Везём в садик детвору.

Едем по кривой дорожке,

 Малыши глядят в окошки.

Упражнение «Машинка»

Рисуем машинку на песке. И предлагаем украсить рисунок с помощью камушек, бусин, пуговиц.

Упражнение «Формочки»

С помощью кинетического песка ребенок играет в пасочки на тему видов транспорта.

Упражнение «Гаражи»

В песке прячутся игровые элементы игры «Гаражи». Рядом кладется игровое поле. Ребенок ищет в песке элементы и выкладывает машинки по местам на игровом поле.

Свободная деятельность 3-5 минут.

Заканчиваем упражнение прощанием с песком. Оставляем небольшой сувенир.


ЗАНЯТИЕ 7 ДЕРЕВО

Приветствие песку.

Выбираем любой ритуал приветствия.

Пальчиковая гимнастика

      Белка

(В самом начале кулачок сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Повтор на другую руку.

Гимнастика на песке.

В углу стола сажается дерево. Четырьмя пальцами правой руки (как грабельки) ребенок загребает песок под дерево. Меняет руку.

Затем гладим песок, выравниваем поверхность.

Упражнение «Дерево»

Рисуем дерево на песке указательными пальцами двух рук одновременно. И предлагаем украсить рисунок с помощью камушек, бусин, пуговиц.

Упражнение «Грибы»

В песке прячутся игровые элементы игры «Грибы». Рядом кладется игровое поле. Ребенок ищет в песке элементы и выкладывает грибы в соответствие с числовым значением точек на шляпке.

По грибы

 Малыши в лесу гуляли

И грибочки собирали.

 Раз грибок, два грибок,

 Вот и полон кузовок.

Свободная деятельность 3-5 минут

Заканчиваем упражнение прощанием с песком. Оставляем небольшой сувенир.

ЗАНЯТИЕ 8 КОШКИ-МЫШКИ

Приветствие песку.

Выбираем любой ритуал приветствия.

Пальчиковая гимнастика

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Указательными и средними пальчиками показываем ушки)

Повтор 2-3 раза

Упражнение «Где живут кошки-мышки»

Предлагаем ребенку обсудить, где живут мышки, а где живут кошки. И назвать еще 2-3 домашних животных.

Упражнение «Дом»

Рисуем дерево на песке указательным пальцем (квадрат-треугольник-круг).

Упражнение «Найди пару»

В кинетическом песке прячутся парные фигурки животных. Ребенок откапывает их и соотносит по парам.

Затем животные перемещаются на сенсорный стол к «домику» и сортируются: кто живет в доме, а кто снаружи?

Рекомендуется использовать звукоподражание.

Пальчиковая гимнастика

Мёд и медвежонок

 Мне душистый мёд так нужен!

Я его люблю на ужин,

И на завтрак, на обед,

 Лучше мёда еды нет!

Упражнение «Мишки»

Готовые элементы цветные мишки кладутся на стол. Рядом кладется игровое поле. Ребенок ищет цветных мишек выкладывает их в соответствие с последовательностью на игровом поле.

Свободная деятельность 3-5 минут

Заканчиваем упражнение прощанием с песком. Оставляем небольшой сувенир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летняя дополнительная развивающая программа для детей 3-4 по формированию их познавательных интересов.

Данная программа поможет педагогам дошкольных образовательных учредждений организовать летнее время в детском саду с пользой для развития и самореализации воспитанников....

Дополнительная развивающая программа для детей дошкольного возраста «РАЗВИВАЙКА» (нетрадиционные техники рисования)

В программе отражены нетрадиционные техники рисования, с помощью которых развивается мелкая моторика и зрительно-моторная координация что способствует развитию специальных умений и навыков, подготавли...

Дополнительная развивающая программа "Шахматы и шашки"

Дополнительная общеразвивающая программа "Шахаматы и шашки"...

Дополнительная развивающая программа по изучению родного края

Дополнительная развивающая программа по изучению родного края...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки» для детей 2-3 лет

Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисовани...

Дополнительная развивающая программа "Азбука финансов"

Дополнительная развивающая программа "Азбука финансов" 2020-2022...

Программно-методический комплект реализуемой дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Цветные ладошки»

Программно-методический комплект реализуемой дополнительной общеобразовательной программыхудожественной направленности«Цветные ладошки»...