«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
статья по логопедии

Бугаева Анна Александровна

 

\Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.                     

         Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

       вливается живительный поток представлений, понятий.                                                                              Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
        В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_rabote_uchitelya-logopeda_dou.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.                      

         Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток представлений, понятий.                                                                              Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
        В.А. Сухомлинский

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Я строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки»«длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13). Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя- логопеда является:

• создание развивающей образовательной среды;

• осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

1)Усложнение научно – технического прогресса

2)Усложнение дефектов речи

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии.

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку. 

Данные цели привели к постановке и решении задач:

-Изучить и проанализировать литературу по теме.

-Изучить особенности использования игровой  технологии  в логопедической работе.

-Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

-Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности  в логопедической практике.

-Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных   игр.

-Подобрать игрушки для логопедической работы.

- конспекты занятий  в игровой  форме.

-Оказывать методическую помощь воспитателям  по ведению профилактической работы  с использованием игр.

-Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  • коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

На логопедических занятиях используются:

  • дидактические,
  • настольно-печатные,
  • словесные,
  • коррекционно-развивающие,
  • игры с движениями,
  • сюжетные, ролевые игры,
  • игры-драматизации

Дидактические игры и пособия

1)Игры для коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза

1.«Веселый паровозик»

Цель: учить определять место звука в слове ( в начале, середине, конце)

Задачи: Коррекционно-образовательная-формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки на определенный звук, дидактическое пособие «Паровозик»

Ход игры: Логопед предлагает ребенку взять картинку, рассмотреть её, назвать, что на ней изображено и определить где  звук живет в слове ( в начале, середине, конце). Если звук живет в начале слова, то картинку нужно поместить  в первый вагончик, если звук живет в середине слова, то картинку нудно поместить в средний вагончик и если звук живет в конце слова, то эта картинка отправиться в путешествие в последнем вагончике.

2. «Рыбалка»

Цель: учить определять первый,, последний  звук в слове

Задачи: Коррекционно-образовательная-учить определять звуки в начале и в конце слова.

Коррекционно-развивающая- развивать фонематическое восприятие. 

Коррекционно-воспитательная - воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: игрушечные ведра разных цветов- красного, синего, зеленого, удочка, маленький тазик, рыбки с картинками.

Ход игры: Ребенок должен поймать рыбку, назвать картинку на другой стороне и определить какой звук живет в начале (конце)  слова, если гласный звук, то рыбка помещается в ведро красного цвета, если согласный  твердый, то рыбка помещается в ведро синего цвета и если в начале слова согласный мягкий, то рыбка помещается в ведро зеленого цвета.

3. «Пароходы»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

 Задачи: Коррекционно-образовательная-учить делить слова на слоги

 Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование:

Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается на пароход с одной палубой, если 2 слога на пароход с двумя палубами, если 3 слога, то на трехпалубный пароход.

4. «Слоговой домик»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

 Задачи: Коррекционно-образовательная-учить делить слова на слоги

 Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование:

Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается в окно с цифрой -1, если 2 слога, то картинка помещается в окно с цифрой -2и т.д

5. «Выложи узор»

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить  различать смешиваемые звуки на слух и  правильно употреблять их в собственной речи.

 Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Ребенок должен внимательно слушать и выкладывать на звук С и Ш (Л и Р) их символ. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея. Таким образом, должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется ребенку для сравнения

6. «Звуковые дорожки»

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить  различать смешиваемые звуки на слух и  правильно употреблять их в собственной речи.

 Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Ребенок водит пальчиком по дорожке, четко произнося звуки. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея.

7. «Собери бусы»

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить  различать смешиваемые звуки на слух и  правильно употреблять их в собственной речи.

 Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л. Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук Р

8. «Выбери домик»

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить  различать смешиваемые звуки на слух и  правильно употреблять их в собственной речи.

 Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости от наличия того или иного звука.

9. «Засели Домики» для различения твердых и мягких согласных.

Цель: развивать фонематический слух.

Задачи: Коррекционно-образовательная- учить  различать твердые и мягкие согласные.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, какой звук живет в начале слова-мягкий или твердый и помещает соответственно в синий или зеленый домик.

10. «Подбери рифму»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

 Задачи: Коррекционно-образовательная- учить подбирать слова, близкие по звуковому составу.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы.

Коррекционно-развивающая развивает речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы.

11. «Подбери слово к схеме»

Цель: учить определять место звука в слове ( в начале, середине, конце)

Задачи: Коррекционно-образовательная-формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающая- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная- воспитание умения слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки на определенный звук, схемы слов к данным картинкам.

Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, позицию  звука в слове и помещает ее к соответствующей схеме-слова.

2)Игры для совершенствования лексико-грамматического строя речи

 «Один – много», 

«Назови ласково», 

«Сосчитай 1-5»

«Из чего сделано?», 

«Мой, моя, моё?», 

 «Чья мама?»

 «Чей хвост?» 

  «Кошки-мышки»

«Скажи наоборот» 

3) Игры для развития связной речи:

«Продолжи предложение», 

«Пословицы и поговорки», 

«Магазин», 

«Угадай», 

«Нелепицы»

«Придумай сказку»

«Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

4) Игры для развития высших психических функций

 «Четвертый лишний» или «Что лишнее»

«Найди отличия», 

 «Что спрятано?», 

«Лабиринты»,

5)Игры на знакомство с буквами

«Допиши букву»

«Найди такую же букву»

«Найди букву»

«Буквы спрятались

«Ребусы»

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Из опыта работы, игровые технологии в работе учителя-логопеда, с целью повышения эффективности проведения коррекционной работы при исправлении звукопроизношения, формирования фонематического восприяти...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО

Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...