Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии «геокешинг» в старшей логопедической группе на тему «В гости к лесным обитателям»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка предназначен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие имеет проблемную ситуацию, интересный сюжет в виде путешествия «В гости к лесным обитателям». Во время всего занятия у детей поддерживается интерес к игровой ситуации; развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря, развитие связной речи; большое внимание уделяется формированию правильного уклада звуков, развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_s_elementami_geokeshinga.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии «геокешинг» в старшей логопедической группе на тему «В гости к лесным обитателям»

                                                                                                                                                  Учитель-логопед Денисова С.В.

                                                                                                                                                  Воспитатели: Ермохина Т.А., Зиннатуллина А.М.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №68»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Аннотация к работе: конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка предназначен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие имеет проблемную ситуацию, интересный сюжет в виде путешествия «В гости к лесным обитателям». Во время всего занятия у детей поддерживается интерес к игровой ситуации; развиваются психические процессы детей с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря, развитие связной речи; большое внимание уделяется формированию правильного уклада звуков, развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики. Данный материал могут использовать воспитатели, дефектологи, учителя-логопеды.

Тема: «В гости к лесным обитателям».

Возрастная группа: старшая группа дошкольного образовательного учреждения (5-6 лет).

Интеграция содержания образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие.

Форма совместной деятельности: совместная организованная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и детей.

Форма организации: фронтальная

Программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Говорим правильно» Гомзяк О.С. Программа коррекционно – развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР с 3 до 7 лет, Нищевой Н. В.

Средства:

-  Зрительный ряд: иллюстрации с изображением деревьев, плоскостные картинки с изображением диких животных и детенышей.

- Литературный ряд: чтение текста к упражнению по развитию общей моторики Коротковой Г.С. «Дикие животные»; пальчиковая гимнастика В. Пальчинскайте «Есть у каждого свой дом», загадки о животных.

- Музыкальный ряд: звукозапись «Звуки природы»;

- Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: проектор, экран, ноутбук;

- Материалы: карта-схема путешествия, 2 мольберта, пособие «Дерево», предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «белка»; картинки с изображениями диких животных и детёнышей (зайчихи и зайчонка, медведицы и медвежонка, лисы и лисенка, волчицы и волчонка, ежихи и ежат); мяч.

Предварительная работа: 

- с детьми: рассматривание с детьми иллюстраций с изображением леса, животных и детенышей, мест обитания животных; чтение детям русской народной сказки «Зимовье зверей»; разучивание текста к упражнению по развитию общей моторики «Дикие животные», пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом»; разучивание физкультминутки «Лес ветвями качает»;

- воспитателя: подготовка конспекта, наглядного и раздаточного материала к занятию.

Последующая работа: дети используют полученные знания в настольных играх «Кто где живет?», «Чей хвост?», в сюжетно-роевой игре «Зоопарк», в самостоятельных играх.

Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Формировать лексико-грамматические средства языка.

Задачи

Задачи Этно-культурной составляющей

Воспитательные:

- воспитывать стремление помочь игровым персонажам и друг другу;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность, инициативу, способность сосредоточиться; 

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;

Обучающие:

- создать условия для формирования представлений о жизни обитателей леса;

- способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о диких животных и детенышах (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни);

- учить ориентироваться на местности по карте-схеме, определяя направление маршрута.

- учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные;

- упражнять в согласовании существительных единственного и множественного числа с притяжательными прилагательными;

- создать условия для закрепления названий животных, которые обитают в лесах Поволжья.

Ход:

1 этап «Мотивация к деятельности»

Цель этапа: создание условия для проявления познавательной активности детей, стремления помочь игровым персонажам

Содержание педагогического взаимодействия

Формы, методы, приемы и технологии реализации педагогического взаимодействия

Планируемый результат

Организация рабочего пространства

Деятельность педагога

Деятельность детей

Дети с педагогом проходят в группу.

В группу заходит доктор Айболит.

На столе группы размещают

план-карту игры-путешествия, на котором отмечены кладовые.

Дети перемещаются по группе.

Педагог:

Доброе утро, ребята, исанмесез.

Ой, кто это? Ребята, это же доктор Айболит!

Айболит: - Здравствуйте, дети. Я получил письмо из нашего леса от лесных зверей.

«У нас приключилась беда. Холодно и голодно в лесу, закончились все припасы на зиму. Животные голодают! И поэтому лесные жители просят помощи, чтобы вы помогли найти кладовые, в которых спрятаны запасы».

Педагог: - Ребята, поможем лесным жителям? А что надо делать?

Айболит: - У меня с собой есть кaрта, по которой мы отправимся в волшебный лес. На кaрте указаны все клaдовые (тайники).

За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку - пaзл. Если вы соберете все пазлы и правильно их соедините, то сможете узнать место, где находится тайник с витаминами и припасами для лесных жителей.

Педагог: - Давайте рaссмотрим кaрту и решим, куда нам идти. Посмотрите, тут обозначены места, до которых мы должны добраться. Что на них изображено?  Педагог. А чтобы найти тайник, предлагаю вам отправиться в путешествие и в каждой кладовой выполнить задание.

(Упражнение для развития крупной моторики.)

«Дикие животные»

Воспитатель: Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайте руки вверх,

Шевелитесь, пальчики,

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.            

Волк озирается кругом,        

И мы головки повернем

Теперь садимся тише, тише,

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.                                            

Хотел он очень меда,

А где достать, не знал.

Дети здороваются, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассматривают карту, отмечая места остановок, анализируют игровые задания.

Выполняют упражнение в соответствии со словами стихотворения.

- Сжимание и разжимание пальцев;

- Поставить ладони на голову пальцами вверх;

- Подвигать ладонями вперед – назад;

- Ходьба на месте на носочках, плавные

движения руками перед собой;

- Руки на поясе, повороты головы

влево – вправо;

- Сесть на корточки;

- Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в локтях;

- Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид.

Педагоги активизируют детей, обращая внимание на письмо от лесных зверей.

Доктор Айболит представляет вниманию детей план-карту.

Художественное слово развивает воображение детей, помогает удерживать интерес на протяжении всей деятельности.

Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слушать воспитателя и персонажа, отвечать на вопросы, активно и доброжелательно взаимодействуют со сверстниками.

2 этап «Основная часть»

Цель этапа: создать условия для формирования представлений о жизни обитателей леса; способствовать углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о диких животных и детенышах (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни);

Дети стоят на ковре в кругу.

На стене группы размещены плоскостные силуэты деревьев, елок.

На столе перед детьми предметные картинки: «заяц», «лиса», «волк», «медведь», «еж», «белка»;

Звучит звукозапись «Звуки природы»;

Дети стоят на ковре.

На плоскостном силуэте дерева или елки размещены карточки – иллюстрации диких животных и детёнышей.

Под ёлкой лежит конверт с разрезными картинками. Такие же конверты у каждого ребёнка на столах.

На экране отражена картина «Кто где спрятался». Дети сидят вокруг ковра.

Дети стоят на ковре.

На столах у каждого ребёнка карточка с заданием «Дикие животные и жилище»

Дети стоят на ковре, в кругу.

На столе фрагменты пазла.

Дети размещаются вокруг стола.

Картинки размещаются на веревку и присоединяются прищепками.

За ёлкой спрятана корзина с овощами и фруктами.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Педагог: Представим, что мы в лесу. В лесу много деревьев, поднимем руки и представим, что мы деревья. Ветерок подул и ветки закачались.

- Подул теплый ветерок: ш-ш-ш. Вдруг подул холодный ветер с-с-с, снова подул теплый ветер ш-ш-ш. (Анализ артикуляции звуков, сравнительная характеристика: когда мы произносим этот звук язычок находится сверху, за зубками, наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы).

1 задание: «Загадки» 

Доктор Айболит – Вот и лес. Я буду загадывать загадки, отгадав их, вы узнаете, кто живет в лесу.

1. Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (ёж)

2. Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (лиса)

3. На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

4. Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. (мышка)

5. Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.  (медведь)

6. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?   (белка)

7. Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.  (заяц)

Педагог: Ребята, давайте вспомним, каких животных мы можем встретить в наших лесах?

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Ост-ост-ост – у лисы пушистый хвост.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Ши-ши-ши – ее любят малыши.

Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились, чистоговорки произнесли правильно и все загадки отгадали.

После выполнения задания получают пазл от доктора Айболита, рассматривают карту и отправляются на следующую станцию.

2 задание «Подбери признак».

Воспитатель: Ребята, а вы не боитесь животных, какие они? Заяц (какой?) — быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий. Лиса (какая?) — быстрая, ловкая, шустрая, пушистая, красивая, рыжая. Белка (какая?) — рыжая, ловкая, быстрая. Волк — злой, голодный, серый, зубастый, лохматый. Медведь — косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый. Еж — колючий, умный, смелый.

После выполнения задания получают второй пазл от Айболита.

3 задание. «Чей хвост? Чья морда?» Педагог: Ребята, посмотрите сколько тут карточек разных животных, а вот где чей хвост не могу разобрать. Пройдите за столы и помогите, пожалуйста, мне собрать целую картинку, тогда мы и узнаем ответ.

За правильно выполненное задание Айболит вручает детям пазл.

4 задание «Кто спрятался?». Воспитатель: Посмотрите ребята, испугались животные непрошенных гостей и спрятались. Давайте посмотрим, кто куда спрятался? Индивидуальные ответы детей.

За выполненное задание Айболит вручает детям пазл.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, где живут дикие животные.

Пальчиковая гимнастика 

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом          

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

5 задание. «Найди дом для животного»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть  карточки с заданием.

- Для домашних животных жилище строит человек, дикие животные сами строят жилища. Посмотрите на картинку и определите, кто где живет, соедините животное и жилище волшебной линией.

(Волк живет в логове. Логово – этo небольшая яма, в ней много листьев, травы, сучьев. Она прикрыта сверху ветками, старыми сучьями, поэтому снег не попаждает в яму.

Медведь живет в берлоге. В большом, обязательно сухом месте он устраивает берлогу, под деревом и там засыпает.

Белка живет в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, травой, сухими листьями.

Лиса живет в норе. Лисица часто использует чужие жилища, к примеру, лисе очень  нравятся удобные норы, вырытые барсуком.

Зайцы не строят себе жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.

Ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев и спят там.

За выполненное задание Айболит вручает детям пазл.

6 задание. «Назови семью животного» с мячом:

(Воспитатель бросает мяч и называет животное, кто поймал мяч называет детеныша этого животного.) Мама — зайчиха, детеныш — зайчонок (зайчата), мама — медведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата), мама — лиса, детеныш — лисенок (лисята), белка - бельчонок (бельчата), волчиха - волчонок (волчата), ежиха - ежонок (ежата).

За правильно выполненное задание доктор Айболит вручает детям пазл.

Доктор Айболит: Молодцы, ребята, все задания выполнили. Теперь перед нами стоит самая главная задача. Необходимо собрать все пазлы в единую картинку, и тогда мы узнаем, чем питаются животные и сможем помочь лесным обитателям.

7 задание «Кто чем питается» 

Зайцы зимой питаются корой и ветками деревьев. Белки зимой питаются семенами шишек. Лисы зимой питаются мышами-полевками. Волки зимой питаются зайцами и другими животными.

Воспитатель обращает внимание детей на корзину, которая стоит за ёлкой.

-Что же там, ребята? Это угощение для лесных жителей. Чего здесь только нет: капуста для зайчат, орехи для белок, яблоки для ежей. Для травоядных животных мы передадим гостинцы, а хищники найдут себе пропитание сами, ведь как говорят в народе: «Волка ноги кормят».

 - Когда Айболит вернется в лес, он обязательно передаст угощения лесным жителям.

Выполняют упражнение на дыхание

«Ветерок».

Дети отгадывают загадки, получая за правильный ответ картинку- отгадку и размещают ее на плоскостном силуэте дерева или елки.

Дети произносят слова чистоговорок.

Дети подбирают прилагательные к существительному, отвечают на вопросы: какой? какая? какие?

Дети собирают разрезные фрагменты, образуя целую картинку из частей, и называют животное, которого они собрали.

- У зайца хвост заячий. А у белки? (Беличий) У медведя (медвежий). У волка? (волчий) У лисы? (Лисий).

Индивидуальные ответы детей.

- За елью прячется лиса. Под кустом прячется заяц. За сосной спрятался волк. В дупле прячется сова. Из берлоги выглядывает медведь.

Дети загибают пальцы на обеих руках.

Удары ладонями и кулачками поочередно.

Практическая деятельность.

Дети, сидя за столами, на карточке соединяют линией животное с жилищем.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, называя детенышей животных.

Дети выкладывают целую картинку из частей.

Дети передают корзину с фруктами и овощами доктору Айболиту.

У детей вырабатывается  устойчивое положение губ, языка, для правильного произношения звуков в слогах, словах.

Наглядность способствует развитию восприятия.

Чистоговорки способствуют правильному произношению звуков в речи;

Обобщение имеющихся у детей представлений о диких животных и детенышах (внешнем виде, питании, особенностях образа жизни) способствует развитию познавательных способностей, словаря;

Умение детей употреблять в речи притяжательные прилагательные способствует расширение и обогащению словаря.

Педагог обращает внимание детей на экран, на котором изображен сюжет, животных в лесу.

Пальчиковая гимнастика помогает расслабить пальцы рук и кисть перед началом работы, развивает мелкую моторику.

Наглядность способствует развитию восприятия, углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о диких животных.

Игра с мячом способствует умению согласовывать существительные единственного и множественного числа.

Игровое упражнение способствует углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о диких животных и (питании, особенностях образа жизни);

Пополнение словаря по теме.

Дети используют полученные знания в самостоятельной деятельности, играх.

Дети самостоятельно составляют загадки о животных, взяв за основу особенности внешнего вида.

Дети правильно произносят звуки в слогах, словах.

Дети называют животных, живущих в лесах Республики Татарстан, сравнивают животных анализируют, делают выводы.

Отвечают на вопросы педагога полным предложением.

В самостоятельной и игровой деятельности дети определяют и называют местонахождения предмета, используя в речи предлоги.

Наизусть рассказывают стихотворение, выполняя пальчиковую гимнастику самостоятельно.

Самостоятельно определяют и называют место обитания животных.

Самостоятельно различают,  называют и сопоставляют в настольных играх животных и детёнышей.

В сюжетно-ролевой игре «Зоопарк» могут самостоятельно подобрать пищу для диких животных.

3 этап «Заключительная часть»

Цель этапа: создание условий для развития у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Дети располагаются на коврике, в произвольном порядке.

Оценка деятельности:

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться в детский сад.

- Где мы с вами побывали? О чем и о ком говорили?

- Кому мы помогли?

- Что вам понравилось?

- А что показалось трудным?

- Кому расскажем о нашем путешествии?

Педагог: А теперь послушайте стихотворение:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, елочек не обижай,

Всем деревьям помогай.

Дети по желанию берут карточки с животными, рассматривают еще раз.

Проводятся сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Дети активно взаимодействуют друг с другом, используя игрушки, создают постройки, в зависимости от сюжета игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного возраста. на тему: «Прогулка по осеннему лесу»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию  с использованием (ЦОР) для детей среднего дошкольного  возраста.на тему: «Прогулка по осеннему лесу»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием метода дидактического синквейна в подготовительной группе на тему: "В гости к сказке"

Занятие "В гости к сказке" разработано с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы. На занятии дети закрепляют умение составлять дидактические синквейны....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев ...