Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме "Организация и проведение артикуляционной гимнастики"
презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Данная презентация содержит пошаговую инструкцию по организации и проведению артгимнастики с дошкольниками с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_artgimnastika_wecompress.com_.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Я.Кашапова учитель-логопед МБДОУ ДС №56 «Северяночка» Мастер-класс для воспитателей «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ»

Слайд 2

Ц ЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 3

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА НЕОБХОДИМА ДЛЯ Подготовки речевых органов к постановке звуков; Тренировки мышц щек, губ, языка; Преодоления речевых нарушений.

Слайд 4

СОСТАВЛЯЮЩИЕ «ПРАВИЛЬНОГО» ВЫПОЛНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ Точность Плавность Темп Устойчивый переход от одного движения к другому Основной принцип: от простого к сложному.

Слайд 5

Необходимо знакомить детей с органами артикуляции и их названиями. Предлагается рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображения в зеркале, муляжи.

Слайд 6

Сказка «О Веселом Язычке» Н.В.Новоторцева; Сказка «О Веселом Язычке» М.Г.Генинг и Н.А.Герман; «Сказка о весёлом язычке» М.А.Поваляева, Справочник логопеда; «Сказка о Веселом Язычке»(+ развитие голоса), А.С.Герасимова и др. «Программа развития и обучения дошкольника».

Слайд 7

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1 – перед зеркалом; 2 – без зеркала по образцу, по подражанию; 3 – по инструкции, без зеркала и образца; 4 – синхронно с движением рук – биоэнергопластика.

Слайд 8

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Выполняется ежедневно (2-3 раза), чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ, повторяется по 5-7 раз. Не следует предлагать более 5 упражнений за один раз. Выполняется сидя перед зеркалом, ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Артикуляционная гимнастика организовывается под музыку, счет.

Слайд 9

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, затем показывает выполнение упражнения. Ребенок выполняет упражнение, а взрослый контролирует, дает инструкцию. Например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот.

Слайд 10

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ УДЕРЖИВАТЬ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ПОЗИЦИЮ 5-7 СЕКУНД. Забор Окно Мост Парус

Слайд 11

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПОДВИЖНОСТЬ ЯЗЫКА, ГУБ, ИХ КООРДИНАЦИЮ И ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ. Лошадка Вкусное варенье Часики

Слайд 13

Гласные звуки определяют разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску А И О Э ы

Слайд 15

Пропой гласные звуки И,У,И,О,А

Слайд 17

«Лягушка (улыбка)» Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам . Описание: растягивание губ в улыбке и удерживание несколько секунд в этом положении.

Слайд 18

Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. «Слоник» Описание: вытягивание губ вперед и удерживание несколько секунд в этом положении.

Слайд 19

Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик. Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я. Описание : надуть щеки и «лопнуть» их, нажав пальчиками. «Шарики»

Слайд 20

«Бегемотик» Описание: открывание и закрывание рта. Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик.

Слайд 21

«Орешки» Белка щелкает орешки. На дубе без всякой спешки. Описание : попеременное упираться кончиком языка в то правую, то в левую щеку при закрытом рте.

Слайд 22

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ (С, З, Ц) Упражнение «Забор» Методические рекомендации: просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Слайд 23

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ Упражнение «Окно» Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Верхние и нижние зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Слайд 24

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ Упражнение «Мост» Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами. Удержать под счет до 5.

Слайд 25

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ Упражнение «Холодный ветер» Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха.

Слайд 26

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (Ш,Ж,Щ,Ч) Упражнение «Забор» Методические рекомендации: просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Слайд 27

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Упражнение «Окно» Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Верхние и нижние зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Слайд 28

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Упражнение «Мост» Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами. Удержать под счет до 5.

Слайд 29

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Упражнения «Лопата», «Лопата копает» Методические рекомендации: Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка вверх. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.

Слайд 30

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Упражнение «Вкусное варенье» Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Слайд 31

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Упражнение «Теплый ветер» Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю.

Слайд 32

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Упражнение «Забор» Методические рекомендации: просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Слайд 33

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Упражнение «Окно» Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Верхние и нижние зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Слайд 34

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Упражнение «Парус» Методические рекомендации: Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

Слайд 35

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Упражнение «Лошадка» Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Слайд 36

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Упражнение «Грибок» Методические рекомендации: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута. Удерживать в таком положении 5-7 секунд.

Слайд 37

Умное Зеркало АЛМА

Слайд 38

Таким образом, систематическое выполнение несложных упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики помогает подготовить детский артикуляционный аппарат к правильному произнесению звуков.

Слайд 39

1.Буйко В.«Чудо-обучайка: речевая моторика, речевое дыхание, дикция» Для детей 3-6 лет. 2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. 3. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. 4.Крупенчук О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков девочек и мальчиков. 5.Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. 6.Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. 7. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. 8. Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Проведение мастер-класса на тему: «Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэто...

Мастер-класс для педагогов «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуля...

Мастер – класс для педагогов Тема: «Изготовление нетрадиционного оборудования для проведения дыхательной гимнастики»

Цель мастер-класса: обучение изготовлению и применению тренажеров для дыхательной гимнастики.Задачи:-рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей;-учит...

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...

Мастер-класс для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"

Материалы к мастер-классу для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"...