Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 5-6 лет старшей логопедической группы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Остроухова Ксения Владимировна

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 5-6 лет старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 5-6 лет старшей логопедической группы.

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Цель занятия: Закрепить знания и представления детей о зимующих птицах и обогатить словарный запас по данной теме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь детей по теме;

- учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц;

- учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

- закрепить навык образования сложных прилагательных;

- продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные;

- закрепить навык словоизменения существительных в Р.п.;

- закрепить навык согласования существительного с числительным.

Коррекционно-развивающие;

- развивать когнитивные функции: операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- развивать слуховое внимание и память;

- развивать фразовую, диалогическую речь;

- развивать внимание, логическое мышление,

- развитие равновесия, крупной моторики.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их;

- воспитывать положительные личностные качества.

Оборудование: проектор, три дерева, предметные картинки с изображением птиц, доска Баламетрикс, доска с цифрами, мешочки с горохом, мячик-прыгун, кормушки, корм для птиц, клей, аудио запись голосов птиц, звук метели и хруста снега, костюм воробья, макеты птиц.

Организационный момент.

Логопед: Ребята, отгадайте загадки.

(активизировать словарь детей по теме, упражнять в узнавании птиц по их описанию, развивать фразовую, диалогическую речь, воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их, воспитывать положительные личностные качества)

Загадки про птиц.

(Воробей, сорока, снегирь, синица, сова, голубь.)

Логопед: «Что этих птиц объединяет»? «Как мы называем этих птиц»?

Ответ детей: «Зимующие».

Логопед:  «А почему мы их называем зимующие?»

Ответ детей: «Это птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера».

Логопед: «А легко этим птицам зимой?

Ответ: «Нет».

Логопед: «А почему»?

Ответы детей: «Зимой всё в снегу и им сложно добыть себе пищу».

«Птицы жмутся к человеческому жилью, вороны и галки ночуют большими стайками на деревьях, прижавшись друг к другу. Синицы и дятлы укрываются в дуплах. В кроне густых ёлочек ночуют снегири.

Логопед: «А как мы можем им помочь перезимовать?»

Ответ: «Мы можем смастерить кормушки и их развесить на деревьях, насыпать туда корм, приносить корм в парки и леса и разбрасывать его на снег, на веточки деревьев».

Логопед: «Я согласна с вами.

И предлагаю вам отправиться в лес, чтобы позаботиться о зимующих птицах. Вы готовы? »

Ответ: «Да».

Логопед: «Замечательно, а что же мы с собой возьмём в лес? »

Ответы детей: «Корм, зёрна, семечки нежареные, сало несолёное, кормушки».

Логопед: «Это всё замечательно, только вот кормушек у нас нет. Надо их смастерить.»

2 минуты

«Садитесь за столы». (Дети делают кормушки с воспитателем) «А знаете ли вы, что кормушка – это столовая для птиц? Значит кормушка чья столовая?»

Ответ: «Птичья».

3 минуты

Логопед: «Ну что, теперь мы готовы помогать зимующим птицам. Можно оправиться в лес.»

ПОД МУЗЫКУ ИДЁМ В ЛЕС.

Логопед: «Ребята, вот мы и в лесу. Как тут холодно и снежно. Но, очень красиво.

Только что-то птиц не видно и не слышно?»

Игра 1. «Кто как голос подаёт».

 (учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц)

Логопед: «Ребята, кто это голос подаёт?»

 (Дети отгадывают голоса птиц) 3 минуты

Выходит воробей.

- Я воробей: чик-чирик. Это мы спорим, кто лучше из нас голос может подавать.

Я умею лучше всех чирикать. Но я не умею ворковать, тинькать, каркать, стрекотать, свистеть и ухать. Наши голоса нам даны, чтобы нас можно было отличать друг от друга. Поэтому наш спор бесполезен.

А вы что тут делаете?

Логопед: «А мы, воробей, пришли в лес, помочь, вам зимующим птицам, подкормить вас. Чтобы вам было легче перезимовать».

Воробей: «Спасибо, вам большое, но нас много. У вас много корма для нас?

Логопед: «У нас много разного корма. Да и мы вас сейчас посчитаем».

Логопед: «Ребята, давайте посчитаем, сколько птиц здесь сейчас».

(Счёт птиц по картине на проекторе) 5 минут

Игра 2. «Согласование существительного с числительным».

(закрепить навык согласования существительного с числительным)

(Кидаем мячик в доску на подставке)

Счет птиц по проектору или по картине-дереву.

Логопед: «Да, птиц много, но и мы хорошо подготовились, держи воробей корм. На всех птиц хватит. Давайте ребята мы для других птичек корм в кормушки насыпем, а кормушки развесим на веточки деревьев». (Прикрепляем кормушки на ветки деревьев и приглашаем их кушать)

3 минуты

Игра 3 «Угощение»

 (закрепить навык образования сложных прилагательных)

У воробья жёлтый рот, значит он желторотый. «Желторотый воробей, приглашаю тебя на кормушку. А теперь вы пригласите любую зимующую птицу.» (Дети приглашают красногрудого снегиря, белобокую сороку, жёлтобрюхую синицу, чёрноглазую ворону).

Воробей: «Спасибо, вам большое, что заботитесь о нас, зимующих птицах. До свиданья».

Логопед: «Ребята, в лесу холодно, давайте поиграем чтобы согреться».

3 минут

Игра 4. «Большой-маленький» 

(учить образовывать прилагательные и существительные с помощью сффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)

(Кидаем мешочки, стоя на доске) 

Логопед: «А кто любит играть в снежки?»

Ответ детей: «Мы».

Логопед: Давайте будем кидать мешочки-снежки и играть в игру «Большой-маленький»

Логопед: «Острый клюв-остренький клювик, тонкие лапки-тоненькие лапки, длинная шея-дленненькая шейка, белая грудь-беленькая грудка, чёрное крыло-чёрненькое крылышко, толстая шея-толстенькая шейка, короткий хвост-коротенький хвостик, светлые перья-светленькие пёрышки.» 3 минуты

Игра 5 «4-ый лишний». (слайды на проекторе)

(развивать внимание, логическое мышление, память, операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

Определите, какая птичка лишняя и почему?

А теперь отгадайте какой птички не стало? Кого нет?

(воробья, снегиря…..)

Логопед: «Ребята, вы согрелись?

 Ну что, пора и нам возвращаться из леса в наш детский сад».

(Под музыку идём и возвращаемся в детский сад.) 3 минуты

Логопед: «Ребята, смотрите воробей, прислал нам письмо из леса. Пока мы шли в детский сад. Это письмо с благодарностью. Все птицы нас благодарят за то, что мы о них позаботились, накормили их в такое тяжёлое для них время. И птички решили вам подарить подарки, посмотрите какие красивые раскраски они вам решили подарить».

 (Раскраски птиц) 1 минута

«Дети, что понравилось вам сегодня на нашем занятии? Какая игра запомнилась больше всего? Как вы думаете мы помогли птичкам? Что мы для них сделали полезного?

Я вас всех благодарю! До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"

Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Зима" для детей с ОНР

Тема: «Зима».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - уточнять и расширять представления де...

Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".

Закрепить и обобщить знания детей о посуде через  составление описательных рассказов....

Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме   " Детский сад. Профессии работников детского сада"  для детей 5- 6 лет....

Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи .

Конспект Фронтального занятияпо развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.Тема «Овощи»....

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление  знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многознач...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многозначность ...