Мастер- класс для педагогов и родителей: " Логопедические игры с мамой"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кожина Людмила Николаевна

Оказание помощи в организации логопедических игр нетрадиционным способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_dlya_roditeley_logopedicheskie_igry_s_mamoy_na_rayon.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1 )

Мастер-класс для педагогов и   родителей

 «Логопедические игры с мамой».

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Людмила Николаевна, учитель-логопед детского сада №1 «Улыбка». Я рада вас приветствовать на мастер-классе, тема нашей встречи «Логопедические игры с мамой». Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

(Слайд 2) Цель мастер-класса -  оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в домашних условиях нетрадиционными способами.

(слайд 3) Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;
  • сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их организации в домашних условиях;
  • обучать применению;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  • расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

И, прежде чем, мы начнем нашу работу, хотелось бы вспомнить замечательное высказывание Льва Семёновича Выготского «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». Важнейшим показателем готовности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Сначала ребёнок осваивает звуковую речь.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Что такое речь? Строим дом:

Фундамент нашего дома – работа по развитию артикуляционного аппарата:

Стены–работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания.

Крыша –развитие фонематического слуха.

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; это комплекс упражнений для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы артикуляции: язык, зубы, щёки, губы, уздечка и нёбо. Важной задачей учителя-логопеда в детском саду является тренировка мышц этих органов через артикуляционную гимнастику. Почти все родители знают, что гимнастика рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи, и что гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. У ребёнка дошкольного возраста органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством некоторых речевых нарушений.

В современной логопедии одним из ключевых этапов коррекции речевых нарушений является взаимодействие с семьей. О роли семьи в становлении ребёнка как личности, говорится достаточно много. На сегодняшний день семья становится во главу коррекционного процесса, и родители являются главными помощниками логопеда. Благодаря занятиям, которые проводятся дома, ребёнок и родители вместе погружаются в коррекционно-образовательный процесс и, взаимодействуют друг с другом, преодолевают трудности. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику сидя перед зеркалом. Так как игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, я хочу познакомить вас  с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома. Прежде, чем приступать к артикуляционной гимнастике родители должны ознакомиться с рекомендациями по проведению гимнастики дома.

(слайд 4) Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

  1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
  2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  3. Покажите правильное выполнение упражнения.
  4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

(слайд 5) Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

(слайд 7 по 15) Артикуляционную гимнастику хорошо выполнять разными способами: классическим, (слайд 16) под музыку, под музыку с движениями, со стихами, сенсорно-интегративным способом. Остановимся на последнем способе. (слайд 17) Одним из направлений сенсорно-интегративной гимнастики является развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на сохранные анализаторы чувствительности – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные (например, удерживать губами веточку укропа, сплевывание с языка различных специй). Задача логопеда и родителя научить детей моторной имитации для развития речи: улыбаться, вытягивать губы, вытаскивать язык и поднимать его кончик, отводить язык в разные стороны. Все традиционные артикуляционные упражнения сводятся к этим 4 типам, и тогда мы можем дополнить эти упражнения каким-то сенсорным признаком, например, круговые движения язычка по дольке апельсина. С помощью вкуса ребенок понимает, где находится его язык, какое движение он совершает. Эти упражнения помогают ребенку избежать контакта с зеркалом, что не будут делать  аутисты, или дети раннего, младшего возраста.

 (слайд 18) Важно, как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребенка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС.

(слайд 19, 20) Гимнастика выполняется с предметами, фруктами, овощами. Можно выполнять такую артикуляционную гимнастику с просто предметами, а можно сложить историю или сказку.

«Приключения Колобка».

Оборудование: грецкий орех, виноград двух сортов, палочки корицы (хлебные палочки), соломка, сушка мелкая, кружочек яблока, султанчики, зёрна кофе, зелень петрушки или укропа, стаканы, тарелки.

Перед каждым ребёнком на столе тарелка либо поднос с грецким орехом, виноградом, кружочкам яблока, палочкой корицы, веточкой укропа, зёрнами кофе, рядом стаканчик одноразовый и султанчик.

Педагог читает сказку, выполняя действия с предметами, побуждая или давая по ходу инструкции детям.

В те давние времена, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: «Испеки-ка ты нам колобок».

- «Дак из чего испечь то, муки то ведь нету».

 -«А ты по амбару помети, авось чего и наберется.» И пошла бабушка в амбар (мелкая моторика с использованием пробок). И набралось муки, пригоршни две (мелкая моторика с использованием платка). Замесила тесто на сметане и скатала старуха колобокПедагог поёт и катает грецкий орех по одной щёчке, затем по другой, над губой, под губой:

«Я катаю Колобок,

У него румяный бок,

Круглые живот и спинка

Вышел он как на картинке»

Испекла бабка колобок и положила его на окошко.

Колобок полежал, полежал, да и выпрыгнул в окно. Катится Колобок по лесной дорожке, катится. Катаем виноград по щёчке справа, потом слева.

Вдруг на пути преграда, поваленные деревья.

1)Упр-е « Усы»

Удерживать хлебные палочки между верхней губой и носом

Главная задача удержать соломку с помощью губ), отвернуть голову влево – вправо, поднять-опустить голову.

2)Упр-е «Бревнышко»

  удерживание соломки на губе с помощью языка вверх, здесь следует обратить внимание, чтобы соломка находилась на верхней губе, а язычок помогал её удержать

 3)Упр-е «Горка»

  упражнение «Горка», главная цель удержать соломку на нижней губе,  помощью языка, при этом рот максимально открыт.

4) Вытаскивание семян гвоздики из яблока губами

Расчистили лесную тропинку.

Покатился наш Колобок дальше.

Перекатывание крупного винограда внутри полости рта от щеки к щеке, не открывая рта.

Вдруг Колобок увидел трёх поросят, которые убегали от голодного волка.

Надавить пальцем на кончик носа с одновременным быстрым выдохом через нос.

А вот и серый волк бежит за ними и скалит зубы.

Изобразить оскал.

И увидел Колобок, какие острые зубы у волка.

Покусываем зубками кончик языка, нижнюю губу, верхнюю губу.

Испугался колобок и быстро покатился дальше.

Катится, колобок, катится, и докатился до моря.

Покатился колобок вдоль берега моря.

Облизываем вокруг языком кружочек яблока. А в море живёт Русалочка, ветер волосы у неё раздувает.

Вдох носом, выдох на султанчики ртом. Угостила русалка колобка морскими водорослями.

Губками отрываем листочки петрушки (укропа). Вдруг шум, гам. Это пираты стреляют из своих пушек.

  1. Сплёвывание с кончика языка (не убирая язык в полость рта) зёрен кофе (в стаканчик) 2) Сплёвывание специй гвоздики с яблок или помидора. Страшно стало Колобку и захотелось ему домой к бабушке и дедушке. Помогла ему Русалочка: «Волшебную палочку ты держи и смотри не урони».

2)Удержание соломки на языке, загибая его вверх к носу.

Один, два, три, четыре, пять – дома Колобок опять.

Закрыли глаза и надавили пальцами под бровью. А там дедушка с бабушкой чай пьют с сушками.

 1) Упражнение «Счёты». Обратите внимание, что в данном упр-и   работает только язычок, он передвигает сушку влево, вправо, при этом голова не подвижна, зафиксирована.

 2)Упр-е «Пирамидка» А здесь язычок поднимает сушку по соломке вверх, фиксация языка в верхнем положении.

 3) Упр-е « Колесико»  Самое любимое упражнение у детей «Колесико». Здесь необходимо раскрутить языком сушку на соломке.

 4)Упр-е « Блинчик» В данном упражнении рот широко открыт, язычок лежит на нижней губе. Главная задача заключается в удержании сушки на широком язычке.

 5) Упр-е « Иголочка» Очень важно  острым напряженным язычком попасть в отверстие сушки «колечко», рот широко открыт.

Просовывать кончик языка в дырку от маленьких сушек, каждый раз убирая язык внутрь полости рта.

Вот и сказочке конец, а кто слушал -молодец!!!

(слайд 27) Такую гимнастику можно проводить с детьми четырёх- пятилетнего возраста или пяти-шестилетнего, ребята выполняют её с большим удовольствием, что помогает увеличить мотивацию к артикуляционной гимнастике.

Системное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;
  2. Быстрее преодолевать речевые дефекты;
  3. Привести тонус мышц губ, щёк и языка в норму.

Выполняйте артикуляционную гимнастику для чёткой дикции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...

Мастер- класс для педагогов "Применение в логопедической практике мультимедийных технологий на примере игры, выполненной в программе Microsoft Рower Рoint по профилактике дисграфии и дислексии"

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективно...

Мастер-класс для родителей "Логопедические игры с мамой"

Логопедические игры с мамой дома на досуге...

Мастер- класс для педагогов и родителей: " Как мы с мамой сказку сочиняли"

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр нетрадиционным способом....

Мастер-класс для педагогов по теме: «Логопедические игры как средство формирования правильной речи дошкольников»

Содержит речевой материал для воспитателей детских садов, который они могут применять в работе с детьми....

Сценарий совместного досуга для детей группы «Ручеёк» с родителями ко Дню матери. «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (мастер-класс по использованию камешков Марблс в играх с мамой)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Радуга»     Сценарий совместного досуга для детей группы «Ручеёк»с родителями ...