Мастер- класс для педагогов и родителей: " Как мы с мамой сказку сочиняли"
методическая разработка по логопедии

Кожина Людмила Николаевна

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр нетрадиционным способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_my_s_mamoy_skazku_sochinyali.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

   

Мастер – класс для родителей и педагогов»

« Как мы с мамой сказку сочиняли»

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Людмила Николаевна, учитель-логопед детского сада №1 «Улыбка». Я рада вас приветствовать на мастер-классе, тема нашей встречи « Логопедические сказки с мамой».Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении коррекции произношения у дошкольников. Показать некоторые методические приемы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Цель: показать родителям организацию артикуляционной гимнастики в домашних условиях сенсорно-интегративным способом.

Задачи:

  • дать представление о разнообразии логопедических игр, их организации и применении в домашних условиях;
  • расширять знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;
  • формировать умения результативно помогать детям;
  • вовлекать родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Важным показателем готовности детей к школьному обучению является их уровень речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь. Звуки речи  образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные ,упругие и  подвижные органы речи- язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многих мышц ,в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Важной задачей логопеда и родителей является тренировка этих мышц через артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. У ребенка дошкольного возраста органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, их необходимо укреплять, тренировать. И помочь может в этом, занятия артикуляционной гимнастикой. Благодаря занятиям, проводимым дома, ребенок и родители взаимодействуют друг с другом, преодолевают трудности.

Артикуляционная гимнастика выполняется различными способами. Чтобы избежать ребенку контакта с зеркалом (ранней и младший возраст) гимнастику хорошо выполнят сенсорно-интегрированным способом. Такая гимнастика выполняется с фруктами, овощами, предметами.

Главная задача логопеда и родителя научить ребенка моторной имитации для развития речи: улыбаться, отводить язык в разные стороны, вытаскивать язык и поднимать его кончик, вытягивать губы. Занятия проводятся в игровой форме с опорой на сохраненные анализаторы-тактильные, слуховые, обонятельные, зрительные, вкусовые. Например: круговые движения язычка по дольке яблока, удерживание губами веточку петрушки, вытаскивание губами специи гвоздики и сплевывание с языка). С помощью вкуса ребенок понимает, где находится его язык, какое движение он совершает. Можно выполнять такую артикуляционную гимнастику сложить историю или сказку, учитывая интерес и эмоциональное стояние ребенка.

Сказка «Как Маша побывала в гостях у трех медведей»

Оборудование: укроп (петрушка), стаканы, тарелки, султанчики, дольки яблока (апельсина), сушка мелкая, крупная, специи гвоздики, грецкий орех, хлебные палочки (соломка), помидор или яблоко, виноград двух сортов, зерна воздушной пшеницы.

Педагог или родитель рассказывает сказку, выполняя действия с предметами, побуждает к действиям ребенка по ходу давая инструкции.

Жили-были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька. Стала Маша проситься у стариков сходить с подружками в лес, по грибы и ягоды. Старики отпустили внучку, да наказали, чтобы в лесу она от подружек не отставала. (Пальчиковая разминка с использованием бутылочных пробок. Пальчики шагают в пробках поочередно меняя пальчики).

Пришли подружки в лес, а в лесу ягода спелая, круглая. (Круговые движения язычком по дольке яблока).

Идёт Машенька, любуется красотами леса, вдыхает ароматный запах цветов. (Речевое дыхание. Вдох через нос, выдох ртом). Собирает ягоды горстями и кладет их  в рот (Моторика, игра «Проглот» с использованием носового платка, целиком вобрать платок в ладонь, используя пальцы одной руки. Руки меняются.). (Отрывает виноград губами с виноградной веточки).

Вот белочка скачет по веткам, орешки собирает и песенки поет:

Я такая смелая, ловкая, умелая

Орешки собираю, в лапках и по щечкам

Их катаю , на зиму запасаю.

(Педагог катает грецкий орех по одной щеке, затем по другой, над губой, под губой. Между ладонями, прямыми и круговыми движениями).

Поиграла Маша с белочкой, глядь, а подружек не видно. Пошла Маша искать подружек, а лес все темнее, все гуще. Кругом поваленные деревья, коряги. Стала маша пробираться сквозь чащу.

    1)Упр-е « Усы»

Удерживать хлебные палочки между верхней губой и носом

Главная задача удержать соломку с помощью губ), отвернуть голову влево – вправо, поднять-опустить голову.

2)Упр-е «Бревнышко»

  удерживание соломки на губе с помощью языка вверх, здесь следует обратить внимание, чтобы соломка находилась на верхней губе, а язычок помогал её удержать

 3)Упр-е «Горка»

  упражнение «Горка», главная цель удержать соломку на нижней губе,  помощью языка, при этом рот максимально открыт.

4) Вытаскивание семян гвоздики из яблока губами

Видит Маша стоит в чаще избушка, постучалась Маша в дверь, никто не ответил. Вошла Маша и видит, стоит стол, а на столе три тарелки: большая, средняя и маленькая. (Круговые движения язычка по дольке апельсина, долька большая, средняя и маленькая). Попробовала Маша еду из большой тарелки (Губами отрываем листочки петрушки). Попробовала Машу еду из средней тарелки (Губам отрываем листочки укропа). Не понравились Маше еда в этих тарелках. (Сплевывание воздушной пшеницы с кончика языка в стаканчик , не убирая язык в полость рта). Попробовала Маша еду в маленькой тарелке,

Очень понравилась еда Маше из маленькой тарелочки.

 (Перекатывание крупного винограда внутри полости рта, от щеки к щеке, не открывая рта).   Вдруг, шум и рев, это медведи вернусь. Видит Маша, как медведи зубы скалят (Изобразить оскал). Увидела Маша, какие острые зубы у медведей, испугалась (Покусываем зубками кончик языка, нижнюю и верхнюю губы).  Выскочила Маша в окно, не знает куда бежать, глядь, знакомая белочка. Побежала Маша за белочкой, ветер волосы у Маши раздувает (Вздох носом, выдох на султанчики, либо веточку укропа. ( Щеки не раздуваем, плечи не поднимаем). Добралась она с белочкой  до  деревни, Машенька поблагодарила белочку за ее доброту. А белочка дала Маше подарок на память: « Ты грибочек мой держи, да смотри не урони».( Упражнение «Блинчик» Рот широко открыт, язычок лежит на нижний губе. Главная задача удержать грибочек на язычке). Подошла Маша к дому, увидели Машу бабушка с дедушкой, обрадовались, что внучка вернулась. Маша сказала, что больше никогда не будет отставать от подружек. Сели они чай пить от радости.

1) Упражнение «Счёты». Обратите внимание, что в данном упр-и   работает только язычок, он передвигает сушку влево, вправо, при этом голова не подвижна, зафиксирована.

 2)Упр-е «Пирамидка» А здесь язычок поднимает сушку по соломке вверх, фиксация языка в верхнем положении.

 3) Упр-е « Колесико»  Самое любимое упражнение у детей «Колесико». Здесь необходимо раскрутить языком сушку на соломке.

  4) Упр-е « Иголочка» Очень важно  острым напряженным язычком попасть в отверстие сушки «колечко», рот широко открыт.

Просовывать кончик языка в дырку от маленьких сушек, каждый раз убирая язык внутрь полости рта.

Вот и сказочке конец, а кто слушал -молодец!!!

Системное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;
  2. Быстрее преодолевать речевые дефекты;
  3. Привести тонус мышц губ, щёк и языка в норму.

Выполняйте артикуляционную гимнастику для чёткой дикции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов и родителей по ПДД в группе «Сказка»

Представляю вашему вниманию мастер- класс по изготовлению макета города....

Мастер-класс для педагогов и родителей по изготовлению комплекта пальчиковых кукол по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Думаю, что мои подсказочки могут пригодиться тем рукодельницам, у которых нет под рукой принтера, чтобы распечатать готовые выкройки из интернета....

Мастер-класс для педагогов и родителей по изготовлению пальчикового театра по сказке «Репка»

Предлагаю вашему вниманию свой маленький опыт по изготовлению комплекта пальчиковых кукол по мотивам русской народной сказки «Репка»....

Мастер-класс для педагогов "Магнит своими руками - подарок для мамы"

Мастер-класс для педагогов "Магнит своими руками-подарок длямамы"...

Мастер-класс для педагогов к празднику 8 марта «Подарок маме»

8 марта один из любимых праздников в нашей стране это день не только мам, но и бабушек, сестер и воспитателей, а также девчонок, которые скоро вырастут и тоже станут мамами. Официально ...

Мастер- класс для педагогов и родителей: " Логопедические игры с мамой"

Оказание помощи в организации логопедических игр нетрадиционным способом....