Стихи для автоматизации и дифференциации звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ.
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кулагина Надежда Ивановна

Стихи для автоматизации и дифференциации звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihi_dlya_avtomatizatsii_i_differentsiatsii_zvukov_r.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стихи для автоматизации и дифференциации звуков Р, РЬ, Л,ЛЬ.

7. Стихи для автоматизации и дифференциации звуков Р, РЬ, Л,ЛЬ.

Ветер. (р,л,)

Кажется, это случилось вчера:

С вечера дождик пошел до утра.

Ветер промок, рассердился, задул ,

Тучи прогнал и спокойно заснул.

Кротик. (р,л,)

Черныйкротик вырыл норку,

Проглотил от булки корку,

Положил зерно в кладовку,

С огорода взял морковку.

Бурундук. (р,л,)

Полосатый бурундук

Разгрызал орех фундук.

В норке у бурундука

Килограммы фундука.

Гитары. (р,л,ль)

Поиграйте на гитарах

В одиночку или в парах,

И шестерка струн гитарных

Пропоет вам благодарно.

Ротвейлер и лайка. (р,л,ль)

Черная спинка и рыжий живот,

Сторож – ротвейлер у дома живет.

Лайка – красотка с ротвейлером дружит

Голову бедному кружит и кружит.

Воробей. (р,рь,л)

Он не вор и не злодей –

Серогрудыйворобей.

Просто думает быстрей

Тугодумов-голубей.

Йогурт. (р,рь,л)

Йогурт клубничный –

Сладкий, отличный –

Купит Иришка

Роме – братишке.

Слониха. (р,рь,л,ль)

Купил слонихе платье слон

И выбрал розовое он.

Была слониха в нем легка,

Как луч зари на облаках.

Свиристели. (р,рь,л,ль)

К нам на прошлой неделе

Прилетели свиристели.

Как они засвиристели –

Все рябины облетели.

Сорокина брошка. (р,рь,л,ль)

Старый ворон, черный Прошка,

Подарил сороке брошку,

Бриллиантом брошь сверкала,

А сорока стрекотала.

Карл и Клара. (р,рь,л,ль)

Клара играла на белом рояле,

Карлу отправили черный рояль.

У Клары цветы на рояле стояли,

У Карла лежала огромная шаль.

Фигуры. (р,рь,л,ль)

Растянули круг, и стал

Он похожим на овал.

Треугольник загрустил:

«Кто б мне угол подарил?»

Улыбается квадрат:

Он всегда всему был рад,

«Это я, прямоугольник!»

Ваш слуга и ваш поклонник!»

Кто его еще не знает?

Это ромбик убегает.

Старик – грибник. (р,рь,л)

Раз бродил старик с корзинкой,

Заблудился в трех осинках.

И тропинку потерял,

И внучка на помощь звал.

Ласточка и стриж. (р,рь,л,ль)

Как-то быстрый юный стриж

Ласточку засватал,

Пригласил ее в Париж

Он к родному брату.

Вот во Францию летят,

Вот уже в Париже,

Вот стрижа встречает брат,

Подлетает ближе.

Черный фрак на нем влитой,

Щебет по - французски,

Дарит розы молодой

Он невесте русской.

Над пространствами парит

Что за стриж – не наш ли?

Песня ласточки звучит

С Эйфелевой башни.

Рита и дождь. (р,рь,л,ль)

Барабанил мелкий дождь –

Пробирала Риту дрожь.

Рита долго не дрожала:

Быстро – быстро побежала.

И прогнала Рита дрожь,

И не страшен больше дождь.

Рыбак и морж. (р,рь,л,ль)

Рыбак над прорубью продрог.

По льду пришел он без дорог,

И топором он лед рубил

И до воды его пробил.

Потом он леску размотал,

Приманку бросил, долго ждал,

Пока крючок заглотит ерш,

Но вдруг на льдину вылез морж.

«Рыбак, рыбак, - промолвил морж,-

Не одолжишь ли мне свой нож?

А то моржонок в сеть попал –

Не может выбраться – беда!»

Отдал моржу свой нож рыбак,

И морж нырнул с ножом в зубах,

Моржонка он освободил,

А в благодарность подарил

Он рыбаку сачок такой,

Что ловит рыбу сам собой.

С тех пор не видел рыбака

Никто без этого сачка.

Весна.(р,рь,л,ль)

Ласковый солнечный лучик

Стылую землю согрел.

Выглянул маленький ключик,

Ожил, от таял, за пел.

Ключик хрустальный полился

Все веселей, веселей,

Не замолкая, струился

И превратился в ручей.

В облаке лучик умылся,

С лапок еловых скользнул,

Ярко в ручье отразился,

К дятлу в дупло заглянул.

Дятел стучал, не заметил,

Как наступила весна,

Как этот лучик был светел,

Как заблестела сосна.

Словно от белой метели

Дятел увидел следы –

Ландыша капли смотрелись

В лужицу талой воды.

Четыре рака. (р,рь,л,ль)

Собрались четыре рака.

Значит, скоро будет драка,

Потому что каждый рак –

Царь и бог среди коряг.

Черных, серых красных рыбок

Рак за жабры схватит живо.

Все враги, проникнув в пруд,

Быстро смерть свою найдут.

Но вот родственника – рака

Усмиряет лишь атака,

И. с клешней наперевес,

Рак на рака драться лез.

Хорошо ли братцы раки,

Жить от драки и до драки?

Может, лучше вам дружить,

Раку с раком в мире жить?

Три бобра. (р,рь,л,ль)

Замерзали три бобра:

Дом топить давно пора.

Только братцам было лень

Вылезать в холодный день.

Дрожь пробрала трех бобров.

Кто бобрам принес бы дров?

Кто бы дров им нарубил?

Кто бы печку растопил?

Пожалел их старый бобр –

Был он сед и очень добр.

Вынул он из брюк ремень

И прогнал боброву лень.

Побежали три бобра,

Принесли домой дрова.

Как дровишки разгорелись,

Сразу все бобры согрелись.

Кот.(р,рь,л,ль)

После ливня кот гулял

Мокрый, юный и лохматый.

Кот природу изучал,

Лица луж он трогал лапой.

Лужи хмурились в ответ,

Но ему и дела мало,

И, расплескивая свет,

Отражение дрожало.

Букашки в ромашках. (р,л,ль)

На крыше – ромашки.

В ромашках – букашки.

Зачем же букашки

Залезли в ромашки?

Ведь если положим

Ромашки в кармашки,

То эти букашки

Залезут в рубашки.

Аквариум. (р,рь,л,ль)

Вот в аквариуме рыбки –

Шаловливые улыбки.

Рыбки в крапинку, в горошек,

С плавниками, но без ножек.

Есть в полоску, есть цветные,

Черно – белые, любые.

Корова. (р,рь,л,ль)

Нарисую я корову

Круторогу, черноброву.

Я рога закрашу серым,

Бурым – бок, а ноги белым.

Пусть гуляет на пригорке,

Ест траву из рук Егорки.

Много дарит молока,

Сыра, масла ,творога.

Отара. (р,рь,ль)

Триста тридцать три барана

Шли на речку утром рано.

Шерсть у них в колечки свита,

Сострижешь – и свяжешь свитер.

Карась. (р,л,ль)

Я под вербою в пруду

Карася всегда найду

И скажу ему: «дружище.

Что ты в водорослях рыщешь?

Вылезай – ка на траву,-

Карася я позову,-

Или прыгай прямо в лодку –

Дам попробовать селедку».

Поросенок. (р,рь,л,ль)

Поросенок говорит:

«У меня живот болит.

Я отбросов съел с утра

Три корыта ,три ведра.

Там морковка и картошка,

И редисочки немножко,

Рис перловка и горох –

У кишок переполох!

Заурчали, заворчали!

Я в расстройстве и печали.

Видно, вредно есть с утра,

Повторю-ка с вечера!»

Трамвай.

Трамвай по рельсам дребезжит,

Земля под рельсами дрожит,

Дрожат дома, в домах – хрусталь,

Грохочет громко рельсов сталь!

Чебурашкины мурашки. (р,рь,л,ль)

По спине у Чебурашки

Так и бегают мурашки:

Знать, старуха Шапокляк

Пошутила страшно так –

И за шиворот рубашки

Сыпанула три мурашки.

Ах, как чешетсяона,

Чебурашкина спина.

И мурашку за мурашкой

Ловит бедный Чебурашка.

Декабрьское. (рь,ль)

В декабре метели пели,

Прилетели свиристели.

На рябине ночевали,

Всю ее переклевали,

А за ними - снегири,

Тридцать три и тридцать три.

Дверь тихонько отвари –

Вот их сколько ,посмотри!

Вечереет. На заре

Снова птицы во дворе.

Залетайте поскорей:

С вами зимы веселей!

Крот. (р,л,)

Подружился с крысой крот,

Проводил ее в свой грот,

Накормил подругу он Виноградом и зерном,

На прощание дал ромашку,

Чмокнул в серую мордашку.

Попрощался, стало грустно,

Крот уныло грыз капусту.

Компания. (р,рь,л)

На работе у Раисы

Вырос кустик барбариса.

А вот Брат ее Борис

Видел в парке кипарис.

А подруга их Лариса

Посадила три ириса.

Как птицы кота проучили. (р,рь,л,ль)

Кот крадется вдоль забора.

Этот кот – большой обжора.

Переловит всех подряд:

Воробьев и воронят,

Снегирей грачей синиц.

Он – гроза и крыс и птиц.

Раз вороны сговорились –

Проучить врага решились.

Налетели с трех сторон –

Нет отбоя от ворон.

Все в крови: и шерсть, и нос.

Кот бежит, задравши хвост.

С той поры он стал иной –

Птиц обходит стороной!

Оркестр на пруду. .(р,рь,л,ль)

К раку каракатица

На карете катится.

Только вечер наступает –

На гитаре рак играет.

У рояля стрекоза –

Изумрудные глаза.

Водомерка – первой скрипкой,

Дирижирует улитка,

А солируют лягушки –

Три зеленые подружки.

Муравейник. .(р,рь,л,ль)

В муравейнике под ивой

Муравьи живут красиво.

Дом их – сказочный дворец,

Каждый житель в нем боец.

С детства учатся стрелять,

Охранять царицу – мать.

А царица не прядет –

Яйца белые кладет.

Защищают муравьи

Яйца царские свои.

И живут в стране счастливой

Во дворце под старой ивой.

Шаровары у Варвары. .(р,рь,л,ль)

Средний рыжий брат Егорка

С младшим Ромой ехал с горки.

А у старшей их сестры

Шаровары так пестры,

Что рябит в глазах ребят,

И в сугроб они летят.

И зачем сестра Варвара

Ходит в этих шароварах?

Про трех червей. .(р,рь,л,ль)

Два румяных червяка

Поцарапали бока,

Вылезая спозаранку

Из пустой консервной банки.

Третий друг в траве лежал –

Двух румяных поджидал.

И отправились втроем

Через рощу в водоем.

Там в пруду бока отмыли –

Прямо к рыбам угодили.

Горный орел. .(р,рь,л,ль)

Я рассвет встречаю на вершинах горных,

Как и подобает

Горному орлу.

Распахну я пару

Крыльев сине-черных

И упругий ветер

Грудью разорву.

Скоро, скоро солнце

Все вокруг наполнит,

И потухнет пламя

Рыжего костра,

А на остром крае

Пропасти бездонной

Задрожит от страха

Юная трава.

Радуга. .(р,рь,л,ль)

Радуга яркая, радуга летняя,

Добрая память дождя.

Руки раскинула врозь семицветные,

До горизонта дойдя.

Дракон.(р-в стечении согласных)

Дракон подрался с выдрой,

Из шкуры шерсть ей выдрал.

Как грустно выдре драной:

Саднит у выдры рана.

Прогоним мы дракона,

Чьи нравы вне закона.

Драчун просил прощения,

Принес ведро варенья.

И выдра прослезилась,

С драконом помирилась.

Дракон – драчун прощенный

Играл с выдренком черным.

Черный кот и кошка Грета. .(р,рь,л,ль)

Черный – черный страшный кот

Крался ночью у ворот.

В темноте горят глаза-

Он мышей и крыс гроза.

Мыши в норах затряслись,

Крысы в подпол забрались.

Кот – стрелою под забор.

Впереди огромный двор.

Там лежит в полоске света,

Жмуря глазки, кошка Грета.

Мышкам можно не дрожать,

Крысам - смело вылезать:

Этой ночью страшный кот

На охоту не пойдет.

Будет песни петь он Грете-

Той, что краше всех на свете.

Лягушка и крокодил.(р,рь,л,ль)

Раз зеленый крокодил

На веранде наследил.

Лап своих не вытирая,

Он прошел, хвостом играя,

Прямо в комнату к лягушке –

Крокодиловой подружке.

Но лягушка возмутилась:

«Это что же, ваша милость.

На персидских на коврах

Столько грязи просто страх!

Раз у вас такие зубы,

Значит можно быть и грубым!»

Крокодилова слеза набежала на глаза:

«Извините, о лягушка,

Не лишайте вашей дружбы!»

Стал проказник очень мил

И слезами пол помыл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Стихи для автоматизации и дифференциации звуков

Это короткие стихотворения собственного сочинения, которые легко запомнить. Их цель-автоматизация и дифференциация звуков....

Стихи для автоматизации и дифференциации звуков «р», «р*», «л», «л*»

Какую пользу приносит малышу разучивание стихов.1. Развивается память.2. Развивается мозг. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект.3. Увеличивается активн...

Авторское пособие "Звуковые дорожки", для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с\'].

quot;Звуковые дорожки" - авторское пособие для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с'], поможет в игровой форме отработать изучаемые звуки....