Родителям будущих первоклассников: «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Буякова

Родителям будущих первоклассников:

 «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?»


    Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в “неудачных” одноклассниках. При этом родители нередко полагают, что научить ребенка грамоте, а затем и грамотному письму – дело школы. В целом это правильно, но только с одной весьма существенной оговоркой: результаты школьного обучения очень во многом зависят от того, насколько ребенок к нему готов.

 В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность  детей, неусидчивость, нежелание учиться и т.д. В ряде случаев родители правы, но, как правило, за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы – это  трудности в овладении навыками письма и чтения, которые  называются дисграфией и дислексией. Как правило, если есть что-то одно, то имеется и другое.

    Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения (неправильное произнесение звуков) и замены букв, искажение звукослоговой структуры слова (перестановки звуков, слогов в словах, пропуски звуков, слогов), нарушения слитности написания отдельных слов в предложении (слитное написание предлогов со словами), аграмматизмы на письме (ошибки при согласовании существительных с числительными, существительных с прилагательными).

    При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк (пишут такие дети медленно, неровно)

    У детей с дисграфией часто встречающиеся нарушения это: несформированность оптических функций (недописания элементов букв, зеркальное написание и т.д.), акустические нарушения (как слышу, так и пишу)

    Дислексия – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, т.е. слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что сопровождается непониманием прочитанного.

   Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги  слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

        В группу риска детей с нарушениями письменной речи попадают те школьники, у которых имеется:

- нарушение фонематического слуха (ребенок не может выделить заданный звук из слова, не определяет последовательность звуков в слове, не определяет место звука в слове)

- нарушение пространственного восприятия (ребенок путает право – лево, верх – низ и т.д.)

- плохая дифференциация звуков и букв (при произнесении слов ребенок, например, заменяет звук «Ш» на «С», «Ж» на «З» ) и это переносится на письмо.

- плохое сливание звуков (ребенок затрудняется при чтении «соединить» 2 буквы). Этому, может быть, причина – неправильное называние букв.

- трудности осуществления звукового анализа слова (ребенок затрудняется в определении последовательности звуков в слове, месте звука в слове, количества звуков в слове, определении звонкости и мягкости звуков)

- несформированность графомоторного навыка, в том числе и мелкой моторики

    В процессе письма большую роль играет сформированность мелкой моторики (моторика пальцев рук). Чем лучше развиты движения пальце рук, тем лучше  и быстрее формируется граформоторный навык (важно, чтобы к началу обучения в школе у детей был сформирован навык правильного держания ручки, карандаша). Это будет способствовать  четкому, достаточно красивому и быстрому письму. Ведь именно недостаточный уровень технических навыков письма является одной из основных причин неуспешности детей в учении.

    Нарушения чтения и письма чаще всего становятся наиболее очевидными в конце 1-го начале 2-го класса и детям с выявленными нарушениями письменной речи необходима квалифицированная помощь и взаимодействие между  логопедом, психологом и родителем.

  Из всего выше сказанного можно сказать, что  профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.  Вся профилактическая работа проводится в детском саду: это развитию зрительно - пространственных функций, памяти, внимания, формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, устранение нарушений устной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям будущих первоклассников:

 «Что такое дисграфия? Что такое дислексия?»


    Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в “неудачных” одноклассниках. При этом родители нередко полагают, что научить ребенка грамоте, а затем и грамотному письму – дело школы. В целом это правильно, но только с одной весьма существенной оговоркой: результаты школьного обучения очень во многом зависят от того, насколько ребенок к нему готов.

 В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность  детей, неусидчивость, нежелание учиться и т.д. В ряде случаев родители правы, но, как правило, за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы – это  трудности в овладении навыками письма и чтения, которые  называются дисграфией и дислексией. Как правило, если есть что-то одно, то имеется и другое.

    Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения (неправильное произнесение звуков) и замены букв, искажение звукослоговой структуры слова (перестановки звуков, слогов в словах, пропуски звуков, слогов), нарушения слитности написания отдельных слов в предложении (слитное написание предлогов со словами), аграмматизмы на письме (ошибки при согласовании существительных с числительными, существительных с прилагательными).

    При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк (пишут такие дети медленно, неровно)

    У детей с дисграфией часто встречающиеся нарушения это: несформированность оптических функций (недописания элементов букв, зеркальное написание и т.д.), акустические нарушения (как слышу, так и пишу)

    Дислексия – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, т.е. слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что сопровождается непониманием прочитанного.

   Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги  слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

        В группу риска детей с нарушениями письменной речи попадают те школьники, у которых имеется:

- нарушение фонематического слуха (ребенок не может выделить заданный звук из слова, не определяет последовательность звуков в слове, не определяет место звука в слове)

- нарушение пространственного восприятия (ребенок путает право – лево, верх – низ и т.д.)

- плохая дифференциация звуков и букв (при произнесении слов ребенок, например, заменяет звук «Ш» на «С», «Ж» на «З» ) и это переносится на письмо.

- плохое сливание звуков (ребенок затрудняется при чтении «соединить» 2 буквы). Этому, может быть, причина – неправильное называние букв.

- трудности осуществления звукового анализа слова (ребенок затрудняется в определении последовательности звуков в слове, месте звука в слове, количества звуков в слове, определении звонкости и мягкости звуков)

- несформированность графомоторного навыка, в том числе и мелкой моторики

    В процессе письма большую роль играет сформированность мелкой моторики (моторика пальцев рук). Чем лучше развиты движения пальце рук, тем лучше  и быстрее формируется граформоторный навык (важно, чтобы к началу обучения в школе у детей был сформирован навык правильного держания ручки, карандаша). Это будет способствовать  четкому, достаточно красивому и быстрому письму. Ведь именно недостаточный уровень технических навыков письма является одной из основных причин неуспешности детей в учении.

    Нарушения чтения и письма чаще всего становятся наиболее очевидными в конце 1-го начале 2-го класса и детям с выявленными нарушениями письменной речи необходима квалифицированная помощь и взаимодействие между  логопедом, психологом и родителем.

  Из всего выше сказанного можно сказать, что  профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.  Вся профилактическая работа проводится в детском саду: это развитию зрительно - пространственных функций, памяти, внимания, формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, устранение нарушений устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»

Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...