Речевые дидактические игры по лексической теме "Цветы"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Цветы17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цветы

Цветут одуванчики

"Сплетем веночек"

Цель: учить согласовывать существительное с числительным

Оборудование: настоящие одуванчики или любые другие искусственные цветы.

Ход: Педагог плетет венок, проговаривая с детьми словосочетания: "Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков." Аналогично можно собрать букет.

«Один-много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: Колокольчик – колокольчики;  роза – …,  нарцисс-…, пион-…, гладиолус-…, василек –  …., одуванчик –  ……..,  астра- ….., тюльпан – …,   ромашка-….., лютик –……, лилия – …….., кувшинка – ………., подснежник-……...

«Скромник и хвастун»

Цель: закреплять умение образовывать существительные во мн.ч. в  родительном падеже

Оборудование: предметные картинки с изображением цветов

Ход. Педагог раскладывает на столе картинки с изображением цветов (ромашки, колокольчики). Показывает детям по одной картинке (колокольчик) и предлагает найти пару к ней (колокольчики)

Педагог: «У меня один колокольчик», ребенок: «А у меня много колокольчиков».

У меня один василёк, а у меня много васильков.

У меня одна астра, а у меня много астр.

У меня одна роза, а у меня много роз.

У меня один пион, а у меня много пионов.

У меня один тюльпан, а у меня много тюльпанов.

У меня одна ромашка, а у меня много ромашек.

У меня один нарцисс, а у меня много нарциссов.

У меня один тюльпан, а у меня много тюльпанов.

У меня одна кувшинка, а у меня много кувшинок.

У меня один лютик, а у меня много лютиков.

У меня один подснежник, а у меня много подснежников.

«Скажи правильно»

Цель: актуализировать словарь по теме Цветы

Оборудование: цветные камешки

Ход. Педагог предлагает детям исправить ошибки:

Подснежники выглянули из-за снега (из-под).

 Одуванчик растет на клумбе (в поле).

 В поле много роза, гладиолус, астра.

На гладиолусах появилась клумба.

Фиалка села на пчелу.

Мать-и-мачеха цветок синего цвета.

Подсолнух полил Таню.

Мама рассказала мне о кувшинков и лилиев.  

Розы растут в поле.

На болотах растёт много тюльпанов.

Ёлка выросла под ландашом.         

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

«Посчитай цветы» (от 1до10)

Цель: закреплять согласование числительных с существительными

Оборудование: предметные картинки с изображением цветов, линейки

Ход. Педагог раздает каждому ребенку по линейке и картинке-цветку. Предлагает детям по очереди посчитать разданный каждому ребенку цветок по линейке от 1 до 10 и обратно.

Побеждает тот, кто допустит наименьшее количество ошибок.

«Подбери слова-родственники»

Цель:  учить образовывать родственные слова

Оборудование:  цветные камешки

Ход. Педагог называет слово и предлагает придумать как можно больше родственных слов к нему. Например:

Цветок- цветы, цветочный, цветет, соцветие, цветник, цветастый.

Рос – вырос, подрос, зарос, перерос, отросток, отростки.

       За каждое придуманное слова ребенок получает по цветному камушку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.

 «Какой? Какая? Какие?».

Цель: закреплять умение образовывать прилагательные от существительных

Оборудование: предметные картинки, мешочек

Ход. Педагог предлагает детям по очереди доставать из мешочка картинки и отвечать на вопросы:

Полянка из ромашек (какая?) – ромашковая,

Полянка из васильков? -…васильковая;

Полянка из незабудок? - …незабудковая,

Полянка из лютиков? -…. лютиковая;

Цветы, растущие в саду -…садовые;

Цветы, растущие в поле -…полевые;

Цветы, растущие в лесу -…лесные;

Цветы, растущие на лугу -…луговые.

 За каждое правильно названное слово ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....