Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Речевичок"
рабочая программа по логопедии

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 26 «РАДОСТЬ»

Принята на заседании

педагогического совета

«_30_»__08__2023__г.

Протокол №_1_

                                                Утверждаю:

                                                 Директор

                          _________С.В. Давыдова

           Приказ №_590_  

от «_31 »____08___2023__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«РЕЧЕВИЧОК»

Возраст обучающихся: 4- 5 лет

Срок реализации: 6 месяцев

на 2023 - 2024 учебный год.

Автор-составитель:

Майданова Ю.П.,

Учитель - логопед

                                 

                                    Пояснительная записка.

         

 Педагогическое обоснование. 

      В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и эффективно достичь главной цели – развития связной речи у обучающихся.

Нормативно-правовое обеспечение.

      Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

     Требования к квалификации педагога дополнительного образования.

     Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Направленность программы.

      Программа имеет социально – педагогическую направленность.

Уровень программы – стартовый.

Актуальность программы обусловлена тем, что основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к звуковой стороне речи.

Программа "Речевичок" направлена на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе – задачу развития связной речи.

Новизна данной программы заключается в том, что выбор форм проведения занятий по развитию связной речи определяется с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность, а также  использование нетрадиционных форм работы с детьми:

- упражнения с массажными мячиками;

- упражнения с массажерами Су-Джок;

- пальчиковые игры по Е. Железновой;

- логоритмические упражнения Е. Железновой.

Цель дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Речевичок» – формирование звуковой стороны речи, как одно из необходимых средств развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной речью.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы.

  • Формировать правильное произношение звуков речи;
  • Формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной);
  • Обогащать словарный запас детей.

Адресат.

Программа рассчитана на воспитанников 4-5 лет, посещающих детский сад. Принимаются все желающие данного возраста.

 Особенности речевого развития детей шестого года жизни.

Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов.                          Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами – птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют широким диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.

Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных и переставленных звуков. Дети могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются так же, как с рифмами и сочинением стихов.

Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки.

Грамматика родного языка

Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей, стеклов вместо стёкол.

Звукопроизношение

Речевой аппарат ребёнка пятого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:

  • искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко - молоко, ёука - ёлка, игойка - иголка, ководец - колодец);
  • замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка - лодка, лыба - рыба, баан - баран).

         Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих.

Связная речь

         В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное  художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы  выразить свои мысли.

Условия реализации дополнительной образовательной программы.

Обучение детей дошкольного возраста осуществляется в форме подгрупповых  занятий.

Срок реализации образовательной программы дополнительного образования детей 6 месяцев (45 часов)

Режим занятий.

Общая продолжительность обучения 45 часов, 2 занятия в неделю, длительность одного занятия для детей средней группы - 20 минут. Занятия проводятся во вторую половину дня. В течение занятий происходит смена видов деятельности и небольшие игровые перерывы.

Форма организации деятельности детей: подгрупповая (10 детей)

Планируемый результат реализации программы дополнительного образования. 

      В процессе успешного обучения по данной программе у воспитанников выработана четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

  • Развиты умения и навыки дифференцировать звуки речи.
  • Развита лексико-грамматическая, фонетико-фонематическая сторона речи.
  • Расширен и активизирован словарный запас детей, повышен уровень речевой активности.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности.

      Для мониторинговой деятельности используется « Альбом для логопеда » О.Б.Иншаковой. В альбоме представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка. 

Периодичность педагогического логопедического обследования детей: входное обследование 1– 2 неделя октября; итоговое обследование 1– 2 неделя мая.

Обследование уровня речевого развития детей проводится по следующим направлениям:

  • состояние звукопроизношения;
  • фонематические процессы;
  • состояние связной речи;
  • лексико-грамматическое оформление фразы;
  • состояние мелкой моторики.

Подведение итогов реализации образовательной программы дополнительного образования детей осуществляется с помощью открытых занятий для родителей (законных представителей), конкурсов, игровых упражнений.                              

                             

                                     

                                      Учебно-тематический план.

№ п/п

Название раздела,

основное содержание работы

           количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

                   Октябрь

1

Деревья.

40мин.

 8 мин/2

12 мин/2

Индивидуальные

работы

2

Перелетные птицы.

40мин.

 8 мин/2

12 мин/2

3

Фрукты

40мин.

 8 мин/2

12 мин/2

4

Овощи

40мин.

 8 мин/2

12 мин/2

                   Ноябрь

5

Одежда.

40 мин.

 8мин/2

12 мин/2

Индивидуальные

работы

6

Обувь.

40мин.

 8мин/2

12 мин/2

7

Посуда.

40мин.

 8 мин/2

12 мин/2

8

Мебель.

40мин.

  8 мин/2

12 мин/2

                   Декабрь

30мин

30мин

9

Зима.

40 мин.

 8мин/2

12 мин/2

Индивидуальные

работы

10

Зимующие птицы.

40мин.

 8мин/2

12 мин/2

11

Зимние забавы.

40 мин.

 8 мин/2

12 мин/2

12

Новогодний праздник.

40мин.

  8 мин/2

12 мин/2

                   Февраль

13

Домашние животные.

40 мин.

 8мин/2

12 мин/2

Индивидуальные

работы

14

Игрушки.

40мин.

 8мин/2

12 мин/2

14

День Защитника Отечества.

40 мин.

 8 мин/2

12 мин/2

15

Семья.

40мин.

  8 мин/2

12 мин/2

                       Март

16

Праздник 8 марта.

40 мин.

 8мин/2

12 мин/2

Индивидуальные

       работы

17

Весна.

40мин.

 8мин/2

12 мин/2

18

Перелетные птицы.

40 мин.

 8 мин/2

12 мин/2

19

Дикие животные.

40мин.

  8 мин/2

12 мин/2

                       Апрель

20

Наш город. Наша страна.

40 мин.

 8мин/2

12 мин/2

Индивидуальные

работы

21

Космос.

40мин.

 8мин/2

12 мин/2

22

Наземный, воздушный транспорт.

40 мин.

 8 мин/2

12 мин/2

23

Наш дом.              

40мин.

  8 мин/2

12 мин/2

24

                                 

                               Содержание программы.

N п/п

Число/

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

    Тема      занятия

    Место проведения

Форма контроля

1.1.

1.2.

октябрь

03.10

05.10

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Деревья»

логопедический кабинет

Игровые задания

1.3.

1.4.

10.10

12.10

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Перелетные

птицы»

логопедический кабинет

Игровые задания

1.5.

1.6

 17.10

19.10

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

 подгрупповая

2

Тема:

«Фрукты»

Логопедический

кабинет

1.7

1.8.

 24.10

 27.10.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

 подгрупповая

2

Тема:

«Овощи»

Логопедический

кабинет

2.1.

2.2.

Ноябрь

07.11.

09.11

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Одежда»

логопедический кабинет

Игровые задания

2.3.

2.4.

14.11

16.11

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Обувь»

логопедический кабинет

Игровые задания

2.5

2.6.

21.11

23.11

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Посуда»

логопедический кабинет

Игровые задания

2.7.

2.8.

 28.11.

30.11.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Мебель»

логопедический кабинет

Игровые задания

3.1.

3.2.

Декабрь

05.12.

07.12.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Зима»

логопедический кабинет

Игровые задания

3.3.

3.4.

12.12.

14.12.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Зимующие птицы»

логопедический кабинет

Игровые задания

3.5.

3.6.

19.12.

21.12.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Зимние забавы»

логопедический кабинет

Игровые задания

3.7.

3.8.

26.12.

28.12.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Новогодний праздник»

логопедический кабинет

Игровые задания

4.1.

4.2.

Февраль

 06.02

08.02

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Домашние животные»

логопедический кабинет

Игровые задания

4.3.

4.4.

 13.02

15.02.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Игрушки»

логопедический кабинет

Игровые задания

4.5.

4.6.

20.02.

22.02.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«День Защитника Отечества»

логопедический кабинет

Игровые задания

4.7.

4.8.

27.02.

28.02.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Семья»

логопедический кабинет

Игровые задания

5.1.

5.2.

Март

 06.03.

09.03.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Праздник 8 марта ».

логопедический кабинет

Игровые задания

5.3.

5.4.

13.03.

15.03.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Весна ».

логопедический кабинет

Игровые задания

5.5.

5.6.

20.03.

22.03.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Перелетные птицы ».

логопедический кабинет

Игровые задания

5.7.

5.8.

27.03.

29.03.

понедельник

15.20. - 15.40

четверг

15.20.-15.40

подгрупповая

2

Тема:

«Дикие животные»

логопедический кабинет

Игровые задания

6.1.

6.2.

Апрель

03.04.

05.04

вторник

15.20.-15.45

четверг

15.20.-15.45

подгрупповая

2

Тема:

«Наш город. Наша страна

логопедический кабинет

Игровые задания

6.3.

6.4.

10.04.

12.04.

вторник

15.20.-15.45

четверг

15.20.-15.45

подгрупповая

2

Тема:

«Космос».

логопедический кабинет

Игровые задания

6.5.

6.6.

17.04.

19.04.

вторник

15.20.-15.45

четверг

15.20.-15.45

подгрупповая

2

Тема:

«Наземный,

воздушный транспорт ».

логопедический кабинет

Игровые задания

6.7.

6.8.

24.04.

26.04.

вторник

15.20.-15.45

четверг

15.20.-15.45

подгрупповая

2

Тема:

«Наш дом ».

логопедический кабинет

Игровые задания

                                           Содержание  занятий.

Октябрь

1.Раздел: «Осень».

 Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Теория:

Знакомство с артикуляционными упражнениями: «Пулемет», «Комар», «Цокает лошадка», «Белка грызет орешки».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Тук, тук кулачком» Е. Железнова.

3.Игра «Попугайчики» развитие фонематического восприятия.
Игра
«Загадай загадку о фрукте», учить детей составлять описательные рассказы.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Едем на лошадке».

1.1.1.2. Тема: « Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят 

     5.Упражнение «Найди фрукт» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Теория:

1.Артикуляционный комплекс «Зарядка для язычка».

2.Пальчиковая игра «Тук, тук кулачком» Е. Железнова.

3.Упражнение «Раздуй семечки» (развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот).

Дидактическая игра «Одинаковое-разное», учить детей сравнивать.

Игра «Звуковые истории» (Мерсибо), закреплять умения правильно произносить звуки.

 4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Едем на лошадке».

1.3.1.4. Тема: « Есть у нас огород, посмотри что там растет ».

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Теория:

Знакомство с артикуляционными упражнениями: «Наказать непослушный язычок", «Барабан», «Маляр», «Парус».

2.Пальчиковая игра «Капуста» Е. Железнова.

3.Игра «Чудесный мешочек».

 Д/и «Назови ласково» (с мячом), учить образованию уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

Разучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы «Огород».

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «А-О-У-И-Э».

      5.Упражнение с массажерами Су-Джок «Ёжик».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Знакомство с артикуляционными упражнениями: «Пароход», «Пароход гудит», «Приклей конфетку», «Дятел».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Капуста» Е. Железнова.

3.Игра «Поймай слово» развитие фонематического восприятия.

Д/и «Громко-тихо» развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Разучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы «Огород».

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «А-О-У-И-Э».

5.Упражнение в тетради формирование и развитие графо-моторных навыков         «Дорисуй палочки у флажков, листочков и цветков.

2.1.2.2. Тема: « О чем рассказывает одежда  ».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.Артикуляционный комплекс «Утро с котиком Мурзиком».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Перчатки» Е. Железнова.

3.Игра «Поймай слово», развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Д/и «Сравни», учить детей сравнивать предметы одежды, развивать речь.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Мишка».

 5.Упражнение «Разложи пуговицы по размеру», учить сортировать пуговицу   по размеру; обозначать результаты сравнения словами БОЛЬШАЯ- МАЛЕНЬКАЯ, БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ, развивать мелкую моторику пальцев рук

Теория:

       Д/и «Обобщение-исключение», учить детей обобщать, исключать лишнее.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Мишка».

     5.Упражнение в тетради формирование и развитие графомоторных навыков  «Раскрась по цифрам».  

2.3. 2.4. Тема: «Я их чищу, берегу, по дорожке побегу».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.Артикуляционный комплекс «Утро с котиком Мурзиком».

Практика:

2.Пальчиковая гимнастика «Обувь».

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь считать:

Раз – туфли, (Дети загибают пальцы на руке).

Два – сапожки,

3.Д/и «Посчитай-ка», учить согласовывать числительные с существительными.

Д/и «Запомни-повтори», развивать фонематическое восприятие.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Каблучок».

Три ботинки,

Четыре – босоножки

И, конечно, тапки – пять.

Ножкам надо отдыхать.

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.Артикуляционный комплекс «Веселая артикуляционная гимнастика»

Практика:

2.Пальчиковая игра «Ручки» Е. Железнова.

3.Д/и «Назови кухонную посуду» (столовую, чайную)

Игра на развитие фонематического слуха «Поймай посуду»

4.Логоритмическое упражнение  (Е. Железнова) «Ножки, ножки, вы куда бежите».

2.5.2.6. Тема: «Много разной есть посуды ».

  4.Упражнение на развитие графомоторных навыков, работа в тетрадях «Нарисуй узоры на посуде так, как показано на образцах».

 Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.Артикуляционный комплекс «Веселая артикуляционная гимнастика»

Практика:

2.Пальчиковая игра «Ручки» Е. Железнова.

3.Д/и «Попугай», развивать фонематический слух, закреплять звукопроизношение.

Игра «Узнай, что звучало?» (узнавание неречевых звуков).

4.Логоритмическое упражнение  (Е. Железнова) «Ножки, ножки, вы куда бежите».

      5.Упражнение с массажерами Су-Джок «Мы тарелку моем, моем».

2.7.2.8. Тема: « Мы играем и мебель подбираем ».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Теория:

Артикуляционный комплекс «Зарядка для язычка».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Ладошка» Е. Железнова.

3.Упражнение «Раздуй горошки» (развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот).

4.Дидактическая игра «Играем- подбираем».

5.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Коза».

6.Упражнение с массажерами Су-Джок.

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционный комплекс «Зарядка для язычка»

Практика:

2.Пальчиковая игра «Ладошка» Е. Железнова.

3.Дидактическая игра «Узнай по описанию» (с мячом), «Назови ласково».

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова)

5. Подвижная игра «Много мебели в квартире»

3. Раздел: « Зима».

3.1.3.2. Серебром зима украсила все вокруг».

1.Артикуляционный комплекс «Утро с котиком Мурзиком».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Играем в снежки» Е. Железнова.

3.Дыхательное упражнение «Буря в стакане воды»

развитие сильного ротового выдоха, обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Игра «Узнай, что звучало?» (узнавание неречевых звуков).

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Ёж».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов

артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

5.Упражнение в тетради формирование и развитие графомоторных навыков   «Выполни штриховку фигур».

3.3.3.4. Тема: « Зимние забавы ».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.Артикуляционный комплекс «Утро с котиком Мурзиком».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Играем в снежки» Е. Железнова.

3.Д/и «Зима какая?» (с прищепками), развивать словарный запас детей. Игра (Мерсибо) «Лирический сугроб», развивать слуховое внимание, слуховую память. Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку».

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Ёж». 

         5.Развитие графомоторных навыков «Обведи рисунки и раскрась их».

   3.5.3.6.Тема: « Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать ».

    Теория:

 Цель: выработка полноценных движений и определенных положений     органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика с Машей».

 Практика:

2.Пальчиковая игра «Гули» Е. Железнова.

3.Игра «Дятел», учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту, развивать чувство ритма. 

Содержание:

Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем

 Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика с Машей».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Гули» Е. Железнова.

3.Д/и «Посиделки-постоялки» (Мерсибо), развивать глагольный словарь.

Д/и «Посчитай-ка», учить согласовывать числительные с существительными.

Упражнение на дыхание «Согрей птичку».

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Наши ручки».

      прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.

Долбит дятел в лесу сук,

Раздаётся: тук-тук-тук!

Д/и (Мерсибо) «Сорока – белобока», обобщающие слова.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Наши ручки».

5.Упражнения с массажными мячиками «Повтори за мной».

       6.Упражнение на развитие графомоторных навыков, работа в тетрадях   «Раскрась картинку. Обрати внимание на цвета точек».

      3.7.3.8. Тема: « Скоро, скоро, Новый год. Он подарки принесет ».

         Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.Артикуляционный комплекс «Утро с котиком Мурзиком».

Практика:

2.Пальчиковая игра «У тебя Дед Мороз» Е. Железнова.

3.Игра «Заморожу», «Снежный ком».

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Вперед 4 шага».

 5.Упражнение на развитие графомоторных навыков, работа в тетрадях «Обведи картинки и раскрась».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.Артикуляционный комплекс «Утро с котиком Мурзиком»

Практика:

Упражнение на дыхание «Подуй на Снегурочку»

3.Д/и «Назови зимнее слово», развивать словарный запас детей.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Вперед 4 шага».

2.Пальчиковая игра «У тебя Дед Мороз» Е. Железнова.

5..Игра «Узнай, кто пришел (по музыке)?», развивать фонематический слух.

6.Д/и «Выложи из палочек» учить выкладывать по схеме из  палочек Кюизенера.

4. Раздел: «Детский сад».

4.1.4.2.Тема: « Мы игрушками играем ».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Знакомство с артикуляционными упражнениями: «Лопаточка», «Иголочка», «Месим тесто», «Мост».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Погремушка» Е. Железнова.

3.Игра «Отгадай загадку» развивать умение отгадывать загадки, развивать фонематический слух.

Дыхательное упражнение «Веселые движения», развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать  речь с движением.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Кукла с кубиком идет».

5.Упражнение на развитие графомоторных навыков, работа в тетрадях «Закрась мячи, обведи машинки».

Теория:

Знакомство с артикуляционными упражнениями: «Лопаточка», «Иголочка», «Месим тесто», «Мост».

Практика;

2.Пальчиковая игра «Погремушка» Е. Железнова.

3.Дыхательное упражнение «Футбол».

Игра «Озорные бубенцы», развитие фонематического восприятия.

Д/и «Чего не стало?», развитие грамматического строя речи.
4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова)
«Кукла с кубиком идет».

5.Упражнение на развитие графомоторных навыков, работа в тетрадях «Заштриховать матрешку» слева направо горизонтальными линиями.

4.3.4.4.    Тема: «Мой любимый детский сад ».

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

2.Пальчиковая игра «Мы кружок нарисовали» Е. Железнова.

3.Игра с мячом «Давайте познакомимся».

Дыхательная гимнастика «Насос».

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Про нас».

        Теория: Знакомство с язычком. Знакомство с артикуляционными упражнениями: «Окошко», «Лягушка», «Слоник», «Лягушка» – «Слоник».

         5.Упражнение для развития мелкой моторики рук «Переберем крупу».

 Теория:

Знакомство с артикуляционными упражнениями: «Окошко», «Лягушка», «Слоник», «Лягушка» – «Слоник».

Практика:

Пальчиковая игра « Мы кружок нарисовали» Е. Железнова.

3.Д/и «Кто работает в детском саду», развивать словарный запас детей.

Д/и «Кого нет?», учить образованию существительных в Р.П.

Д/и «Громко-тихо» на развитие силы голоса, умение менять громкость.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Зарядка».

  5.Упражнение на развитие графомоторных навыков, работа в тетрадях «Помоги животным пройти по дорожкам». Нарисуй прямые линии».

4.5.4.6. Тема: «Каждый мальчик может стать солдатом».

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика с Машей».

2.Пальчиковая игра «Солдатики» Е. Железнова.

3.Д/и «Бывает - не бывает», «Обобщение-исключение».

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «И левая, и правая».

5.Упражнение с массажерами Су-Джок «Самый лучший!»

Может он в футбол играть,

    Может книжку мне читать

     Может суп мне разогреть,

     Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Теория:

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика с Машей».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Солдатики» Е. Железнова.

3.Д/и «Бравые солдаты», развивать умение действовать в соответствии с музыкой. Игра «Какое слово отличается?».

        4.Логоритмическое упражнение  (Е. Железнова) «И левая, и правая».

5.Упражнение на развитие графомоторных навыков, работа в тетрадях «Сбей мячиками кегли. Проведи прямые линии. Раскрась кегли».

4.7. 4.8. Тема: «Семья».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для свистящих».

2.Пальчиковая игра «Семья» Е. Железнова.

3.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Хлопки».

4.Д/и «Выложи из палочек» учить выкладывать по схеме из палочек Кюизенера.

Теория:

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для свистящих».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Семья» Е. Железнова.

3.Д/и «Звуковые истории», закреплять звукопроизношение.

Упражнение «Три медведя», учить детей говорить разной высотой голоса.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Хлопки».

5.Упражнение с массажерами Су-Джок «Семья»:

Этот пальчик - дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик - бабушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик - папенька,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик - маменька,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик - Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой

Самый лучший ПАПА мой!

5.1.5.2. «Праздник 8 Марта ».

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Теория:

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для свистящих».

2.Пальчиковая игра «Вот какие мы большие» Е. Железнова.

3.Д/и «Назови действие», «Повтори за мной».

Всех их очень любят дети!

(Сжимать и разжимать шарик сначала  в левом, потом в правом кулаке).

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(Надевают кольцо на каждый палец по одному на каждую профессию).

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

4.Логоритмическое упражнение  (Е. Железнова) «Стираем вещи».

5.Упражнение с массажерами Су-Джок «Наши мамы».

Много мам на белом свете,

(Сжимать и разжимать шарик сначала  в левом, потом в правом кулаке).

5.3.5.4. Раздел: «Весна »

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков:

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для свистящих».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Весна» Е. Железнова.

3.Заучивание стихотворения «Вышло солнце в небеса» (Живые мнемотаблицы).

Упражнение на дыхание «Деревья качаются».

Игра «Какое слово отличается?», развитие фонематического восприятия.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Мишка» (че, чу, чи).

5.Д/и «Выложи из палочек» учить выкладывать по схеме из палочек Кюизенера.

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.Артикуляционный комплекс «Веселая артикуляционная гимнастика»

Практика:

2.Пальчиковая игра «Поросята» Е. Железнова.

3.Игра «Кто-кто в теремочке живет?»

Игра "Клубочек", «Кто спрятался за забором».

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Котенок»

Комплекс «Артикуляционная гимнастика для свистящих».

2.Пальчиковая игра «Весна» Е. Железнова.

3.Упражнение на дыхание «Дует, дует ветерок».

Д/и «Весна какая?» развитие словаря.

Заучивание стихотворения «Вышло солнце в небеса» (Живые мнемотаблицы).

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Мишка» (че, чу, чи).

5.5.5.6. Тема: «Милая певунья, ласточка родная, к нам домой вернулась из чужого края».

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Теория:

1.Артикуляционный комплекс «Зарядка для язычка».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Пять утят» Е. Железнова.

3.Дидактическая игра «Какая птица улетела?», закреплять названия птиц, развивать зрительное восприятие.

Упражнение «Голоса птиц», учить детей узнаванию неречевых звуков.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Журавли».

5.Упражнение с массажными мячиками «Перелетные птицы».

Тили – тели, тиле – тели,

С юга птицы прилетели!

Дети катают мячики между ладонями.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.

Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж. Сжимают массажные мячики.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! Дети катают мячики между ладонями.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционный комплекс «Зарядка для язычка».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Пять утят» Е. Железнова.

3.Игра «Поделим слова на части» (хлопаем руками),

развивать слуховое внимание, учить детей делить слова-названия перелетных птиц на части.

Д/и «Назови, кого нет», развивать зрительное восприятие, память, внимание и речь.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Журавли».

      Теория:

5.Упражнение в тетради на формирование и развитие графомоторных навыков «Обведи птичку».

 

5.7.5.8. «В зоопарке мы гуляем, про животных все узнаем».

      Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов     артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков:

      1.Артикуляционный комплекс «Веселая артикуляционная гимнастика».

       Практика:

      2.Пальчиковая игра «Волк» Е. Железнова.

3.Д/и «Что делают животные?» (работа с сюжетными картинками на   фланелеграфе).

 4.Игра «Зайцы и лисички» (развитие слухового внимания, умения   реагировать на изменение темпа музыки).

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

1.Артикуляционный комплекс «Веселая артикуляционная гимнастика».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Волк» Е. Железнова.

3.Д/и «У кого – кто?» (с мячом) учить называть детенышей диких животных, повторять предложения.

4.Д/и «Путаница», развитие грамматического строя речи.

5.Д/и «Волк и овцы», развитие фонематического слуха.

6. Раздел: « Безопасность дома и на улице ».

6.1.6.2.Тема: « Как прекрасен город наш ».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков:

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для шипящих».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Дом» Е. Железнова.

3.Игра «О чём говорит улица?».

Игра «Тихо – громко говори».

Теория:

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для шипящих».

2.Пальчиковая игра «Я хочу построить дом» Е. Железнова.

3.Игра «Разговор шёпотом» развитие шепотной речи.

Игра «Подружи звуки» развитие навыков звукового анализа.

4.Логоритмическое упражнение «У оленя дом большой».

5.Д/и «Выложи из палочек» учить выкладывать по схеме из палочек Кюизенера.

6.3.6.4. Тема: «Космонавтом быть хочу, может в космос полечу ».

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Теория:

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для шипящих».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Мальчик с пальчик» Е. Железнова.

3.Игра «Исправь Незнайкины ошибки» развивать фонематическое восприятие, пополнять словарный запас детей.

Игра «Лалабама» (Мерсибо).

Игра «Инопланетянин».

4.Логоритмическое упражнение  (Е. Железнова) «Танец маленьких утят».

5.Д/и «Выложи из палочек» учить выкладывать по схеме из палочек Кюизенера.

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для шипящих».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Мальчик с пальчик» Е. Железнова.

3.Игра «Хлопни-топни» развивать внимание, фонематическое восприятие.

Упражнение на дыхание «Парашютисты».

Игра «Лалабама» (Мерсибо).

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Танец маленьких утят».

     5.Упражнение на развитие графомоторных навыков, работа в тетрадях.

6.5.6.6 Тема: «Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?» 

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Теория:

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для шипящих».

Практика:

2.Пальчиковая игра «В лодке» Е. Железнова.

3.Дыхательное упражнение «Плыви, кораблик!»

Игра «Звук заблудился» развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие.

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Паровозик».

5.«Выложи транспорт из камушек по контуру», развивать мелкую моторику рук.

Упражнение с массажерами Су-Джок «Транспорт»:

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть

(Дети катают Су – Джок между ладонями).

Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для шипящих».

2.Подвижная  игра «Гонки» Е. Железнова.

3.Игра «Телефон» игра на внимание, фонематическое восприятие.

Д/и «Назови транспорт» (наземный, воздушный, и.т.д.).

Д/и «Назови действие», «Какой, какая».

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Паровозик».

(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).

 Пять пальцев мы в кулак зажмем,

  Пять видов транспорта мы назовем.

 (Дети сжимают пальцы в кулачок).

  5.Упражнение на развитие графомоторных навыков, работа в тетрадях «Заштриховать транспорт любым способом».

 6.7.6.8.  Тема: « Наш дом ».

Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

 1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для шипящих».

Практика:

 2.Пальчиковая игра «Замок» Е. Железнова.

 3.Д. Игра «Где наш дом?», «Назови части дома», «Громко-тихо».

 4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Мишку на руки возьми».

 5.Упражнение с массажерами Су-Джок «Дом и ворота».

 На поляне дом стоит, (Пальцы левой и правой рук соприкасаются с  шариком).

 Ну а к дому путь закрыт. (Зажать шарик в кулачке).

 Мы ворота открываем, (Разжать кулачок).

 В этот домик приглашаем.

 Теория:

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

1.Комплекс «Артикуляционная гимнастика для шипящих».

Практика:

2.Пальчиковая игра «Замок» Е. Железнова.

3.Игра «Эхо» развивать фонематическое восприятие.

Д/и «Какой дом?», «Слогодэнс» (Мерсибо).

4.Логоритмическое упражнение (Е. Железнова) «Мишку на руки возьми».

 5.Упражнение на развитие графомоторных навыков, работа в тетрадях «Обведи вторые изображения предметов и дорисуй их так, чтобы они стали похожи на первые

Методическое обеспечение.

            Печатные пособия.

  • Наборы сюжетных (предметных) картинок.
  • Альбомы для работы над звукопроизношением.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика по лексическим темам.
  • Скороговорки для автоматизации звуков.
  • Загадки по лексическим темам.                                 

Д

       Игры и игрушки

  • Игры для развития мелкой моторики.
  • Игры для развития речевого дыхания.
  • Игры для развития фонематических процессов.
  • Дидактические игры на развитие психических функций –

мышления, внимания, памяти, воображения.

  • Резиновые массажные мячи.
  • Массажеры Су-джок.

Техническое обеспечение.

  • Проектор.
  • Ноутбук.

Оборудование.

  • Зеркало настенное
  • Зеркала для индивидуальной работы
  • Магнитная доска, магнитная азбука;
  • Стол, стулья для детей
  • Шкаф для хранения дидактических пособий.

                              Педагогические методики и технологии.

                                                    Методы и приемы.

     

Дидактическое обеспечение.

 На  логопедических занятиях  используются следующие дидактические игры игровые упражнения  и задания:

1 «Узнай по звуку»

2 «Кто больше»

4 «Слоговое лото»

5 «Дополни слог, слово»

6 «Тишина»

7 «Узнай звук»

8 «Слоговой аукцион»

9 «Найди слово в слове»

10.«Третий лишний»

11.«Напиши кружочками»

12.«Слушай хлопки»

13.«Угадай на чем играю»

14.«Шумовые баночки»

15.«Хорошо – плохо»

16.Скажи кто так?»

17.«Что к чему?»

18.«Кто так говорит, делает?»

19.«Метель»

20.«Дует ветер»

21.«Волшебный мешочек»

22.«Крылатое слово»

23.«Три медведя»

24.«Звуковая цепочка»

25.«Чего не стало»

26.«Раздели по группам»

27.«Рифмы»

28.«Слушай и выбирай»

29.«Подбери пару»

30.«Инопланетяне»

31.«Наоборот»

32.«Что просит Маша »

33.«Рассыпанное слово»

34.«Узнай по описанию»

35.Подбери слово»

36.«Звук заблудился»

37.«Расшифруй слово»

38.«Повтори, не ошибись!»

39.«Кто где живёт»

40.«Заколдованные слова»

41.«Найди букву»

42.«Кто как двигается?»

43.«Назови ласково»

44.«Измени слово»

45.«Найди звук»

46.«Придумай слово»

47.«Доскажи словечко»

48.«Звук заблудился»

49.«Закончи слово, предложение»

50.«Анаграммы»

51.«Времена года»

Электронные ресурсы.

1. Логопед http://logoped74.narod.ru/TZ.html

2.Логопедический портал http://logopedy.ru/portal/logoped-naglyadnost/ logoped-prezentacii.html

3. Логопедия http://bravomusic.ru/prezentaciyu-po-logopedii-7c.html

4. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/

5. Мерсибо logo@mersibo.r

                      Техническое обеспечение программы.

 Необходимое условие реализации программы создаётся и пополняется методическими, наглядными, мультимедийными пособиями.  

 Картотека мультимедийных презентаций по лексическим темам и автоматизации звуков:

1.Одежда.

2.Моя семья.

3. « Во саду ли в огороде ».

4. Зима

5.Весна.

6.Осень.

7.Транспорт.

8.Домашние животные и их детеныши.

9.Дикие животные.

10.Опасные предметы.

11.« Заюшкина избушка ».

12.интерактивная игра « Собери фрукты в корзинку ».

13.Птицы.

14. Наш город.

15.Звук Л в конце слова.

16.Звук Л при стечении согласных в словах.

17.Звук Л в середине слова.

18.Звук Р в сочетании со звуками ТР, ДР.

19.Звук Р.

20.Звук Р в середине слова.

21.Звук С в начале слова.

22.Звук С в середине слова.

23.Звук С в конце слова.

24.Звук Ш в начале слова.

25.Звук Ш в конце слова.

                           Методическая литература:

 «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования"/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 

        Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года). Цель программы - всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: Школьная Пресса, 2003.

 Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - самая распространённая категория детей с отклонениями речевого развития. они представляют собой реальную группу по неуспеваемости при овладении письмом и чтением в общеобразовательной школе.  

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: "Гном-Пресс", 1999.

 Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приёмы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

       Пособие включает перспективный план и конспекты занятий. Каждое занятие комплексное, проводится на материале одной лексической темы и содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте, связной речи (3 книги).

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

       В альбоме предоставлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи.

 Наглядные пособия:

      - Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста" / под ред. Е.А.Стребелевой - Москва, "Просвещение", 2007.

- Наглядно-дидактическое пособие по логопедии «Логоцветик» по автоматизации  свистящих и шипящих звуков.

- логопедические карточки по местоимениям «Он, она, они».

- логопедические кубики «Произнеси правильно».

- игры - запоминалки «Зверюшки ».

- пальчиковый набор «Сказки»

-  наборы фигурок «Дикие и домашние животные».

- набор карточек « Играем с предлогами ».

                                              Список литературы.

1.Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2012.-192с. (Модули программы ДОУ)

2.Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», /А.Е.Белая, В.И. Мирясова // Творческий центр  «Сфера», М. -2002.

3.Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-80с.

4.Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. Пособие /В.К. Воробьева// —2006. — С158.

5.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук // Издательство: Литера, М. -2004г.

6.Пятибратова Н.В. Логопедичевкие занятия с элементами методики Монтессори. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.

7.Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников. Логопедия сегодня./О.В. Сингаевская//- 2011г. - №2. – С.26-30

 8.Т. А. Ткаченко Развиваем мелкую моторику /Ткаченко Т. А.;[ил. Е. Нитылкиной]. - М.: Эксмо, 2010.- 64 с.:ил.

9.Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер.с нем-2-е изд.-М.: Генезис,2010.-143с.

                    Список литературы для детей и родителей.

1.Анищенкова Е. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.- М: 2006.-169с..

2.Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи.- М.: Эксмо, 2011.-192.:ил

3.Макерова, О. Н. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents.

4. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.azbukalogopeda.ru http://www.logoped.

                                                                                           Приложение 1                                      

          Упражнения артикуляционной гимнастики.

« Окошко ».

         Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

 « Слоник ».

Цель: выработать подвижность и активность губ.

Методические рекомендации: из положения «Лягушка» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре губ не было дырочки. Круговая мышца губ собирается в морщинки (вокруг контура губ незначительное побледнение кожи). Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

«Лягушка» – «Слоник ».

чередование

Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Методические рекомендации: из положения «Лягушка» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5 – 6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

« Месим тесто ».

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

«Вкусное варенье » («Чашечка»).

Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2 – 3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.

« Чашечка» Методические рекомендации: выполнить последовательно упражнения «Лягушка» - «Окно» - «Мост» - «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3 – 4 раза. Широкий кончик языка загибается вверх.

«Лопаточка »..

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

« Мост ».

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Лягушка» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев надо провести логопедический массаж для подавления гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции

« Иголочка ».

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.

Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

« Лопата копает ».

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Методические рекомендации: выполнить последовательно упражнения «Лягушка» - «Окно» - «Мост» - «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3 – 4 раза. Широкий кончик языка загибается вверх.

« Холодный ветер ».

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [ с ] по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Лягушка» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3 – 4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [ с ]. Подуть на язык. Кисть руки под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

Упражнение "Грибок".

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении "улыбки". При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении. Методические указания.

1.  Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.

2.  Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.

Упражнение "Индюки".

Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.

Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отры¬вать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки "бл - бл" (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.

2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.

« Часики ».

Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.

Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

« Качели ».

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

« Лошадка ».

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

« Наказать непослушный  язычок ».

Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнение. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки " п я - п я - п я ". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до  пятидесяти.

                                                                                         Приложение 3

Дидактические игры для формирования фонематических процессов

Игра « Тишина ».

 Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра « Угадай, на чём играю ».

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

 Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра « Узнай по звуку ».

 Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра « Шумовые баночки ».

 Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра « Где хлопнули? », Игра «Где позвонили».

 Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

 Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

"Кто быстрее? "

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

Игра « Полянка ».

 Цель: узнавать ритмический рисунок.

 На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.

- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

Игра « Высоко – низко ».

 Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко ».

 Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

2 этап - развитие речевого слуха.

 Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

 - различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра « Метель ».

 Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

 -Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра « Дует ветер ».

 Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

 Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

 Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

 Игра « Громко - тихо ».

 Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

 Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя ».

 Цель: развитие умения менять высоту голоса

 Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

 Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра « Близко – далеко ».

 Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно - неправильно".

 1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

 2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

 Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

 Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра « Слушай и выбирай ».

 Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

 рак, лак, мак, бак

 сок, сук

 дом, ком, лом, сом

 коза, коса

 лужи, лыжи

 мишка, мышка, миска

 Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра» « Какое слово отличается? ».

 Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

 Ком-ком-кот-ком

 Канава-канава-какао-канава

 Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

 Будка-буква-будка-будка

 Винт-винт-бинт-винт

 Минута-монета-минута-минута

 Буфет-букет-буфет-буфет

 Билет-балет-балет-балет

 Дудка-будка-будка-будка

- дифференциация слогов

Игра « Одинаковые или разные ».

 Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра « Похлопаем ».

 Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра « Что лишнее? ».

 Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра « Инопланетянин ».

 Цель: дифференциация слогов.

 Оборудование: шапочка инопланетянина.

 Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

-дифференциация фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

 -выделение гласных из ряда звуков.

 -узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

 -узнавание гласных на фоне многосложных слов.

 -выделение согласных из ряда других звуков.

 - узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Воздух свободно идет через рот,

 Нет препятствий разных.

 Голос участвует, голос поет.

 Звук получается гласный

 Спеть согласные бы рады,

 Но во рту одни преграды:

 Шепот, свист, жужжанье, рык

 Преподносит нам язык.

Игра « Что просит мышка ».

 Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

 Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

 Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Доскажи словечко».

 Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

 На ветке не птичка -

 Зверек-невеличка,

 Мех теплый, как грелка.

 Зовут его (белка).

Игра « Звук заблудился ».

 Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла

 По дороге вдоль села.

Игра «Поймай звук». « Поймай песенку ».

 Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

 Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра « Найди звук ».

 1.Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

                                                                             

                                                                                       

                                                                                                          Приложение 4

        Помоги животным пройти по дорожкам. Нарисуй кривые линии.

                                         Пройди по дорожкам.

        

Сбей мячиками кегли. Проведи прямые линии.

                                                      Раскрась кегли.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....