Конспект занятия для детей подготовительной группы по развитию связной речи с использованием методов ТРИЗ- ОТСМ-РТВ "Перчатки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лесникова Елена Ивановна

С помощью системного оператора учитель- логопед закрепляет навыки детей в использовании речи-рассуждения, речи-доказательства; развивает умение детей формулировать вопрос и вступать в коммуникацию со взрослыми и друг с другом.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemn.operator._perchatki.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе

«История перчатки»

Образовательные задачи:

  • Формировать умение анализировать и описывать систему связей объекта рукотворного мира с другими объектами, явлениями и событиями окружающего мира;
  • Обогащать представление о функциях объекта, динамике его развития в определённый период времени, особенностях строения;
  • Упражнять в прогнозировании изменений и усовершенствования объекта;
  • Развивать разные формы речи - рассуждения, воспитывать ценностное отношение к мнению сверстников.

Оборудование: доска с расчерченным 9 экранным полем, маркер, магниты, коробка, детские перчатки, распечатанные картинки (см. приложение), листы бумаги А4, фломастеры.

Ход занятия.

Вчера мы с ребятами (подгруппа детей) приготовили для вас очень интересную загадку. А в этой коробке находится объект- отгадка. Попробуйте её отгадать:

У меня в комоде-

Шерстяной осьминожка,

 Я надену его на прогулку-

Он согреет мою ладошку. (Перчатка)

1.Давайте рассмотрим эти перчатки на волшебном экране. (системный оператор расчерчен на доске, в течении всего занятия педагог схематично зарисовывает и кратко записывает ответы детей в соответствующем окне системного оператора). А почему же я сказала перчатки, а не перчатка. Как вы думаете? (Рассуждения детей о том, что перчатки — это пара). К чему относятся перчатки? (одежда для кистей рук с отделениями для каждого пальца). Какова основная функция перчаток? Для чего они нужны? (сохранять тепло рук, согревать, защищать руки от вредного воздействия).

А вы не задумывались, почему перчатки так называются. Откуда произошло это слово? (рассуждения детей). А где мы об этом можем узнать?  (спросить у взрослых, в книге, в интернете). Предлагаю сделать голосовой запрос. Кто спросит? (педагог вместе с ребёнком формулируют вопрос: Как появилось слово перчатки? Слушают ответ: от слова перст- палец в древне -русском языке)

А какие они? Изучим перчатки с помощью всех наших помощников (дети передают друг другу перчатки). Вспоминаем признаки. Дети называют: теплые, педагог уточняет по какому признаку…? По температуре и т.д. (одна перчатка может быть чуть влажной и пахнуть кондиционером для белья)

2.Какие части есть у перчатки? 5 отделений для пальцев, манжета, подклад др. А какие бывают печатки? Например, эти перчатки очень маленькие какие они (чьи они?) - детские. А если перчатки для женщины, для работы, для медицинских работников? (ответы детей). А еще есть перчатки- эвенки и перчатки-митенки (ударение на е в обоих случаях)! Вы знаете, что-нибудь о них? Предлагаю разделиться на 2 группы, подойти к нашим гостям и задать им вопрос… какой? (педагог вместе с детьми формулируют вопросы, вспоминают вежливые фразы). Взрослые с помощью интернета находит ответы на вопросы детей, рассматривают картинки, возвращаются на свои места. Каждая группа поочередно рассказывает. «Мы узнали, что…» (педагог размещает картинки на доске).

3. Где можно встретить наш объект? (детскую перчатку). Рассуждения, предположения детей. Педагог побуждает к использованию речи- доказательства: А может ли перчатка быть на улице? (Мне кажется…, потому что…)

4. Как вы думаете, когда появилась первая перчатка? Предположения детей. Самая старинная перчатка найдена в гробнице фараона Тутанхамона, который жил 3000лет назад. И далее педагог рассказывает об истории перчатки в разные времена (размещает картинки на доске). Рассказывает о современных перчатках (диодных- лечебных, моделирующих виртуальные ощущения и др.)

5. Где можно было встретить эти перчатки? Рассуждения детей.

6. Что хорошего в перчатке? Рассуждения детей.

7. Что плохого в перчатке? (данный объект).  Например, промокает. Как этого можно избежать? Шить из непромокаемой ткани? Покрывать водоотталкивающей плёнкой и т.д.

Плохо, что перчатка выполняет только 1 функцию. Рассуждения- фантазирование (объединение функций некоторых объектов в 1). Например, перчатка- телефон; перчатка-волшебная палочка; перчатка- художник;

8. Где можно будет увидеть такой объект? Рассуждения детей.

 Сейчас вы стали настоящими учёными-изобретателями. Я приглашаю вас научную лабораторию и предлагаю зарисовать ваши изобретения. Как легко можно нарисовать перчатку? (обвести свою ладошку). Проходите в нашу научную лабораторию…

(дети зарисовывают, делятся друг с другом и со взрослыми своими идеями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию связной речи с использованием технологии Синквейн

Тема «Весне спешим на помощь». продолжать уточнять и систематизировать представления детей о весне, закреплять умении анализировать объекты живой и неживой природы, выделять существен...

Конспект занятия с детьми старшей группы по развитию связной речи «Пчёлы»

Программное содержание.Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по серии сюжетных картинок; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и после...

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Для воспитателей логопедических групп, для учителей-логопедов...

Конспект занятия для детей с ОВЗ по развитию связной речи, тема "Весна"

В конспеке занятия по развитию связной речи,  по теме "Весна" представлена авторская дидактическая  игра "Зонт-годовик", которая позволяет детям с ОВЗ быстро и с интересо...

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость»

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость»...