Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Весенние приключения гусенички"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Покрова Анна Викторовна

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Весенние приключения гусенички"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности

«Весенние приключения гусенички»

Цель: сформировать у детей представления о насекомых. 

Задачи:

Образовательные: расширять и закреплять знания детей о насекомых;

вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Развивающие: развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, зрительную и слуховую память, связную речь.

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.

Оборудование: рисунок гусеницы (разборный), пазл из 5 частей «бабочка», иллюстрации насекомых, презентация «Интересные факты о насекомых», дидактическая игра «Четвертый лишний», «Чья тень», набор фигурок насекомых.

Ход НОД

На мониторе ноутбука появляется изображение конверта (с использованием анимации) и раздается звук пришедшего сообщения.

-Ребята, вы слышали сигнал? Посмотрите, нам пришло настоящее электронное  письмо! Давайте прочитаем его! (На экране появляется письмо и изображение гусенички).

«Здравствуйте, ребята! Я – маленькая гусеничка! Живу я в необычной стране. Я мечтаю поскорее превратиться в красивую бабочку! Помочь мне могут только любители и ценители живой природы!

Помогите мне, пожалуйста!!!»

-Ребята, как вы думаете, сможем ли мы выполнить сложные задания, чтоб помочь гусеничке?

Дети садятся на места. Перед ними – мольберт с изображением гусеницы. На каждой частичке-кружочке гусеницы – задание,  выполнив которое, дети получают кусочек пазла. Каждый кружок после прочтения задания убирается в бумажный «кокон».

Задание 1. «Отгадайте загадки о моих друзьях»

Каждая отгадка-картинка выставляется на доску.

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья…. (коровка).

Вот букашка - работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит………. (муравей).

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая………….. (муха).

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был?............ (Кузнечик).

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи?.......... (Оса).

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас..…….(комар).

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает………….. (стрекоза)

-Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем друзей гусенички: муху, осу, комара, пчелу…..?

Ответы детей - насекомые.

-Вы справились с первым заданием. Получайте первый кусочек пазла.

Задание 2. Дидактические игры  «Четвертый лишний», «Чья тень».

Дети делятся на три команды. Получают два листочка с заданием.

-Посмотрите на картинки и обсудите, кто лишний и почему?

Найдите,  тень какого насекомого нарисована? Ответит один из команды.

Вместе разбирают два примера.

 «Чья тень». Логопед обращает внимание на части тела тени насекомого (усики, шесть лапок, голова, крылья, брюшко), которые нужно соотнести с изображением.

«Четвертый лишний»: божья коровка, муравей, пчела, муха. (муха приносит вред)

Задание для команд:

1. Кузнечик, жук, муравей, колибри. (колибри – птица)

2. Стрекоза, бабочка, пчела, муравей. (муравей не летает)

3. Стрекоза, бабочка, паук, пчела. (паук не насекомое)

После выполнения заданий в команде, совместный разбор и подведение итогов.

-Молодцы! Вот вам второй кусочек пазла!

Задание 3. «Почемучка»

-Прежде, чем ответить на очень сложные вопросы, послушайте интересные факты о насекомых. (Показ презентации)

Дети рассаживаются на ковре-«полянке».

•        Насекомые - первые живые существа, которые появились на Земле, более 400 млн. лет назад. С тех пор они пережили пять массовых катаклизмов и оказались более живучими, чем тиранозавры.

  • Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

Муравьи никогда не спят.

  • Как вы думаете, есть ли у комара уши? (Ответы детей)

Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

  • Чтоб издать звук (стрекотание), кузнечик потирает задними ногами.

Снаружи они покрыты твердыми щетинками, которые трутся друг о друга и издают звук. Некоторые виды кузнечиков стрекочут, потирая передние лапы, а некоторые трут лапами о корпус. У каждого вида кузнечиков своя особенная песенка. Кровь кузнечика белого цвета.

  • Самые быстрые насекомые на планете это стрекозы.

Скорость их может достигать 57 км/ч. Стрекоза живет 24 часа.

Физкультминутка

Засиделись насекомые на полянке, расправили свои крылья и полетели: Летит пчела жужжит: ж- ж -ж. Летит комарик, звенит: з-з-з-з. Кузнечики запрыгали. Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала.

Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все. Молодцы.

Дети рассаживаются на места.

А теперь – очень сложные вопросы от нашей гусенички.

  • Какие существа появились на Земле первыми? (насекомые)
  • Кто самый сильный на земле? (муравей).
  • Где находятся уши у комара? (в усах)
  • Каким цветом кровь кузнечика? (белого)
  • Назовите самое быстрое насекомое. (стрекоза)

-Молодцы! Получайте третий кусочек пазла!

Задание 4. «Что делают насекомые?»

Задание для каждой команды -  собирать на полянке  насекомых по действиям (на ковре разложены фигурки резиновых насекомых).

  1. Ползают, бегают  (муравей, жуки и т.д.)
  2. Летают. (пчела, бабочка, муха, оса и т.д.)
  3. Прыгают. (кузнечик, блоха, богомол, саранча)

Обсуждение и разбор – кто правильно выбрал насекомых. Обратить внимание, что некоторые насекомые попали  в две группы – и летают, и ползают.

В награду вам четвертый кусочек пазла.

Задание 5. «Игра на внимание»

Поиграем в  «Игру  в слова».

- Я называю вам слова, а вы подумайте и хлопните, если слово подходит:  Муравью: зелёный, муравейник, порхает, мёд, паутина, трудолюбивый.

Пчеле: пасека, вредитель, труженица, прыгать, нектар.

Кузнечику: полосатый, зелёный, нектар, «чемпион по прыжкам».

Бабочке: улей, порхает, плавает, красивая.

Молодцы! Вы справились с заданием!

А теперь давайте соберем все кусочки и соберем пазл. Что у нас получилось? (бабочка)

Какая замечательная, красивая бабочка получилась из нашей гусенички! Давайте составим синквейн на тему «Бабочка».

(примерный синквейн)

  1. Бабочка.
  2. Красивая, разноцветная.
  3. Порхает, собирает (пыльцу), машет (крыльями).
  4. Красивая бабочка порхает над цветами.
  5. Насекомое.

Сюрпризный момент

Угощение от бабочки – конфеты.

Продуктивная деятельность.

В самостоятельной деятельности детям предлагается вырезать из цветного картона силуэты бабочек и симметрично украсить их кусочками пластилина.  Бабочки помещаются на выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующего вида. "Лес полон чудес".

ГБДОУ детский сад №30 комбинированного вида, Курортного района Санкт-Петербурга.Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующего вида №2 «Лес полон чудес».Подготовила и про...

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующего вида. "Звуки и буквы".

Конспект фронтального занятия в старшей группе №2,«Буквы и звуки»Подготовила и провела учитель-логопед Петрова Елена Алексеевна.Цели: Закрепление знаний о звуках и буквах А, У, О. Познаком...

Открытое занятие в старшей группе компенсирующей направленности по музыкальному воспитанию « Волшебный сундучок осени»

Цели:      Воспитывать коммуникативные навыки детей при взаимодействии в  музыкальных играх.        Расширять представления детей о сез...

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Лес – наше богатство».

Закрепление и систематизирование знаний детей о природе, об охране окружающей среды....

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Приключения Карандаша и Гвоздика»

Конспект открытого занятия в старшей группе :"Приключения Карандаша и Гвоздика"...